Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 21:16, контрольная работа
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к налоговой ответственности. К ним относятся: 1) отсутствие события налогового правонарушения; 2) отсутствие вины лица в совершении правонарушения; 3) совершение деяния физическим лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; 4) истечение сроков давности.
2вопрос
Общие условия привлечения к налоговой ответственности
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к налоговой ответственности. К ним относятся: 1) отсутствие события налогового правонарушения; 2) отсутствие вины лица в совершении правонарушения; 3) совершение деяния физическим лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; 4) истечение сроков давности.
Об отсутствии вины свидетельствуют следующие обстоятельства: совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств; совершение деяния физическим лицом, находившимся в состоянии невменяемости; выполнение письменных разъяснений государственного органа или должностного лица по вопросам применения налогового законодательства.
Совершение налогового правонарушения вследствие счетной или иной ошибки, неверного юридического толкования, сбоя в компьютерных программах и других подобных обстоятельств не освобождает от налоговой ответственности.
Срок давности привлечения к налоговой ответственности составляет 3 года со дня совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение. Указанный срок определяется к моменту вынесения решения налогового органа о привлечении к ответственности.
Чтобы усилить оперативность рассмотрения дел, НК РФ устанавливает срок давности взыскания налоговых санкций, составляющий 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. К обстоятельствам, смягчающим налоговую ответственность, НК РФ относит совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных (семейных) обстоятельств, под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Этот перечень не является исчерпывающим, суды и налоговые органы могут признавать смягчающими и иные обстоятельства по делу. Так, смягчающими обстоятельствами признаются незначительность вредных последствий правонарушения, добровольная уплата недоимки, болезнь налогоплательщика, бюджетное недофинансирование, кризис неплатежей и т.п.
Обстоятельством, отягчающим налоговую ответственность, признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (рецидив). Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза. И наоборот, при наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100%.
3вопрос
1. Налоговое правонарушение: понятие и признаки
Статья 106 НК РФ дает следующее определение налогового правонарушения. Налоговое правонарушение — это «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность». Прежнее налоговое законодательство не имело легального определения налогового правонарушения.
Не всякое нарушение налогового законодательства может быть основанием для привлечения лица к юридической ответственности. Основанием является такое поведение, которое имеет все предусмотренные законом признаки наказуемого деяния и все предусмотренные законом элементы состава правонарушения. Рассмотрим указанные признаки.
Надо отметить, что признаки налогового правонарушения и элементы состава налогового правонарушения — это разные понятия, хотя и пересекающиеся. Признаки выводятся из определения понятия налогового правонарушения. К ним относятся: а) деяние (действие или бездействие); б) виновное деяние; в) противоправное деяние; г) деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Причем указанные признаки являются легальными (нормативно установленными), в отличие от доктринальных.
Основанием налоговой ответственности, с точки зрения общей теории, является юридический факт, а именно про-
§ 1. Налоговое правонарушение: понятие и признаки
279
тивоправное поведение (действие или бездействие). Для наступления (реализации) налоговой ответственности необходимо иметь совокупность условий. В науке налогового права особо выделяют категорию «элементы состава налогового правонарушения», что в значительной мере объясняется спецификой налоговой ответственности и ее карательным воздействием на нарушителей. Здесь прослеживается связь с административным и уголовным правом, где широко используется термин «состав». Напротив, в науке гражданского права употребляется понятие «условия гражданско-правовой ответственности», поскольку основная цель гражданско-правовой ответственности — компенсация имущественных потерь кредитора (потерпевшего лица).
Поэтому нельзя безоговорочно согласиться с утверждением о том, что «единственным основанием для привлечения к ответственности хозяйствующего субъекта за неуплату налогов является состав налогового правонарушения»1. Правильно говорить о неправомерном деянии (действии либо бездействии) как юридическом факте (составе фактов).
Начнем с того, что налоговое правонарушение — это деяние, т. е. волевой акт человека или организации в условиях конкретной обстановки, направленный на достижение определенного отрицательного результата (например, неуплата налогов и сборов, непредставление налоговой декларации и др.). Будучи волевым актом, налоговое правонарушение представляет собой совокупность действий или бездействие. Действие есть активный волевой процесс, состоящий из операций, телодвижений и поступков. Налоговая ответственность наступает и за юридическое бездействие, т. е. за несовершение определенных действий.
Следующий признак налогового правонарушения — противоправность деяния, т. е. несоблюдение норм и правил, установленных налоговым законодательством. Действия (равно и бездействия), хотя и причиняющие определенный ущерб защищаемым общественным отношениям,
1 Николаев А. А. Правовые проблемы ответственности хозяйствующих субъектов за неуплату налогов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 18.
If
280
Глава 9. Правовое регулирование ответственности
но не сопряженные с нарушением законодательства, не являются правонарушениями. Например, сокращение сумм налоговых платежей (минимизация налогообложения) с использованием несовершенства налогового законодательства, хотя и не поощряется, но не может преследоваться как противоправное деяние1.
