Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:16, курсовая работа
Осуществление контрольной деятельности государства за налоговой сферой предполагает взаимодействие как специальных контрольных, так и правоохранительных органов, в компетенцию которых входят различные контрольные полномочия.
Актуальность данной темы в том, что правовое регулирование взаимодействия налоговых органов и органов силовых структур (в данной роботе пойдет речь об органах Министерства Внутренних Дел и органах Федеральной Службы Судебных Приставов) на практике помогает не в полной мере достижению целей тех основных целей, которые перед собой ставит государство, а именно:
Обеспечение налоговых поступлений в бюджет;
Уменьшение преступности в сфере экономики.
Введение 2
Глава 1. Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел: 3
1.1. Организационно-правовая основа взаимодействия налоговых органов, органов МВД и ФССП 3
1.2. Цели, задачи и механизм взаимодействия налоговых органов, органов МВД и ФССП 6
1.3. Особенности проведения налогового контроля налоговыми органами совместно с органами МВД 13
Глава 2. Совершенствование механизма взаимодействия налоговых органов с органами МВД и ФССП 20
2.1. Эффективность обеспечения соблюдения налогового законодательства в условиях взаимодействия налоговых органов и органов МВД 20
2.2. Организационно-правовые проблемы взаимодействия налоговых органов и органов МВД и ФССП и пути их решения 26
Заключение 41
Приложение 42
Список использованных источников 43
«Несовершенство взаимодействия налоговых органов с органами МВД»3 сказывается на отрицательных результатах совместной работы органов, но также имеют место и положительные стороны такого взаимодействия, - об этом говорят статистические данные, взятые по Приморскому краю за 2011-2012 гг..
Из официального сайта Администрации Приморского края: «Снижены результаты по выявлению и раскрытию преступлений в сфере экономики (–13,3%). Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений экономической направленности в общем массиве выявленных снизился с 66,1% до 47,9%.
Установленный материальный ущерб по оконченным уголовным делам экономической направленности составил 276133 тыс. рублей (АППГ – 377363 тыс. рублей), а возмещённый – 48753 тыс. рублей (АППГ – 184501 тыс. рублей).».
Информация из СМИ PrimaMedia.ru: «Количество зарегистрированных преступлений экономической направленности в Приморском крае снижается в течение всех последних лет. В 2012 году оно снизилось на 14,6% по сравнению с предыдущим годом. Такие данные содержатся на созданном под эгидой Генпрокуратуры РФ портале правовой статистики Crimestat.ru, сообщает РИА PrimaMedia.
В 2012 году в Приморье было зарегистрировано 1347 преступлений экономической направленности, что на 14,6% ниже уровня 2011 года. По количеству экономических преступлений на 100 тысяч человек населения Приморье оказалось одним из самых благополучных российских регионов, заняв 76-е место из 83.
Отметим, что тенденция к снижению количества
экономических преступлений наблюдается
с 2009 года. Снижается и количество выявленных
лиц, совершивших такие преступления –
если в 2011 году правоохранительные органы
выявили 396 экономических преступников,
то в 2012 году был выявлен всего 371 человек».
Оценивая статистику за период с 2009
года по 2012 год выявляемость экономических
преступлений в Приморском крае сократилась
более чем в четыре раза (с 5,8 до 1,3 тысяч).
При этом доля тяжких и особо тяжких деяний
в общей массиве выявленных экономических
преступлений снизилась до 53%. Наряду с
этим сохраняется низкий уровень раскрываемости
(менее 50%). В общероссийском рейтинге по
показателю регистрации экономических
преступлений Приморский край занимает
42-е место.4
Снижение эффективности совместной работы налоговых органов и органов МВД, говорит о недостатках в практической организации работы самого процесса взаимодействия налоговых органов и органов МВД, так как для налоговых органов не является основной функцией выявление налоговых преступлений.
Попытки совершенствования этого механизма были сделаны в 2011году, когда с 1 января 2011 года налоговые дела были переданы по подследственности из МВД в Следственный комитет. Налоговые органы стали передавать материалы налоговых проверок на в органы МВД, а в Следственный комитет. Тогда как Управлению экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) при МВД досталась роль оперативного сопровождения следователей по делам о налоговых преступлениях и осуществление оперативно-розыскной деятельности, которой оно занялось (свою роль сыграли сокращения подразделений МВД, занимающихся налоговыми преступлениями).
