Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:37, курсовая работа
Актуальность темы. Налоговая система Украины достаточно молодая система в масштабе государства. После распада Советского Союза она претерпевала большое количество изменений, реформирований и обновлений. Налоги играют ключевую роль экономике любого государства, это главная составляющая бюджета и от налогов зависит в целом состояние и степень развитости государства. Изучение налоговой системы поможет глубже вникнуть в структуру экономики, как действует, насколько развита налоговая система государства и поможет понять истинную важность этой системы.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
ФИЛИАЛ МГУ в городе СЕВАСТОПОЛЕ
Факультет «Экономики и управления»
Отделение «Управление»
Кафедра управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
«ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В УКРАИНЕ»
Выполнил: Ратникова Анастасия Евгеньевна
Студентка 3го курса
Проверил:
Путренко А.Н.
Кандидат юридических наук
Доцент кафедры управления
Севастополь
2012
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Налоговая система Украины достаточно молодая система в масштабе государства. После распада Советского Союза она претерпевала большое количество изменений, реформирований и обновлений. Налоги играют ключевую роль экономике любого государства, это главная составляющая бюджета и от налогов зависит в целом состояние и степень развитости государства. Изучение налоговой системы поможет глубже вникнуть в структуру экономики, как действует, насколько развита налоговая система государства и поможет понять истинную важность этой системы.
Степень разработки проблемы. Налоговой системе Украины больше всего уделено внимание в законах, постановлениях, указах и прочих нормативно-правовых документах государства. Некоторые историки изучают налоговую систему в рамках развития государства. В целом налоговой системе уделено не мало внимания в современной литературе.
Целью курсовой работы выступает изучение природы и аспектов для существования и развития налоговой системы Украины с целью понимания экономики страны в целом.
Указанная цель предопределяет постановку задач, основными из которых являются следующие:
Объект: налоговая система Украины.
Предмет: возникновение, становление и развитие налоговой системы в современный период.
Методологическая основа. Изучение литературы, публикаций, статей, касающихся налоговой системы; законодательства Украины, иностранных государств, международных правовых актов.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ В 1991-1996 ГОДАХ
Постановлением Совета Министров Украинской РСР от 12.04.1990 г. р. №74 «О создании государственной налоговой службы Украины в Украинской РСР» было создано государственную налоговую службу в системе Министерства финансов[1].
После провозглашения независимости государства в 1991 году началось формирование налоговой системы Украины.
В первые годы независимости в Украине практически отсутствовала правовая основа государств, в том числе взимания налогов. В наследство досталась разбалансированная и неструктурированная экономика, налоговой инфраструктуры не существовало, прослеживались кризисные явления в экономической и социальной сферах, нестабильной была политическая структура общества.
Налоговая система независимого, демократического государства – неотъемлемый ее атрибут, отображение экономического, политического, социального и демократического состояния.
Новый этап развития налоговых отношений начался в 1991 году с принятием Закона Украины «О системе налогообложения»[2]. В налоговую систему входили общегосударственные и местные налоги, сборы(обязательные платежи).
Согласно этому закону объектами налогообложения были: доходы, прибыль, добавочная стоимость продукции, работ и услуг, таможенная стоимость продукции, работ и услуг или ее натуральные показатели, специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и физических особ и другие объекты, определенные законами Украины о налогообложении. К другим платежам налогового характера относились сборы в государственные целевые фонды, такие как Пенсионный фонд, фонд занятости, фонд на обязательное социальное страхование и т.д. Однако этот закон был несовершенен как по содержанию, так и по структуре, но благодаря ему было провозглашено новую национальную систему налогообложения и основные принципы деятельности.
На основе этого закона на протяжении 1991-1992 годов появились такие новые виды налогов, как налог на доходы предпринимательств, налоги на добавленную стоимость, акцизный сбор. Параллельно существовали старые налоги, к которым относились налог с собственников транспортных средств, плата за землю, налог на прибыль граждан и т.п.
Этот период считают периодом начала создания налоговой системы Украины[3].
Конец 1992-начало 1993 года ознаменовался дискуссиями по поводу перспектив дальнейшего развития налоговой системы. Среди аргументов было неравенство в налогообложении между странами СНГ, что могло вызвать экономические стимулы к переливанию средств из этих стран, где существовало высокое налоговое бремя, куда входила Украины, к странам, где налоги ниже.
Было сформулировано три основные концепции.
Первая – отображала позицию Верховной Рады. В ее основу было положено налогообложение объемов реализации за отчетный период, за которые получена плата. Предусматривалась дифференциация ставок в зависимости от сферы и вида деятельности.
Вторая концепция
отображала позиции Главной
Третья концепция была предложена Украинским сообществом предпринимателей и промышленников. Она была аналогична предыдущей, но предусматривала обеспечение приоритетности товаропроизводителям[4,5].
Так исторически сложилось, что формирование налогообложения в Украине происходило без необходимого научного обоснования, что привело к возникновению многих проблем, решение которых осуществлялось методом проб и ошибок, а результатом такого становления и развития стало значительное снижение эффективности работы налоговой системы и угнетение отечественного производства.
Вместе с этим на налоговую систему возложено очень важное задание – пополнение доходной части Государственного бюджета, что становится проблематичным в условиях кризисной ситуации в экономике страны.
