Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:37, курсовая работа
Актуальность темы. Налоговая система Украины достаточно молодая система в масштабе государства. После распада Советского Союза она претерпевала большое количество изменений, реформирований и обновлений. Налоги играют ключевую роль экономике любого государства, это главная составляющая бюджета и от налогов зависит в целом состояние и степень развитости государства. Изучение налоговой системы поможет глубже вникнуть в структуру экономики, как действует, насколько развита налоговая система государства и поможет понять истинную важность этой системы.
На протяжении 1994-1995 годов в налоговой службе на законодательном уровне никаких изменений не было . Это был период накопления стажа работы. Через увеличение количества приватных структур, увеличение объемов финансовых оборотов налоговые органы пытались усовершенствовать свою структуру и методы роботы.
Однако поверхностные, необдуманные действия в роботе налоговых органов не давали ощущаемых результатов . У страны началось значительное увеличение роста задолженности платежей в бюджет, не контролируемый вывоз капитала за границу, создание теневого сектора экономики. При таких условиях налоговая служба уже не могла в полной мерой выполнять функции, возложенные на нее государством. Коренное реформирование налоговой системы для нашего государства было крайне необходимым.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
Новый качественный этап в развитии налоговой системы произошел в 1996-1999 годах. Про это свидетельствует Указ Президента Украины от 31 июля 1996 №621/96 «Про мероприятия реформирования налоговой политики»[15].
В соответствии с указом Президента Украины 22 августа 1996 года №760/96 «Про создание государственной налоговой администрации Украины и городских государственных налоговых администраций» на базе главной государственной налоговой инспекции Украины , государственных налоговых инспекций в автономной республике Крым , областях, районах, городах и районов городов, которые ликвидировались , были созданы государственная налоговая администрация Украины и соответственно государственные налоговые администрации в автономной республике Крым, областях, районах, городах и районов городов.[16]
Считается, что
с этого момента
Для создания сильной и мобильной структуры этим же указом Государственной налоговой администрации Украины были подчинены подразделения Министерства внутренних дел Украины по борьбе с криминальным сокрытием доходов от налогообложения[16]. Кроме этого, был создан специальный правоохранительный орган - сначала налоговая полиция, позднее переименованная в налоговую милицию, которая с самого начала своего существования , тесно взаимодействуя с многими структурными подразделениями ГНА , подтверждала не только целесообразность ее создания, но и необходимость дальнейшего развития.
Государственная
налоговая администрация
В соответствии с указом президента Украины от 30 октября 1996 г. №103/96 «Вопросы городских налоговых администраций» в настоящее время было определено организационную и структурную форму современной налоговой службы Украины[17].
На базе главной
государственной налоговой
Налоговую службу было выведено из состава Министерства финансов. Государственной налоговой администрации Украины был присвоен статус центрального органа исполнительной власти с подчинением непосредственно Кабинету Министров.
На базе ликвидированных
государственных налоговых
Было введено
должность главы Государственно
Согласно с частью 2 статьи 4 с изменениями, внесенными в соответствии с Указом Президента Украины №25 от 15 января 1997 года глава ГНА в Автономной Республике Крым, областях , городах Киеве, Севастополе на должность назначаются и увольняются с должности Президентом Украины[16].
Кроме этого, было принято решение о создании в составе Государственной налоговой администрации Украины Главного управления налоговой полиции[5].
Законом Украины от 5 февраля 1998 года « О внесении изменений в закон Украины « Про государственную налоговую службу в Украине» немного изменены названия низших уровней налоговых органов. Так, государственные налоговые администрации в районах, городах (кроме города Киева и Севастополя), районах в городах были переименованы на инспекции.
Соответственно статье 1 Закона Украины от 5 февраля 1998 года «О внесении изменений в Закон Украины « Про государственную налоговую службу в Украине» Государственная налоговая служба является системой органов, в состав которой входят : Государственная налоговая администрация Украины, Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым , областях, городах Киев и Севастополь, государственные налоговые инспекции в районах , городах( кроме Киева и Севастополя) ; районах в городах.
В зависимости от количества плательщиков налогов и других местных условий, ГНА Украины может создавать межрайонные (два и более районов), объединенные (на город и район) государственные налоговые инспекции[18].
Этим законом налоговую полицию было переименовано в налоговую милицию. Таким образом, в состав органов государственной налоговой службы законодательно было закреплено деятельность специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями – налоговую милицию, на которую возлагался контроль за соблюдением налогового законодательства и исполнением оперативно - поисковых и криминально-процессуальных функций.
Основные задачи налоговой милиции состояли
в:
- предотвращении преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, их раскрытии, расследовании в дела про административные правонарушения;
- поиск плательщиков , которые уклоняются от уплаты налогов, других платежей;
- предотвращении коррупции в органах государственной налоговой службы и выявлении ее фактов;
- обеспечении безопасности деятельности работников органов государственной налоговой службы , защита ее от противоправных посягательств , связанных с исполнением служебных обязательств[18].