Материалы проведенных оперативно-розыскных мероприятий по обнаружению налоговых преступлений полицейские стали передавать в налоговые органы, поскольку только по материалам налоговой проверки может быть в дальнейшем возбуждено уголовное дело. Так как у сотрудников полиции имеется большое количество средств и методов контроля, предусмотренных ФЗ «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности», то налоговые органы на стадии планирования выездной проверки стали получать доступ, помимо имеющихся в их распоряжении данных информационных баз, к копиям, а порой и к оригиналам документов налогоплательщика, предметам (печати, электронные носители с бухгалтерскими базами), изъятым сотрудниками полиции при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, материалам допросов сотрудников и должностных лиц налогоплательщика, прослушиванию телефонов налогоплательщиков и пр.
Использование материалов оперативно-розыскной деятельности при проведении предпроверочного анализа позволяет устанавливать налоговым органам полноценные схемы ухода от налогообложения с включением фирм-«однодневок» в цепочку приобретения (реализации) товаров (работы, услуг). Таким образом, если выездная налоговая проверка начинается с предпроверочного анализа, то при получении налоговым органом материалов оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками полиции, предпроверочный анализ приобретает уже вид законченной проверки. Налоговому органному остается лишь назначить выездную проверку и сформировать доказательную базу.
Значительная часть выездных налоговых проверок относится к совместным с органами МВД проверкам. В этом большую роль играет то, что полицейские нацелены не только на выявление налоговых правонарушений, но и на то, чтобы эти правонарушения отвечали признакам преступления. Как следствие дела до Следственного комитета не доходят.
В сентябре того же 2011 года президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправку к УПК, лишающую правоохранителей возможности самим возбуждать дела об уклонении от налогов: следователи смогут делать это только после получения материалов от налоговой службы.
По мнению старшего инспектора Следственного комитета РФ Георгия Смирнова, задачу выявления преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, необходимо вернуть в ведение органов внутренних дел. По его словам, в структуре МВД должна быть создана финансовая полиция, по аналогии со структурами, успешно работающими во многих других странах. Кроме того, эта структура могла бы заниматься преступлениями против государственных финансов в целом. Основной причиной снижения выявляемости налоговых преступлений Смирнов назвал тот факт, что следователь может возбуждать дела о налоговых преступлениях только на основании данных, представленных налоговыми органами, тогда как раньше это можно было сделать на основании данных оперативно-розыскной деятельности. «По данным налоговых органов всегда возбуждалось лишь около 15% таких уголовных дел», - подчеркнул Георгий Смирнов.5
Множество мнений по поводу создания финансовой полиции подчеркивает необходимость изменения существующего порядка выявления и пресечения налоговых преступлений. И прежде чем создавать новый государственный орган, необходимо использовать все резервы существующей системы, т.е. наладить эффективное взаимодействие налоговых органов, органов внутренних дел и Следственного комитета. Для примера можно взять опыт республики Коми, в которой в сентябре 2012 года появилось распоряжение главы субъекта руководителям следственного управления Следственного комитета по Коми и Управления Федеральной налоговой службы, а также министру внутренних дел по Коми принять дополнительные меры по обеспечению межведомственного взаимодействия и информационного обмена по вопросам противодействия нарушениям законодательства о налогах и сборах.
Свою роль играет коррупция, она наносит неоценимый урон бюджету государства. Коррупционная преступность имеет множество способов ухода от ответственности, о чем говорит возникшее в 2008 году «Дело Магницкого», которое говорит о глубине некомпетентности и недобросовестности и несовершенстве организационно-правовых взаимоотношений налоговых органов, органов МВД и т.д.
