История развития налогообложения в России и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение истории налогообложения России, а также показать налогообложение в ходе исторического развития. Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие задачи: - проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации на протяжении всего периода существования государства; - определить пути совершенствования прямого налогообложения; - проанализировать принятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2009-2011 годах;

Содержание

Введение
1. История возникновения налогообложения в России
2. Основные направления совершенствования налоговой системы и налоговой политики России
3. Пути решения проблем налоговой системы РФ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История развития налогообложения в России и пути совершенствования.docx

— 67.91 Кб (Скачать файл)

В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в  налогообложение купечества. Она  отменила все частные промысловые  налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с  них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для  того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб.. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом - в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам «по совести». Проверки имущества не производилось, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий.

Что касается сохранявшегося подушного налога на основное население России, то при  Екатерине II это был не совсем тот  налог, который ввел Петр 1. По Указу  от 3 мая 1783 г. «подати с мещан и  крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в  общем государственном счете». Такой  счет не должен стеснять плательщиков «в способах, ими полагаемых к удобнейшему  и соразмерному платежу податей»[6]. Община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами  так, как считала необходимым. А  с 1797 г. уже после смерти императрицы  российские губернии были разделены  на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады.

В это время  в России прямые налоги в бюджете  играли второстепенную роль по сравнению  с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. 5667 тыс. руб. или 34,3% всех доходов, а в 1796 г.--24 721 тыс. руб. или 36% доходов. Косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43% -- в 1796 г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

Екатерина II преобразовала  систему управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных  доходах, разделенная в следующему году на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая -- взысканием недоимок, недоборов и начетов. В губерниях для управления государственными имуществами, сбора податей, ревизии счетов, заведованиями другими финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские Казенные палаты. Губернской Казенной палате были подчинены казначейства губернское и уездные, которые хранили казенные доходы. Казенные палаты просуществовали до XX в., хотя отдельные их функции подвергались изменениям. Таким образом, Екатерина продолжала курс Петра I на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами. В этот период укрепляются бюджеты городов, где все большую роль начинают играть оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей портомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др. Тогда же появляются и первые заемные средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.

При Екатерине II совершенствуется управление государственными финансами, проводится реорганизация  государственного аппарата. Деятельность коллегий, особенно финансовых, оказывается  неэффективной, что обусловливает  необходимость использования принципа централизованного управления. В  результате в 1780-1781 гг. учреждаются  Экспедиция доходов. Экспедиция расходов, Экспедиция ревизии счетов, Экспедиция взыскания недоимок, недоборов и  начетов. В губерниях создаются  казначейские палаты, которые сохраняются  в России до XX в.

С 1898 года Николай II ввел промысловый налог. Большое  значение играл налог с недвижимого  имущества. Появляются новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных  писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных  обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, и  т.д.

В XIX в.

Происходит нормативно-правовое оформление системы земских сборов и повинностей. Появившееся в 1805 г. «Предварительное положение о земских повинностях» устанавливало, что денежные сборы взимаются только на основании высочайших указов и узаконений. Сметы повинностей составляются специальным губернским присутствием в составе губернатора, вице-губернатора, губернского предводителя дворянства и депутатов от городского общества и утверждаются дворянским собранием совместно с депутатами от купечества. Сборы вносятся в казначейства, но не «смешиваются» с другими государственными доходами. «Положение», однако, не касалось натуральных повинностей (дорожной, подводной, этапной, квартирной и прочих воинских и гражданских), а также не определяло предметы денежных земских повинностей, что обусловило разработку дополнительных нормативно-правовых актов. Новые правила о земских повинностях были введены Уставом о земских повинностях, изданным 13 июня 1851 г. Наиболее существенное их отличие от предыдущих заключалось в том, что земскими повинностями были признаны только те предметы, которые «означены» в Уставе.

