Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:35, контрольная работа
В последнее время широкую известность приобрела так называемая проблема возмещения экспортного налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Вызвана она в первую очередь злоупотреблением в этой области. Так, создав несколько юридических лиц, оформив ряд абсолютно фиктивных контрактов, осуществив через банк платежи с несуществующими в реальности денежными средствами, а затем предъявив документы, полученные в результате данных действий, в налоговую инспекцию, руководители названной махинации получали в течение 10 дней1 денежные средства из федерального бюджета.2
Введение 3
1. Общая характеристика
налога на добавленную стоимость 5
2. Применение налоговой ставки 0 % 5
3. Подтверждение права на применение
налоговой ставки 0 % 7
4. Понятие налоговых вычетов 11
5. Порядок применения налоговых вычетов 13
6. Счета-фактуры как основание принятия
НДС к вычету (возмещению) 15
7. Непосредственное возмещение НДС,
предусмотренное ст.176 НК РФ 17
Заключение 23
Термин
«налоговые вычеты» является
новеллой налогового
Введя новое
в российское законодательстве понятие
«налоговый вычет» законодатель отказался
определить его. Поэтому возникает много
вопросов с применением данного понятия.
Следует учитывать,
что в главе 23 НК РФ тоже говорится о налоговых
вычетах, однако порядок их применения
несколько иной (полагаем, что и сущность
у них иная), чем у НДС. Так, согласно пункту
1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет
право уменьшить общую сумму налога (в
данном случае – НДС), исчисленную в соответствии
со статьей 166 НК РФ на установленные статьей
171 НК РФ налоговые вычеты. Между тем при
применении налога на доходы физических
лиц абзацем 1 пункта 3 статьи 210 НК РФ установлено,
что для доходов, в отношении которых предусмотрена
налоговая ставка, установленная пунктом
1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется
как денежное выражение таких доходов,
подлежащих налогообложению, уменьшенных
на сумму налоговых вычетов, предусмотренных
статьями 218 - 221 НК РФ. Следовательно, налоговые
вычеты, предусмотренные 23 главой НК РФ
представляют собой нечто похожее на расходы
у налога на прибыль организаций, чем на
налоговые вычеты 21 главы НК РФ.
По моему мнению,
с учетом различных трактовок налоговых
вычетов, а также то, что в статьях главы
21 НК РФ в понятие налоговых вычетов вкладывается
различное содержание можно предложить
следующие определения понятия «налоговый
вычет»:
- в широком понимании этого термина налоговый
вычет представляет собой особую процедуру
уменьшения налога, подлежащего уплате
в бюджет, на строго установленные НК РФ
суммы.
- в узком смысле
налоговый вычет представляет собой сумму,
на которую подлежит уменьшению налог,
подлежащий уплате в бюджет.
- и наконец,
налоговый вычет означает сумму НДС, подлежащую
возмещению путем возврата или зачета.
Следует учитывать, что такое понимание
налоговых вычетов возможно только при
возмещении НДС.
Возможно условно
классифицировать налоговые вычеты, предусмотренные
статьей 171 (и статьей 172) НК РФ на основные
и производные налоговые вычеты.
Основными налоговыми
вычетами, по нашему мнению, являются суммы
НДС, предусмотренные пунктом 2 статьи
171 НК РФ. Налоговыми вычетами являются
суммы НДС, предъявленные налогоплательщику
и уплаченные им при приобретении товаров
(работ, услуг) на территории Российской
Федерации либо уплаченные налогоплательщиком
при ввозе товаров на таможенную территорию
Российской Федерации в таможенных режимах
выпуска для свободного обращения, временного
ввоза и переработки вне таможенной территории
в отношении:
1) товаров (работ,
услуг), приобретаемых для осуществления
операций, признаваемых объектами налогообложения,
за исключением товаров, предусмотренных
п.2 ст.170 НК РФ;
2) товаров (работ,
услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пункт 2 статьи
171 НК РФ в отношении операций по реализации
товаров, вывезенных в таможенном режиме
экспорта за пределы таможенной территории
Российской Федерации, и представления
в налоговые органы документов, предусмотренных
статьей 165 НК РФ, следует рассматривать
одновременно с пунктом 3 статьи 172 НК РФ,
поскольку в статье 173 НК РФ упоминаются
налоговые вычеты, предусмотренные пунктом
3 статьи 172 НК РФ. Однако при прочтении
пункта 3 статьи 172 НК РФ видно, что никакие
налоговые вычеты им не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК
РФ вычеты сумм НДС, предусмотренных статьей
171 НК РФ, в отношении операций по реализации
товаров (работ, услуг), указанных в пункте
1 статьи 164 НК РФ, производятся только
при представлении в налоговые органы
соответствующих документов, предусмотренных
статьей 165 НК РФ. Безусловно, что в пункте
3 статьи 172 идет речь о налоговых вычетах,
предусмотренных пунктом 2 статьи 171 НК
РФ, в отношении операций по реализации
товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой
налоговой ставке.