Переход на новые условия хозяйствования и изменения в налогообложении требовали наличия специализированного органа государственного управления. Созданию налоговой службы Украины способствовали принятые постановление Совета Министров СССР от 24.01.1990 года №76 «О государственной налоговой службе» и закон Украинской СССР от 4 декабря 1990 года «О государственной налоговой службе в Украинской ССР»[6]. С момента своего создания государственная налоговая служба действовала при Совете Министров Украинской ССР[7].
Основным заданием новообразованной налоговой службы было обеспечение соблюдения законодательства о налогах, учет всех плательщиков налогов и других обязательных платежей в бюджет, а так же осуществление контроля и обеспечение правильности расчетов и уплаты соответственных платежей.
Данный Закон указывал на существование трехуровневой структуры государственной налоговой службы. Так, к органам государственной налоговой службы было отнесено Главную государственную налоговую инспекцию – первый уровень(центральный орган);государственные налоговые инспекции в областях и городах с районным делением – второй уровень; государственные налоговые инспекции в районах, районах в городах, городах без районного разделения – третий уровень. Соответственно за такой трехуровневой системой закреплялись и функции органов государственной налоговой службы, хотя отсутствовало четкое разделение функций между государственными налоговыми инспекциями разных уровней. Кроме этого, в Законе четко не был определен статус налоговой службы[8].
Реализации основных положений этого Закона способствовало Постановление Верховной Рады Украинской ССР от 04.12.1990 года №510-XII «О государственной налоговой службе в Украинской ССР»[9] и Указ Верховной Рады Украинской ССР от 04.01.1991 года № 622-XII «О внесении изменений и дополнений к Постановлению Верховной Рады Украинской ССР «Про порядок введения в действие Закона Украинской ССР «О государственной налоговой службе в Украинской ССР»[10].
Первые шаги к созданию современной налоговой службы были сделаны еще в 1990 году, когда предпринимательств в Украине только начало зарождаться. В то время на базе отделов государственных доходов в финансовых органах были созданы налоговые инспекции, которые подчинялись Министерству финансов Украины.
С 1990 года в Украине функции фискальных органов исполняли государственные налоговые инспекции всех уровней, которые действовали в составе Министерства финансов.
В систему государственной налоговой службы Украины входили:
- Главная государственная налоговая инспекция
- Государственные налоговые инспекции в областях, городах Киев и Севастополь
- Государственные налоговые инспекции в районах и городах на правах районов
Главную государственную инспекцию Украинской ССР возглавлял ее начальник, который одновременно был заместителем Министра финансов. Он назначался Советом Министров ССР.
Начальники государственных
налоговых инспекций в
При выполнении своих функциональных обязательств сотрудники налоговых инспекций имели право:
- осуществлять у любых субъектов предприятия, расположенных на территории республики, проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов, связанных с вычислением, уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, получать необходимые пояснения, справки и ведомости по вопросам, возникающим при проверке;
- получать для целей налогообложения ведомости, справки, документы и копии с них о деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан, которые проверяются;
- обследовать любые производственные, складские, торговые и другие помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан, которые используются для получения доходов или связанные с удержанием объектов налогообложения независимо от их местонахождения;
- требовать от руководителей и других служебных особ предприятий, учреждений, организаций, а так же от граждан, которые проверяются, устранение выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства про индивидуальную трудовую деятельность и контролировать их исполнение;
- останавливать операции предприятий, учреждений, организаций по расчетным, другим счетам в банках и других финансово-кредитных учреждениях в случаях отказа в проведении документационной проверки или допуска сотрудников инспекции для обследования помещений, которые используются для получения доходов, непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их служебным особам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с вычислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет;
- изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, которые свидетельствуют про сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или других объектов от налогообложения , а у граждан, которые нарушают порядок осуществления индивидуальной трудовой деятельностью – патенты или регистрационные удостоверения с последующей передачей материалов о нарушении комитетам советов народных депутатов, которые давали разрешение на занятие указанной деятельностью.
В 1992 году статус государственной службы изменился, и она была подчинена Министерству финансов Украины[7]. Но опять не был четко определен статус Главной государственной налоговой инспекции Украины[11].
5 октября 1992 года Кабинет Министров Украины принял Постановление № 559 «Вопрос государственной налоговой службы Украины»[12]. В нем определялось штатное расписание, Положение о специальных званиях должностных лиц государственных налоговых инспекций, установлена численность аппарата ГНС в Украине, которая составила в 1992 году 27 464 сотрудника[5].
В соответствии с указанными нормативными актами структура налоговых инспекций всех уровней была основана «на разграничении деятельности отдельных подразделений по видам налогов и платежей с учетом форм собственности»[8]. Но такая структура не соответствовала требованиям времени. И 24 июля1993 года было принято постановление Кабинета Министров Украины №570 «Об усовершенствовании деятельности государственной налоговой службы и укрепление ее материально-технической базы»[13], в соответствии с которым Главной государственной налоговой инспекции поручалось с учетом мирового опыта провести переустройство структуры налоговых инспекций с функциональным принципом. Учитывая это, 24 декабря 1993 года был принят Закон Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О государственной налоговой службе Украины»[14], который более четко определил структуру , функции и место государственной налоговой службы в системе органов исполнительной власти. В том числе, отмечалось, что государственная налоговая служба действует при Министерстве финансов и подчиняется ему. В законе уточняются «функциональные особенности реализации компетенции государственной налоговой службы», «расширился перечень функций государственных налоговых инспекций в районах, районах в городах и городах без районного деления»[8] и другое. Но опять был определен статус Главной налоговой инспекции Украины.
Информация о работе Возникновение и развитие налоговой системы в Украине