Виновность лица, нарушившего закон, прямо вытекает из легального определения налогового правонарушения. В соответствии с п. 1 ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Как видно, Кодекс не дает ответа на вопрос, что есть вина физического лица и организации. В итоге — это предмет научного исследования. Однако НК РФ практически отождествляет виновность лица с его противоправностью. При этом Кодекс называет две формы вины: умысел и неосторожность. Теперь у судебных и налоговых органов появилась сложная задача — дать оценку и осуществить квалификацию конкретным деяниям и установить, что есть умышленные деяния и деяния, совершенные по неосторожности. На налоговые органы возлагается обязанность доказать факт совершения налогового правонарушения, в том числе форму вины налогоплательщика, о чем свидетельствует судебная практика2.
И еще один аспект: согласно п. 4 ст. 110 НК РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей3. Иначе говоря, вина организации
§ 1. Налоговое правонарушение: понятие и признаки
281
1 См.: Налоговое право / Под ред. С. Г. Пепеляева. С. 414.
2 См.: Постановление Федерального
арбитражного суда Северо-
3 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2000 г. Дело № КА-А41/4209-00 // Там же. 199—200.
выражается не только через органы организации (юридического лица), но и через должностных лиц или представителей организации. Это важное положение, указывающее еще раз на то, что субъектом налогового права является организация.
В гражданском праве юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Например, генеральный директор акционерного общества — и орган юридического лица, и должностное лицо. Напротив, главный бухгалтер является должностным лицом, но не органом юридического лица.
С учетом сказанного, вина нарушителей в сфере налоговых правоотношений — это психологическое отношение лица (органов и должностных лиц организации) к совершаемому им противоправному деянию (действию или бездействию) и его возможным последствиям в форме умысла или неосторожности. В свою очередь, для умысла характерно то, что лицо избирает такой вариант поведения, который является противоправным, заведомо зная, что тем самым нарушаются интересы государства, субъектов РФ и муниципальных образований. В силу п. 2 ст. 110 НК РФ лицо, совершившее умышленное правонарушение, желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий). Кодекс не знает (в отличие от уголовного права) деления умысла на прямой и косвенный.
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя и должно было и могло это осознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ). В налоговом праве также отсутствует деление неосторожности на отдельные виды (например, простая или грубая и т. д.).
Специальный субъектный состав — признак налогового правонарушения. К возможным субъектам налогового правонарушения, в частности, относятся налогоплательщики,
282
Глава 9. Правовое регулирование ответственности
налоговые агенты и иные лица. В свою очередь наказуемость деяния означает, что за совершение налогового правонарушения законодательством должна быть предусмотрена соответствующая правовая санкция. В противном случае (когда такая санкция отсутствует) привлечение лица к юридической ответственности исключается.
В литературе называются и другие признаки налогового правонарушения. В частности, ряд авторов указывают на причинную связь противоправного действия и вредных последствий1. Отсутствие такой связи исключает применение тех или иных мер ответственности за налоговые правонарушения.
На наш взгляд, не во всех случаях необходимо устанавливать причинную связь противоправного действия и вредных последствий. Некоторые налоговые санкции применяются за сам факт совершения налогового правонарушения. Однако для этого следует проанализировать отдельные составы налоговых правонарушений. Что касается налогового законодательства, то оно хранит молчание по этому вопросу. В свою очередь, судебная практика нередко рассматривает под словом «причина» степень вины нарушителя2.
4вопрос
§ 2. Понятие и виды нарушений законодательства РФ о налогах и сборах
Государственно-политические преобразования и проводимые в России экономические реформы, направленные на развитие предпринимательской деятельности, функционирование
Глава 19. Правовая охрана налоговых отношений
489
новых форм бизнеса, обусловливают постоянный рост количества налогоплательщиков. В то же время для переходного периода реформирования экономики характерно появление неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие и на налоговую сферу, в первую очередь таких, как инфляционные процессы, слабое развитие отечественных товаропроизводителей, несовер^ шенство налогового законодательства. Недостатки в законодательстве, регулирующем налоговые отношения, не только способствуют, но зачастую и провоцируют совершение правонарушений. В конечном счете совокупность названных факторов приводит к уменьшению доходов населения, одновременно сокращаются поступления денежных средств в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды.
Конституция РФ закрепляет публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать законно установленные налоги и сборы. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества, что и нашло отражение в нормах налогового права. Именно эта особенность налогового права — принудительный характер изъятия части дохода — и вызывает в ответ на налоговые санкции государства противодействие налогоплательщиков, выражающееся в уклонении от уплаты налогов.
Специфика посягательств на нормальное функционирование налоговых правоотношений обусловлена тем, что налоги в связи с их экономической, социально-политической и юридической сущностью выступают основным средством материального обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сокращение налоговых поступлений в бюджетную систему либо их непланомерное поступление неизбежно становится основным фактором невыполнения либо неэффективного выполнения государством своих внешних и внутренних функций. В конечном счете недостаточное финансирование государственных полномочий, слабое материальное обеспечение публичных целей и задач влекут ослабление управления обществом и подрывают национальную безопасность, создают угрозу самому государству.
Общественные отношения, складывающиеся между публичным (государством и (или) муниципальными образованиями) и частными субъектами относительно взимания налогов изначально в силу своей социальной природы конфликтны и в силу
490
Финансовое право России. Особенная часть
Глава 19. Правовая охрана налоговых отношений