Названные
налоговые вычеты в силу исторических
причин, упоминаемых ранее, получили название
как суммы НДС, уплаченного поставщикам
материальных ресурсов, использованных
при производстве и реализации экспортной
продукции.
Брызгалин
А.В. выделяет в качестве
1) факт оплаты
товаров (работ, услуг) (по товарам, ввезенным
на таможенную территорию РФ – фактическая
уплата НДС при ввозе);
2) приобретение
товаров (работ, услуг) для использования
при осуществлении деятельности, подлежащей
обложению НДС;
3) наличие счетов-фактур;
4) принятие
приобретенных товаров (работ, услуг) на
учет.
В качестве
специального условия по экспортным операциям
реализации товаров (работ, услуг) заключается
в том, что данные вычеты осуществляются
только после подтверждения совершения
данных операций.24
Порядок подтверждения
права на применения налоговых вычетов
в отношении операций по реализации товаров
(работ, услуг), налогообложение которых
производится по нулевой налоговой ставке,
включает в себя представление в налоговые
органы следующих документов:
Письмом
МНС РФ от 8 декабря 1999 г. N АП-6-03/984
«Об упорядочении возмещения (зачета)
НДС по экспортным поставкам»27
установлено, что согласно Закону Российской
Федерации "О налоге на добавленную
стоимость" при отсутствии у покупателя
(организации - экспортера) документального
подтверждения о фактически уплаченных
суммах налога поставщикам за материальные
ресурсы (работы, услуги), стоимость которых
относится на издержки производства и
обращения, право на возмещение (зачет)
указанного налога не имеется28.
В связи с этим,
а также предоставленными налоговым органам
правами статьей 31 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации для обоснования
права организации - экспортера на возмещение
(зачет) сумм налога на добавленную стоимость,
уплаченных поставщикам за приобретенные
материальные ресурсы (работы, услуги),
в налоговые органы представляются также
следующие документы:
- договор (заверенная
копия договора) купли-продажи материальных
ресурсов, товаров, оказания услуг и выполнения
работ между организацией - экспортером
и организациями - поставщиками материальных
ресурсов, товаров (работ, услуг), используемых
для перепродажи, а также производства
и реализации товаров (работ, услуг), поставляемых
на экспорт;
- платежные
поручения организации - экспортера российскому
банку, в котором открыт зарегистрированный
в налоговых органах счет организации
- экспортера, о перечислении с его счета
поставщику средств за поставленные товары
(работы, услуги), включая суммы налога
на добавленную стоимость, в соответствии
с представленными договорами купли -
продажи материальных ресурсов, товаров
(работ, услуг). При этом должен быть обеспечен
контроль за соответствием вышеуказанных
сумм суммам налога, предъявляемым организацией
- экспортером к возврату после совершения
реального факта экспорта товара (работ,
услуг);
- выписки банка,
подтверждающие списание с расчетного
счета организации - экспортера поставщику
указанных средств за поставленные товары
(работы, услуги), включая суммы налога
на добавленную стоимость;
- наличие зарегистрированных
в журнале учета счетов-фактур и в книге
покупок у экспортера первых экземпляров
счетов-фактур по приобретенным материальным
ресурсам от поставщиков с указанием уплаченных
сумм налога на добавленную стоимость.
Формально
указанное письмо отменено письмом МНС
РФ от 22.02.2001 N ВГ-6-03/15829,
однако налоговые органы продолжают требовать
указанные документы в соответствии со
статьями 31, 88, 93 НК РФ в течение 5 дней с
момента получения такого требования.