В соответствии с возложенными на нее задачами , налоговая милиция уполномочена такими распоряжениями :
- принимает и регистрирует заявления, сообщения и другую информацию о преступлениях и правонарушениях , относящихся к ее компетенции , выполняет в установленном порядке их проверку и принимает относительно них предусмотренные законом решения;
- выполняет в соответствии с законом оперативно- поисковую деятельность, досудебную подготовку материалов по протокольной форме, а также проводит дознание и досудебное следствие в рамках своей компетентности , применяет меры по возмещению причиненных государству ущербов;
- выявляет причины и условия, которые содействовали исполнению преступления и других правонарушений в сфере налогообложения ,использует меры по их устранению;
- обеспечивает безопасность работников органов государственной налоговой службы , и их защиту от противоправных посягательств, связанных с исполнением ими должностных обязательств;
- предотвращает коррупцию и другие служебные нарушения среди работников государственной налоговой службы;
- собирает, анализирует , обобщает информацию относительно нарушений налогового законодательства , прогнозирует тенденции развития негативных процессов криминального характера , связанных с налогообложением[18].
Произошло расширение функций подразделений налоговой службы, которые заключались в законодательном увеличении задач ГНС, к которым относились:
- осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью взимания , полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты налогов, сборов, других обязанных платежей, установленных законодательством.
- принятие решений относительно наложения финансовых санкций и административных штрафов на нарушителей налогового законодательства и обеспечения их взимания , защита интересов государства в судебных органах по делам, которые касаются выплаты налогов , сборов и других обязательных платежей;
- принятие нормативных и методических документов по вопросам налогообложения , бухгалтерского учета и отчетности на исполнение соответственных законодательных актов.
В процессе реформирования налоговой службы одним из основных заданий было создание, введение и пополнение реестра физических лиц – плательщиков налогов.
С 1998 года функции налоговой службы были расширены и качественно упорядоченны.
Были детализированы права налоговых органов , к которых относились такие :
- выполнять на предприятиях , учреждениях и организациях, независимо от форм собственности и граждан, в том числе граждан- субъектов предпринимательской деятельности, проверке денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций, товарно-кассовых книг, показателей электронных контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем, которые используются для расчета за наличность с потребителями и другими документами независимо от способа подачи информации (включая компьютерный) , связанным с начислением и выплатой налогов , других платежей , наличия свидетельств про государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий, патентов ) на ее исполнения;
- получение от должностных лиц и граждан в письменной форме объяснения, справки и уведомления по вопросам , которые возникают во время проверок;
- проверять у должностных лиц документы во время проведения проверок про налогообложение;
- вызывать должностных лиц, граждан для объяснения относительно источника получения доходов , начисления и уплаты налогов, других обязательных платежей. А так же проводить проверки о достоверности информации , полученной для внесения в государственный реестр физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей;
- получать бесплатно от предприятий , учреждений, организаций справки, копии документов о финансово-хозяйственной деятельности , полученных доходах, затрат предприятия, про текущие (депозитные) счета, информацию, про наличие и оборот средств на этих счетах и другую информацию , связанную с начислением и выплатой налогов;
- обследовать какие либо производственные, складские торговые и другие помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и жилье граждан , если они используются как юридический адрес субъекта предпринимательской деятельности , а так же для получения доходов.
- требовать от руководителя и других служебных лиц предприятия , организаций , а так же от граждан , деятельность которых проверяется, устранения выявленных нарушений налогового законодательства о предпринимательской деятельности , контролировать их исполнение, а так же прекращать действия, которые мешают осуществлению полномочий должностными лицами органов государственной налоговой службы;
- изымать у предприятий , учреждений и организаций документы , которые свидетельствуют о сокрытии объекты налогообложения, невыплату налогов, других платежей, и изымать у граждан-субъектов предпринимательской деятельности , которые нарушают порядок занятия предпринимательской деятельностью, регистрационные свидетельства или специальные разрешения (лицензии, патенты ) с следующей передачей материалов про нарушение органом, который выдали эти документы;
- применять финансовые санкции в порядке и размере, установленном законодательством.
- взимать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы недоимок , пени и штрафных санкций в порядке, пересмотренным законом.
- применять административные штрафы.
- предоставлять отсрочку и расторжение налоговых обязательств, решать вопросы относительно налогового компромисса, а также принимать решения об описи сумм безнадежного долга в порядке, пересмотренном законодательством.
- в случае выявления злоупотреблений во время осуществления контроля за поступлением валютной выручки , проведением расчетов с потребителями с использованием товарно-кассовых книг, а так же при соблюдении лимитов наличности в кассах и использовании для расчетов за товары, работы и услуги органы государственной налоговой службы имеют право давать поручения органам Государственной контрольно-ревизионной службы на проведения ревизий;
- требовать от руководителей, которые проверяются , проведения инвентаризации основных фондов , товарно-материальных ценностей , средств и расчетов.
- при проведении административного ареста опечатывать кассы , кассовые помещения, склады и архивы.
- обращаться в суд с заявлением про отмену государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности[5].
Государственная налоговая служба Украины складывается из 3 частей.
К первой части относятся
районы , городские на правах районных
и межрайонных налоговых
Ко второй части относятся областные государственные налоговые администрации , на правах областных государственных налоговых администраций города Киева, Севастополя и Автономной республики Крым.
К 3 части относится Государственная налоговая администрация Украины.
Так же налоговую систему Украины можно разделить на 3 уровня –высший, средний и низший.
К высшему уровню относят Государственную налоговую администрацию и налоговую милицию Украины; к среднему уровню Государственные налоговые администрации в автономной республике Крым , областях, городах Киеве и в Севастополе; к низшему(базовому) уровню относят государственные налоговые инспекции в районах , городах на правах районных и межрайонных государственные налоговые инспекции[19].
Информация о работе Возникновение и развитие налоговой системы в Украине