Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:35, контрольная работа
В последнее время широкую известность приобрела так называемая проблема возмещения экспортного налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Вызвана она в первую очередь злоупотреблением в этой области. Так, создав несколько юридических лиц, оформив ряд абсолютно фиктивных контрактов, осуществив через банк платежи с несуществующими в реальности денежными средствами, а затем предъявив документы, полученные в результате данных действий, в налоговую инспекцию, руководители названной махинации получали в течение 10 дней1 денежные средства из федерального бюджета.2
Введение 3
1. Общая характеристика
налога на добавленную стоимость 5
2. Применение налоговой ставки 0 % 5
3. Подтверждение права на применение
налоговой ставки 0 % 7
4. Понятие налоговых вычетов 11
5. Порядок применения налоговых вычетов 13
6. Счета-фактуры как основание принятия
НДС к вычету (возмещению) 15
7. Непосредственное возмещение НДС,
предусмотренное ст.176 НК РФ 17
Заключение 23
Возникает
закономерный вопрос, а имеют
ли правовое значение сроки
установленные абзацем 11 пункта
4 статьи 176 НК РФ? Так, указанным
абзацем установлено, что
Кроме того,
возникают следующие вопросы:
И самый
главный вопрос: Кто является
надлежащим ответчиком по
Например, Обществу
неправомерно отказано налоговой
инспекцией в возмещении НДС из федерального
бюджета. Неправомерность такого отказа
установлена вступившим в законную силу
решением Арбитражного суда Республики
Карелия. Решением суд обязал налоговую
инспекцию – ответчика по делу возвратить
из федерального бюджета сумму НДС. Кроме
того, участие в деле в качестве второго
ответчика (т.е. привлеченного по инициативе
суда с согласия истца) принимал участие
орган федерального казначейства. Исполняя
решение суда налоговая инспекция приняла
решение о возврате и направила его в федеральное
казначейство. Принимая во внимания срок
судебного разбирательства, срок вступления
в законную силу решения суда и то, что
налоговая инспекция приняла решения
об отказе в возмещении экспортного НДС
в последние дни трехмесячного срока в
результате трехмесячный срок возврата
был нарушен.
Общество, считая
что ему должны быть возвращены помимо
суммы НДС также и проценты, предусмотренные
абзацем 12 пункта 4 статьи 176 НК РФ, обратилось
в Арбитражный суд Республики Карелии
с иском к органу федерального казначейства
о взыскании с него суммы начисленных
процентов, причем проценты начислены
со дня истечения трехмесячного срока
по день поступления денежных средств
на расчетный счет Общества.
Суд первой
инстанции привлек в качестве второго
ответчика налоговую инспекцию и исковые
требования удовлетворил: обязал ответчиков
возвратить из федерального бюджета сумму
процентов.
Суд апелляционной инстанции, оставляя
решение без изменения, указал на следующий
порядок исполнения решения первой инстанции:
налоговый орган принимает решение о возврате
из федерального бюджета сумм процентов
и направляет его в орган федерального
казначейства, а тот, получив его, исполняет
названное решение. В кассационной инстанции
дело не рассматривалось.
По нашему мнению, надлежащим ответчиком
по данного рода искам является налоговый
орган, однако предъявление исков к органу
федерального казначейства не может служить
основанием к отказу в их удовлетворении.
Предмет иска следует сформулировать
как обязание налоговой инспекции возвратить
из федерального бюджета сумм процентов,
начисленных за нарушение срока возврата
сумм НДС налоговым органом. Учитывая,
что для дел, вытекающих из административных
правоотношений, Арбитражный процессуальный
кодекс Российской Федерации 2002 г. предусмотрел
иную процедуру, чем существовала ранее
по Арбитражному процессуальному кодексу
Российской Федерации 1995 г., обжалование
действий (бездействий), актов государственных
органов производится путем подачи заявления.
Поэтому, по нашему мнению, не стоит формулировать
подобные обращения как иски о взыскании,
следует обращаться в арбитражный суд
с заявлением об признании действий (бездействий)
незаконными, решений недействительными
и обязании государственных органов (в
данном случае – налоговой инспекции)
восстановить нарушенные права налогоплательщика
в порядке пункта 3 части 4 или 5 статьи
201 АПК РФ 2002 г., в том числе обязать налоговую
инспекцию возвратить из федерального
бюджета сумму процентов, начисленных
за несвоевременное возмещение суммы
экспортного НДС (процентов, предусмотренных
абзацем 12 пункта 4 статьи 176 НК РФ).
Момент с которого
подлежат начислению указанные проценты,
полагаем, возникает по истечении трехмесячного
срока со дня представления в налоговый
орган документов и налоговой декларации
в случае, если сумма НДС не поступила
на расчетный счет или не зачтена в счет
предстоящих налоговых платежей (аналогичной
точки зрения придерживается Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного округа,
в частности, в постановлении от 17.06.2002
№ А56-32978/01).