Принимая во
внимание тот факт, что подбор документов,
подтверждающих фактическую уплату НДС
поставщикам материальных ресурсов, является
довольно трудоемкой задачей письмом
МНС РФ от 27 ноября 2000 г. N ВГ-6-03/899 введена
упрощенная процедура подтверждения права
на применение налоговой ставки 0 процентов
и налоговых вычетов для традиционных
экспортеров. В названном письме указано,
что Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам рассмотрело многочисленные
обращения с мест крупнейших предприятий
- экспортеров Российской Федерации, отнесенных
в соответствии с перечнями, представленными
управлениями МНС России по субъектам
Российской Федерации, к традиционным
экспортерам, и сообщает.
При рассмотрении
вопроса правомерности предоставления
экспортной льготы и подтверждения возврата
входного налога на добавленную стоимость
традиционным экспортерам, реализующим
в страны дальнего зарубежья продукцию
собственного производства (в том числе
через комиссионеров), в качестве обоснования
права на возмещение (зачет) сумм налога
на добавленную стоимость, уплаченных
поставщикам материальных ресурсов, использованных
при производстве и реализации экспортной
продукции, а также экспортной льготы
указанные экспортеры могут представлять
в налоговые органы заверенные руководителем
предприятия и главным бухгалтером реестры
соответствующих документов (договоры
купли-продажи (мены) с поставщиками, грузовые
таможенные декларации, платежные поручения,
выписки банка и т.д.).
МНС России
считает целесообразным срок принятия
решений по результатам проводимых камеральных
проверок обоснованности возврата сумм
налога на добавленную стоимость налоговыми
органами по указанным предприятиям сократить
с трех месяцев до одного месяца.
Первичные документы, обосновывающие
возврат входного налога на добавленную
стоимость и предоставление экспортной
льготы, могут запрашиваться налоговыми
органами при последующих контрольных
мероприятиях.
Требования
к традиционным экспортерам введены письмом
от 17 июля 2000 г. N ФС-6-29/534.
Так, к традиционным
предприятиям - экспортерам относятся
предприятия, производящие собственную
продукции и закупающие продукцию непосредственно
у предприятий - производителей, удовлетворяющие
следующим условиям:
1. Предприятия,
производящие собственную продукцию:
- поставляют
в страны дальнего зарубежья (в том числе
по договорам комиссии, поручения) продукцию
собственного производства (традиционные
энергоносители, металл, лес, бумагу, а
также продукцию, производимую военно-промышленными
и авиационно-промышленными предприятиями);
- работают
не менее 3 лет на внешнеэкономическом
рынке;
- не имеют существенных
замечаний со стороны налоговых и правоохранительных
органов;
- соблюдают
стабильность номенклатуры экспортируемой
продукции;
- имеют собственные
основные средства производственного
назначения (указать стоимость основных
средств производственного назначения
с учетом амортизации);
- работают
с постоянными инопокупателями и российскими
поставщиками.
2. Предприятия,
закупающие продукцию непосредственно
у предприятий - производителей:
- имеют объемы
экспортных поставок в размере не менее
100 тыс. долларов в месяц;
- работают
на внешнеэкономическом рынке не менее
5 лет;
- не имеют существенных
замечаний со стороны налоговых и правоохранительных
органов;
- соблюдают
стабильность номенклатуры поставляемой
на экспорт продукции;
- закупают
продукцию для последующей реализации
на экспорт у постоянных российских поставщиков;
- поставляют
продукцию постоянным инопокупателям;
- не используют
в качестве оплаты поставщикам кредиты
иностранных банков.
В пункте 29
заявления Правительства РФ, Центральный
Банк РФ "Об экономической политике
на 2001 год и некоторых аспектах стратегии
на среднесрочную перспективу" (одобрено
на заседании Совета директоров ЦБ РФ
06.04.2001, на заседании Правительства РФ
13.04.2001)30
Правительство РФ берет на себя ряд обязательств,
в том числе в том, что Правительство Российской
Федерации осуществит ряд дополнительных
мер, направленных на совершенствование
налогового администрирования, включая
сокращение в 2001 году до 2 месяцев срока
возмещения НДС традиционным экспортерам.
Отдельным
вопросом, требующим детального
рассмотрения, являются так называемые
суммы налога, предъявляемые продавцом
покупателю, в общем, и счета-фактуры
как внешнее проявление и закре
Статьей 168
НК РФ установлено следующее:
1) при реализации
товаров (работ, услуг) продавцом дополнительно
к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ,
услуг) обязан предъявить к оплате покупателю
этих товаров (работ, услуг) соответствующую
сумму налога.