Относительно взаимодействия налоговых органов и органов ФССП можно выделить одну из основных проблем – это сроки, в которые приставы исполнители должны уложиться для удовлетворения постановления о возбуждении исполнительного производства, согласно ФЗ «Об исполнительном производстве» этот срок составляет 2 месяца. На практике этот срок соблюдается очень редко, так как сроки затягиваются по нескольким причинам. Главная - отыскать имущество и людей оказывается достаточно проблематично. Для поиска имущества направляются запросы в разные инстанции, например в органы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, БТИ, ГУЮ. Для розыска транспортных средств - в ГИБДД (также о том, какие бюрократические формальности съедают время, отведенное приставам, читайте в комментарии юриста на стр. 19). Если невозможно найти сотрудников компании, приставы вправе привлечь работников ОВД, то есть милицию. Когда компания не находится по юридическому адресу и связаться с ней невозможно, судебный пристав выносит постановление о розыске должника. В этом случае приставы работают самостоятельно.
Изменить положение дел в контроле за надлежащим исполнением законов приставами-исполнителями вполне под силу без дополнительных ассигнований. Служба судебных приставов может существенно повысить уровень защиты прав участников исполнительного производства и значительно разгрузить суды, если решительно повысит уровень дисциплинарной ответственности приставов-исполнителей за грубые нарушения прав и законных интересов граждан и организаций.
Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел можно разделить на две группы: информационное взаимодействие и взаимодействие в ходе проверки соблюдения налогового законодательства.
В свою очередь информационное взаимодействие по содержанию взаимодействия можно разделить на взаимодействие, в ходе которого происходит обмен персональными данными граждан, взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией о фактах возможных правонарушений, взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией оперативного характера.
Одна из основных проблем взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел возникает в процессе информационного взаимодействия указанных органов. Представляется, что наличие подобной проблемы связано как с недостаточным нормативным правовым регулированием, так и с неудовлетворительным исполнением нормативных правовых актов, которые разработаны, приняты и действуют в сфере информационного взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел.6
Взаимодействие указанных органов, прежде всего, регулируется Налоговым кодексом РФ и Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943- I «О налоговых органах Российской Федерации». Так, согласно п. 4 ст. 30 НК РФ налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ. Норма ч. 3 ст. 82 НК РФ закрепляет, что налоговые органы и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Другие формы взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел установлены Указом Президента РФ от 14 декабря 1996 г. № 1680 «Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты». Абзацем 2 п. 1 Указа определено, что органы внутренних дел обязаны незамедлительно информировать налоговые органы о выявленных нарушениях налогового законодательства. В тоже время совместным письмом Госналогслужбы РФ и МВД РФ от 6, 10 июня 1997 г. №№ ВП-6-10/437, 1/10467 «О взаимодействии органов Госналогслужбы России и органов внутренних дел» дополнительно уточнено, что и начальники государственных налоговых инспекций по субъектам РФ должны ежемесячно направлять в территориальные органы внутренних дел для оперативного использования сведения о предприятиях, имеющих задолженность перед федеральным бюджетом.
Наиболее важным нормативным документом, устанавливающим основы взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел, является Соглашение о взаимодействии Министерства внутренних дел РФ и Министерства РФ по налогам и сборам (вступило в силу на основании Приказа МНС РФ и МВД РФ от 22 января 2004 г. № 77/АС-3-06/36). Кроме всего прочего, в данном Соглашении появляется указании на такую основную форму взаимодействия двух ведомств, как взаимный обмен сведениями, представляющими интерес для сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом такое взаимодействие должно осуществляться при строгом соблюдении государственной, служебной и налоговой тайн. Другим важным ведомственным актом является Порядок взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в электронном виде (утв. Приказом МНС РФ и МВД РФ от 8 июля 2004 г. № САЭ-3-09/416/419). Согласно Порядка Управление МНС России по субъекту Российской Федерации ежемесячно, в течение пяти рабочих дней с начала месяца представляет в электронном виде сведения в соответствующий орган внутренних дел субъекта Российской Федерации. Сведения соответствуют внесенным в ЕГРЮЛ и ЕГРИП записям о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Обмен информацией осуществляется по каналам связи в режиме электронной почты. В случае отсутствия необходимого оборудования или программного обеспечения сведения направляются в виде выписок на бумажном носителе в качестве почтового отправления.
Информация о работе Взаимодействие налоговых органов с органами МВД и ФССП