В практике
возник вопрос подлежит ли применению
статьи 78 и 79 НК РФ к процедуре возмещения
экспортного НДС. Из указанных статей
возможно применение различных положений,
в том числе и начисление процентов за
несвоевременное возмещение экспортного
НДС налоговыми органами, поскольку до
введения в действие главы 21 НК РФ применялся
Закон РФ «О НДС», которым проценты за
несвоевременное возмещение НДС предусмотрены
не были38.
Судебная практика
по вопросу подлежит ли применению положения
статей 78 и 79 НК РФ к возмещению экспортного
(возможно и к внутреннему) НДС была противоречива
в связи с чем
Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, в частности, в постановлениях
от 10.04.2001 № 6654/00, от 27.02.2001 № 10725/00, от 06.06.2000
№ 9107/99 указал, что к отношениям, связанным
с возмещением экспортного НДС положения
статей 78 и 79 НК РФ не применяются, поскольку
в последних идет речь о излишне уплаченных
(взысканных) в бюджет, а возмещаемый экспортный
НДС уплачен налогоплательщиком – экспортером
поставщикам материальных ресурсов.
Ранее постановлением
Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 11.01.2000 № 5036/99
указал, что статья 395 Гражданского кодекса
Российской Федерации также не применяется
к отношениям, связанным с несвоевременным
возмещением НДС в силу пункта 3 статьи
2 ГК РФ.
В настоящей
работе была последовательно
исследовано возмещение экспорт
Возмещение
экспортного НДС преследует в российском
законодательстве цель создать российским
экспортерам конкурентоспособные условия
на международных рынках. При этом для
налогового ведомства экспортный НДС
даже без учета преступлений в данной
сфере является довольно слабым звеном,
поскольку уменьшает поступления в федеральный
бюджет, который итак часто не собирает
запланированных денежных средств. В связи
с чем налоговые органы часто в возмещении
экспортного НДС отказывают по основаниям,
которые признаны судами как не соответствующие
законодательству РФ, в частности, налоговые
органы отказывают в возмещении экспортного
НДС, в случае, если выяснится, что поставщики
материальных ресурсов не уплатили НДС
в бюджет, т.е. в федеральном бюджете отсутствует
источник выплаты (возмещения). Таким образом,
в результате указанных действий налоговых
органов значительно снижается государственная
поддержка российского экспортера.
Юридическая
техника главы 21 НК РФ настолько несовершенна39,
что вызывает множество нареканий в адрес
разработчиков этой главы НК РФ. Так, ранее
было рассмотрено, что без систематического
толкования абзаца 1 пункта 4 статьи 176
НК РФ сложно понять какие именно суммы
подлежат возмещению. Без исторического
анализа положения пункта 3 статьи 172 НК
РФ остается загадкой, что же действительно
имеется в виду в этом пункте.
Безусловно,
что недостатков главы 21 НК РФ существует
довольно много, а рамки данной работы
сильно ограничены и не позволяют рассмотреть
все недостатки и двусмысленности существующие
в этой главе, хотя бы даже в сфере возмещения
экспортного НДС.
Следует отметить, что возмещение экспортного
НДС еще долгое время будет являться головной
болью экспортеров, когда единственным
способом возместить экспортный НДС из
федерального бюджета является предъявление
иска в суд40.
Казалось бы,
что введение ответственности налоговых
органов в связи с несвоевременным возмещением
экспортного НДС (очень часто только на
основании вступившего в законную силу
решения суда) в виде процентов равных
ставке рефинансирования Центрального
Банка Российской Федерации приведет
к уменьшению количества неправомерных
отказов в возмещении НДС. Однако практика
показывает, что таких отказов не становится
меньше, а скорее наоборот. Отказы налоговых
органов в возмещении экспортного НДС
с временем становятся все изощреннее
и сложнее.
Так, налоговые
органы стали реже использовать такое
основание к отказу в возмещении экспортного
НДС как не поступление сумм НДС в бюджет
от поставщиков. В тоже время налоговые
органы стали больше ссылаться на несоответствие
счетов-фактур пунктам 5 и 6 статьи 169 НК
РФ и в силу пункта 2 статьи 169 НК РФ отказывают
в возмещении. До введения в действие главы
21 НК РФ суды неоднократно отказывали
в признании законности за решениями налоговых
органов, которыми отказано в возмещении
экспортного НДС в связи с неправильным
заполнением счета-фактуры поставщиком
материальных ресурсов.
1 Имеется в виду Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» 1991 г. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ, введенным в действие с 01.01.2001, возмещение путем возврата производится в течение трех месяцев со дня подачи отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
2 Подробнее о хищении бюджетных средств под видом возмещения НДС по экспортным операциям см.: Тимченко В. Раскрытие хищений, совершенных под видом возмещения НДС по экспортным операциям //Законность. 2001. № 5; Извеков С., Федоткин Д. Незаконное возмещение НДС //ЭЖ-Юрист. 2000. № 39. С. 11.