Хотя статья
и носит название «сумма налога, предъявляемая
продавцом покупателю», но в тексте статьи
«продавец» уже именуется «налогоплательщиком».
Полагаю, что более правильным будет использовать
термин «продавец» вместо налогоплательщик,
поскольку термин «налогоплательщик»
носит более абстрактный (общий) характер,
чем «продавец». При этом следует учитывать,
что «продавец» в налоговом законодательстве
может соответствовать и «арендодателю»,
«подрядчику», «комиссионеру» и т.д. в
гражданском законодательстве, т.е. стороне
в договоре, которая непосредственно оказывает
услуги, выполняет работы, передает товар.
2) сумма налога,
предъявляемая продавцом покупателю товаров
(работ, услуг), исчисляется по каждому
виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая
налоговой ставке процентная доля указанных
в пункте 1 статьи 168 НК РФ цен (тарифов).
3) при реализации
товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие
счета-фактуры не позднее пяти дней считая
со дня отгрузки товара (выполнения работ,
оказания услуг).
4) в расчетных
документах, в том числе в реестрах чеков
и реестрах на получение средств с аккредитива,
первичных учетных документах и в счетах-фактурах,
соответствующая сумма налога выделяется
отдельной строкой. В счете-фактуре указанная
сумма выделяется в силу положений статьи
169 НК и поэтому не нуждается в закреплении
в пункте 4 статьи 168 НК РФ. Кроме того, неуказание
суммы налога, предъявленного покупателем
продавцу, в силу пункта 2 статьи 169 НК РФ
безусловно приводит к невозможности
принято указанную сумму налога к вычету.
О том, что указанную сумму нельзя было
принимать к вычету из-за нарушений положений
статьи 169 НК РФ обычно становится известно
налогоплательщику только после налоговой
проверки, что влечет за собой взыскания
пени, недоимки и штрафа.
5) При реализации
товаров (работ, услуг), операции по реализации
которых не подлежат налогообложению
(освобождаются от налогообложения), а
также при освобождении налогоплательщика
в соответствии со статьей 145 настоящего
Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика
расчетные документы, первичные учетные
документы оформляются и счета-фактуры
выставляются без выделения соответствующих
сумм налога. При этом на указанных документах
делается соответствующая надпись или
ставится штамп "Без налога (НДС)".
Подобные операции представляют собой
некоторую сложность для бухгалтерского
учета, поскольку очень часто в бухгалтерском
учете сумма НДС при раздельном учете
в силу пункта 6 статьи 166 НК РФ исчисляется
как процентная доля стоимости материальных
ресурсов, использованных при изготовлении
и реализации экспортной продукции.
В частности,
в Постановлении Федерального арбитражного
суда Северо-Западного округа от 16.04.2002
N 5478 указано следующее.
Открытое
акционерное общество "Полигран"
обратилось в Арбитражный суд Тверской
области с иском о признании недействительным
решения Управления Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Тверской
области от 16.08.2001 N 05-14к/7 об отказе в возмещении
из бюджета 6009000 руб. налога на добавленную
стоимость за апрель 2001 года, а также от
обязании Управления возместить Обществу
указанную сумму налога из бюджета.
Решением суда от 21.11.2001 исковые требования
удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции
от 16.01.2002 решение суда первой инстанции
отменено в части возмещения из бюджета
2001000 руб. НДС. В остальной части решение
суда оставлено без изменения. <...>
В соответствии со статьей 2 Федерального
закона "О введении в действие части
второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
о налогах", подпунктом "у" пункта
1 статьи 5 Закона Российской Федерации
"О налоге на добавленную стоимость"
медицинская техника в 2001 году освобождалась
от НДС. Таким образом, поставщик глюкометров
- ООО "Кварк-М" неправомерно, в нарушение
пункта 5 статьи 149, пункта 5 статьи 168 НК
РФ выставило истцу счет-фактуру на оплату
товара с учетом налога на добавленную
стоимость, а Общество - оплатило НДС своему
поставщику.
Суд апелляционной инстанции правильно
указал на то, что истец должен был отказаться
от уплаты НДС при поставке ему глюкометров
или включить его в стоимость продукции.
В связи с изложенным суд апелляционной
инстанции обоснованно указал на отсутствие
у Общества права на возмещение НДС, уплаченного
поставщику в нарушение действующего
налогового законодательства.