3 Такое наименование поставщики получили от наименования субсчета 19.3 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Министерства финансов СССР от 01.11.1991 № 56. В новом Плане счетов (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н) названный субсчет получил название «Материально-производственные запасы», однако такой термин как «поставщики материальных ресурсов» остался. Кроме того, термин «материальные ресурсы» употреблялся и Законом РФ «О НДС».
4 Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Причем следует учитывать, что счет-фактуру составляет продавец материальных ресурсов, а не предприниматель – экспортер.
5 О применении пункта 2 статьи 169 НК РФ см.: Алексеев В. За ошибки продавца отвечает покупатель //Бизнесс-адвокат. № 13. 2001.
6 Предтеченский А. О проблемах возмещения экспортерам НДС из бюджета //Хозяйство и право. 2000. № 7. С. 56.
7 Финансовое право: Учебник /Отв. Ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. С. 272.
8 Мельник Д., Першин Д. Методы покрытия НДС или как переложить бремя? //Аудит и налогообложение. 1998. № 3. С. 19.
9 Статья 1 Закона РФ «О НДС» от 06.12.1991 N 1992-1 //Ведомости СНД и ВС РСФСР, 26.12.1991, N 52, ст. 1871.
10 Налог на добавленную стоимость. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный) (глава 21, статьи 143-178) /Составитель и автор комментариев С.Д. Шаталов. – М.: МЦФЭР, 2001. С. 3.
11 Астапов К.Л. О реформе налоговой политики //Финансы. 2000. № 10. С. 29.
12 Российские вести, N 223, 23.11.1995, N 228, 30.11.1995.
13 Родригес А. Экспортируемые товары (работы, услуги). Порядок применения нулевой ставки по НДС //Налоги. 2001. № 12. С. 12.
14 Такая классификация предложена Брызгалиным А.В. см.: Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на доходы физических лиц. Единый социальный налог (взнос). Книга 2 /Под ред. А.В. Брызгалина и А.Н. Головкина. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: «Аналитика-Пресс», 2001.
15 Родригес А. Экспортируемые товары (работы, услуги). Порядок применения нулевой ставки по НДС //Налоги. 2001. № 12. С. 12.
16 Брызгалин А.В. Указанное произведение. С. 138
17 Подробнее об этом см.: Никонов А.А. Как будут платить НДС в 2001 году экспортеры? Комментарий к главе 21 Налогового кодекса РФ //Главбух. 2000. № 21. С. 68 – 75.
18 На такое отличие применения налоговой ставки 0 процентов и освобождения от налогообложения обращает внимание Брызгалин А.В. Указанное произведение – С. 137.
19 Российская газета, N 135, 25.07.2002.
20 Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приведены из Справочной системы КонсультантПлюс: Арбитраж–Северо-Запад. (Региональный центр правительственной связи УФСБ РФ по Иркутской области)
21 Имеется в виду Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации" //Российская газета. N 248-А. 31.12.2000.
22 Брызгалин А.В. Указанное произведение. С. 200
23 Как будет описано далее процедура принятия суммы НДС к вычету и возмещение представляют собой сходные правовые механизмы
24 Брызгалин А.В. Указанное произведение. С. 203 – 204.
25 Представление в налоговые органы документов в подтверждение обоснованности налоговых вычетов, за исключением документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ и отдельной налоговой декларации, непосредственно НК РФ не предусмотрено. Между тем основываясь на письме МНС РФ от 8 декабря 1999 г. N АП-6-03/984, статьях 31, 88, 93, пункте 1 статьи 171 НК РФ налоговые органы истребуют у налогоплательщика и иные документы.
26 В целях применения статьи 165 следует
иметь в виду, что для подтверждения налоговых
вычетов помимо документов, предусмотренных
данной статьей, налоговыми органами должны
быть проанализированы также:
- договор (копия договора) купли - продажи
или мены товаров (выполнения работ, оказания
услуг) между налогоплательщиком, претендующим
на применение налоговой ставки 0 процентов
и налоговые вычеты, и организацией - поставщиком
товаров (работ, услуг), использованных
при производстве и реализации товаров
(работ, услуг), подлежащих обложению налоговой
ставкой 0 процентов;
- документы, подтверждающие фактическую
оплату товаров (работ, услуг), использованных
при производстве и реализации товаров
(работ, услуг), подлежащих налогообложению
по налоговой ставке 0 процентов. (пункт
38 Методических рекомендаций по применению
главы 21 "Налог на добавленную стоимость"
Налогового Кодекса Российской Федерации",
утв Приказом МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.
(в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156)
//Российский налоговый курьер. 2001. N 3; Экономика
и жизнь. 2001. N 3.
Информация о работе Возмещение экспортного налога на добавленную стоимость