Между тем,
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного
округа оставил без внимание положение
пункта 5 статьи 173 НК РФ, которым предусмотрено,
что сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет, исчисляется следующими лицами
в случае выставления ими покупателю счета-фактуры
с выделением суммы налога: (в ред. Федерального
закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
1) лицами, не
являющимися налогоплательщиками, или
налогоплательщиками, освобожденными
от исполнения обязанностей налогоплательщика,
связанных с исчислением и уплатой налога;
2) налогоплательщиками
при реализации товаров (работ, услуг),
операции по реализации которых не подлежат
налогообложению.
При этом сумма
налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется
как сумма налога, указанная в соответствующем
счете-фактуре, переданном покупателю
товаров (работ, услуг).
С введение в действие НК РФ в силу прямого
указания пункта 2 статьи 169 НК РФ значительно
изменились последствия нарушения правил
составления счетов-фактур, которым установлено,
что счета-фактуры, составленные и выставленные
с нарушением порядка, установленного
пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут
являться основанием для принятия предъявленных
покупателю продавцом сумм налога к вычету
или возмещению. Невыполнение требований
к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами
5 и 6 настоящей статьи, не может являться
основанием для отказа принять к вычету
суммы налога, предъявленные продавцом.
Счет-фактура
подписывается руководителем и главным
бухгалтером организации либо иными лицами,
уполномоченными на то приказом (иным
распорядительным документом) по организации
или доверенностью от имени организации.
При выставлении счета-фактуры индивидуальным
предпринимателем счет-фактура подписывается
индивидуальным предпринимателем с указанием
реквизитов свидетельства о государственной
регистрации этого индивидуального предпринимателя.
До введения в действия ФЗ «О внесении
изменений в НК РФ» 29.05.2002 существовало
также требование о заверении счета-фактуры
печатью организации – продавца, выставляющего
счет-фактуру31.
Постановлением
Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (ред. от
15.03.2001) утверждены Правила ведения журналов
учета полученных и выставленных счетов-фактур,
книг покупок и книг продаж при расчетах
по налогу на добавленную стоимость.32
В названном постановлении в качестве
приложения № 1 приведена форма счета-фактуры
и утверждены «состав показателей счета-фактуры»,
т.е. порядок его заполнения.
До вступления
в силу указанного постановления действовало
постановление Правительства Российской
Федерации от 29 июля 1996 г. N 914 "Об утверждении
Порядка ведения журналов учета счетов-фактур
при расчетах по налогу на добавленную
стоимость"33.
Брызгалиным
А.В. предложена классификация процедур
возмещения сумм НДС в зависимости от
основания их возникновения на общий и
особенный порядок. Полагаем, что с такой
классификацией процедур возмещения стоит
согласится, однако наименование этих
порядков, полагаем, не совсем соответствует
действительности. По нашему мнению, их
следует именовать как возмещение НДС
по внутренним операциям (у Брызгалина
А.В. – общий порядок возмещения сумм НДС),
и возмещение НДС по экспортным операциям
(у Брызгалина А.В.– специальный порядок
возмещения сумм НДС). Первому посвящены
пункты 1-3 статьи 176 НК РФ, последнему только
пункт 4 той же статьи.
Право налогоплательщика
на возмещение сумм НДС по внутренним
операциям возникает согласно статье
173 НК РФ в случае если сумма налоговых
вычетов в каком-либо налоговом периоде
превышает общую сумму налога, исчисленную
в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная
разница между суммой налоговых вычетов
и суммой налога, исчисленной по операциям,
признаваемым объектом налогообложения
в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта
1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению
налогоплательщику в порядке и на условиях,
которые предусмотрены статьей 176 НК РФ,
за исключением случаев, когда налоговая
декларация подана налогоплательщиком
по истечении трех лет после окончания
соответствующего налогового периода.
Одновременно пунктом 1 статьи 176 НК РФ
предусмотрено, что в случае, если по итогам
налогового периода сумма налоговых вычетов
превышает общую сумму налога, исчисленную
по операциям, признаваемым объектом налогообложения
в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта
1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница
подлежит возмещению (зачету, возврату)
налогоплательщику в соответствии с положениями
статьи 176 НК РФ.
При этом одно
из основных отличий между внутренним
возмещением и экспортным заключается
в том, что при внутреннем возмещении возмещаемая
сумма НДС подлежит возврату налогоплательщику
по его письменному заявлению по истечению
трех календарных месяцев, следующих за
налоговым периодом, в котором образовалось
превышение суммы налоговых вычетов над
суммами НДС, подлежащими уплате в бюджет
(абзац 1 пункта 3 статьи 176 НК РФ). В свою
очередь экспортное возмещение путем
возврата осуществляется налоговым органом
не позднее трех месяцев со дня подачи
отдельной налоговой декларации и документов,
предусмотренных статьей 165 НК РФ, принимается
решение о возврате суммы, подлежащей
возмещению, из федерального бюджета и
направляет это решение на исполнение
в соответствующий орган федерального
казначейства (абзац 10 пункта 4 статьи
176 НК РФ).
Таким образом,
экспортное возмещение производится и
без подачи налогоплательщиком соответствующего
заявления на возврат сумм НДС (на что
непосредственно указал Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа в постановлении
от 17.06.2002 N А56-32978/01). Налоговый орган сам
по собственной инициативе принимает
решение о возмещении из федерального
бюджета суммы экспортного НДС.
Пунктом 4 статьи
176 НК РФ предусмотрено возмещение экспортного
НДС путем зачета. Сложность заключается
в том, что на практике налоговые органы
нередко рассматривают отдельную налоговую
декларацию и документы, предусмотренные
в статье 165 НК РФ, в течение всего трехмесячного
срока, принимая решение о возврате или
об его отказе в последние дни указанного
срока. В связи с этим, а также тем, что
в силу пункта 4 статьи 176 НК РФ решение
о возврате сумм экспортного НДС должно
быть принято налоговым органом не позднее
трехмесячного срока со дня подачи декларации
по НДС по налоговой ставке 0 процентов
и документов, предусмотренных статьей
165 НК РФ, возмещение путем зачета в практике
практически не применяется. О возмещении
путем зачета может идти речь только по
отношении традиционных экспортеров,
требования к которым указаны в письме
от 17 июля 2000 г. N ФС-6-29/534, срок для которых
сокращен до 1 – 2 месяцев.
В своей практике нам не приходилось сталкиваться
с традиционными экспортерами. О них нам
известно только то, что в настоящее время
в Российской Федерации традиционных
экспортеров существует весьма ограниченное
количество, поскольку «отсутствие существенных
замечаний со стороны налоговых или правоохранительных
органов» можно толковать довольно расширительно.
А споры налогоплательщика и налогового
органа о признании за первым статуса
традиционного экспортера арбитражным
судам неподведомственны. Возможно в будущем
статус традиционного экспортера будет
закреплен в Налоговом кодексе Российской
Федерации и будет существовать наряду
со статьей 145 НК РФ, предусмотревшей освобождение
от уплаты НДС. Хотя можно придать данным
положениям и более общий характер, включив
их в 1 часть НК РФ. В данном случае будет
идти речь об освобождение от обязанности
налогоплательщика готовить копии документов
для камеральной проверки налоговых органов,
поставившей в безвыходное положение
не одно предприятие.
Прежде чем
переходить к рассмотрению непосредственно
самой процедуры экспортного возмещения
необходимо обозначить, какие суммы подлежат
возмещению, поскольку редакция абзаца
1 пункта 4 статьи 176 НК РФ оставляет желать
всего лучшего даже после внесения в нее
редакционных изменений Федеральным законом
от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений
и дополнений в часть вторую Налогового
Кодекса Российской Федерации и в отдельные
законодательные акты Российской Федерации"34.
Большинство правоприменителей, в том
числе судей, юристов, аудиторов и т.д.,
не вникая в суть этой статьи, продолжают
пользоваться практикой и соответственно
пониманием, сложившимся на основании
Закона РФ «О НДС» и Инструкции № 39.
Так, согласно абзацу 1 пункта 4 статьи
176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей
171 НК РФ, в отношении операций по реализации
товаров (работ, услуг), предусмотренных
подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК
РФ, а также суммы налога, исчисленные
и уплаченные в соответствии с пунктом
6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению
путем зачета (возврата) на основании отдельной
налоговой декларации, указанной в пункте
6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных
статьей 165 НК РФ.
Статьей 171
НК РФ, как уже ранее указывалось, предусмотрены
налоговые вычеты и частично порядок их
применения. А согласно пункту 6 статьи
166 НК РФ сумма налога по операциям реализации
товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии
с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой
ставке 0 процентов, исчисляется отдельно
по каждой такой операции в соответствии
с порядком, установленным пунктом 1 статьи
166 НК РФ35.
Пункт 1 статьи 166 НК РФ также ответа на
вопрос какие суммы подлежат возмещению
не содержит.
Анализ норм
главы 21 НК РФ позволяет установить, что
ссылка в пункте 4 статьи 176 НК РФ на статью
171 НК РФ не совсем корректна в связи с
чем можно согласится с мнением Гуева
А.Н., что в абзаце 1 пункта 4 статьи 176 НК
РФ имеется опечатка: нужно было ссылаться,
по его мнению, напрямую не на статью 171
НК РФ (там нет непосредственного упоминания
о суммах, связанных с операциями по реализации
товаров (работ, услуг), указанных в пункте
1 статьи 164 НК РФ), а на пункт 3 статьи 172
НК РФ (где сказано, что речь идет о вычетах
сумм НДС, предусмотренных статьей 171 НК
РФ в отношении операций по реализации
товаров (работ, услуг), указанных в пункте
1 статьи 164 НК РФ36.
Ссылка в пункте
4 статьи 176 НК РФ на пункт 6 статьи 166 НК
РФ подразумевает скорее всего суммы,
уплаченные в порядке пункта 9 статьи 165
НК РФ, т.е. при непредставлении документов,
предусмотренных статьей 165 НК РФ, в течение
180 дней с момента оформления региональными
таможенными органами таможенными органами
грузовой таможенной декларации, а также
на суммы НДС, уплаченного с авансов.
Ссылка в пункте
4 статьи 176 НК РФ на суммы, предусмотренные
статьей 171 НК, в отношении операций по
реализации товаров (работ, услуг), облагаемым
по налоговой ставке 0 процентов означает
именно ссылку на положение абзаца 2 пункта
2 статьи 173 НК РФ. Согласно которому превышение
сумм налоговых вычетов, предусмотренных
пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога,
исчисляемыми в соответствии с пунктом
6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению
налогоплательщику в порядке и на условиях,
которые предусмотрены статьей 176 НК РФ,
за исключением случаев, когда налоговая
декларация подана налогоплательщиком
по истечении трех лет после окончания
соответствующего налогового периода.
Причем вышеуказанный абзац 2 пункта 2
статьи 173 НК РФ основан на положении абзаца
2 пункта 1 статьи 173 НК РФ, в соответствии
с которым сумма налога, подлежащая уплате
в бюджет, по операциям реализации товаров
(работ, услуг), указанных в подпунктах
1 - 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, определяется
по итогам каждого налогового периода,
как уменьшенная на сумму налоговых вычетов,
предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК
РФ, сумма налога, исчисляемая в соответствии
с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
Как указывалось ранее, под ссылкой на
пункт 6 статьи 166 НК РФ скорее понимается
пункт 9 статьи 165 НК РФ, а также на суммы
НДС, уплаченных с авансовых или иных платежей,
полученных в счет предстоящих поставок
товаров, выполненных работ или оказания
услуг (статья 162 НК РФ).
Таким образом,
можно сделать вывод из содержания абзаца
1 пункта 4 статьи 176 НК РФ в корреспонденции
с положениями других статей главы 21 НК
РФ, что подлежат экспортному возмещению
следующие суммы:
Вместе
с тем налоговые органы
Новой редакцией
статьи 173 НК РФ установлено, что НДС из
бюджета не возмещается в случаях, когда
налоговая декларация подана по истечении
трех лет после окончания налогового периода.
Такая формулировка,
по мнению Г.М. Гималаевой, позволяет предположить,
что речь идет об уточненных декларациях.
При этом по декларациям, поданным в обычном
порядке, НДС возмещается в соответствии
со статьей 176 НК РФ.37
Срок в течение
которого документы, представленные налогоплательщиком
в подтверждение применения налоговой
ставки 0 процентов и налоговых вычетов,
должны быть рассмотрены налоговым органом
и НДС должен быть возмещен из федерального
бюджета является одним из сложных вопросов
без решения которого, в частности, нельзя
решить проблему взыскания процентов
за просрочку возмещения налога. Пунктом
4 статьи 176 НК РФ реальное возмещение налога
разделено на две стадии:
Информация о работе Возмещение экспортного налога на добавленную стоимость