Во второй половине XIX в. большое значение приобретают  прямые налоги. Основной была подушная подать (которая отменяется сначала  с мещан, а затем и во всем государстве), замененная в 1863 г. налогом с недвижимого  имущества. Объектом налогообложения  являлись дома и все другие виды недвижимого имущества, приносящего  доход. Обложению налогом подлежало  имущество, находящееся в черте  города и за его чертой, но принадлежащее  городу. Оно включало в себя жилые дома, фабрики, заводы, складские помещения, бани, лавки, магазины, огороды.

При этом сохраняется  важная роль в системе государственных  доходов питейного и таможенного  сборов, соляного налога (в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866 г.), акциза на керосин (1872 г.), акциза на табак. В 1875 г. в российском бюджете  появляется государственный поземельный  налог наравне с другими налогами реального характера (подомовым, промысловым, налогом на строения). Ставки обложения  дифференцировались от 0,25 (Астраханская) до 17 (Подольская) копеек с десятины удобной земли и леса. Сумма  поземельного налога устанавливалась  централизованно для губерний, а  затем распределялась между уездами  и плательщиками.

В 1882 г. возникает  обложение наследств и дарений; с 1885 г. взимается налог на доходы с денежных капиталов, уплачиваемый в размере 5% от полученных доходов; в 1893 г. появился квартирный налог в  качестве весьма неудачного суррогата  подоходного налога.

В начале XX в. структуру основных налоговых доходов  бюджетов составляли: прямые налоги - поземельный  налог, подомовой, или квартирный, налог, промысловый налог, подоходный налог, пошлины, гербовые сборы и патенты; косвенные налоги - различные виды акцизов (табачный, сахарный, соляной, нефтяной, спичечный налоги и др.). Существующая в этот период налоговая система отличалась многочисленностью налогов и сборов и не имела определенного принципа формирования. Это во многом было связано с тем, что в России того времени наряду с развивавшимися капиталистическими отношениями существовали и феодальные отношения с присущими им формами обложения (оброк, подымный налог), а также несовершенная система взимания налогов и сборов.

Состояние налоговой  системы в СССР

Налогообложение советского периода имело ярко выраженный классовый характер. Так, система прямого обложения (подоходный налог и налог на прирост прибылей) наряду с фискальной решала задачу подрыва экономического благосостояния имущих классов, а по сути подрыва экономики всей страны, так как государственного сектора как такового еще не было.

После революции 1917 г. до перехода к нэпу налоговая  политика реализуется по двум основным направлениям: отмена всех потерявших значение видов налогов и создание новых форм обложения, выполняющих  чисто революционные задачи. Так, отмена частной собственности на землю привела к ликвидации поземельного налога (30 октября 1918 г.) всех бывших земских и городских поземельных сборов (3 декабря 1918 г.); национализация промышленности - к отмене промыслового налога (28 декабря 1918 г.); были упразднены налоги с городских недвижимых имуществ (19 февраля 1919 г.) и налог с денежных капиталов (13 сентября 1918 г.).

В условиях натурализации  хозяйственных отношений при  одновременном резком сокращении товарооборота  и огромном обесценении денег  произошло значительное снижение финансовой эффективности налогов, взимаемых  в денежной форме. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой налог.

В начале 20-х гг. создается новая налоговая система государства, что было связано с переходом к нэпу. В 1921 г. был введен промысловый налог, являющийся денежным налогом, что свидетельствовало о возрождении опыта дореволюционного налогообложения. Промысловым налогом облагались частные торговые и промышленные предприятия, а также граждане, имевшие доходы от занятия промыслами. Он представлял собой сложную конструкцию (аналог дореволюционной), состоящую из двух частей: патентного и уравнительного сборов. При взимании патентного сбора осуществлялась регистрация предприятий в финансовых органах, что способствовало государственному финансовому контролю, а равно поступлению в бюджет стабильных денежных сумм. Цена патента определялась разрядом и местонахождением предприятия. Ставки были дифференцированными: для промышленных предприятий по 12 разрядам и 6 поясам местностей, в торговле - по 5 разрядам и 0 поясам. Уравнительный сбор являлся основной частью промыслового налога и позволял усилить обложение субъектов, получающих крупные доходы. Он взимался в определенном проценте с оборота по прошествии каждого полугодия: первоначально уравнительный сбор определялся в размере 6%, затем его ставка была снижена вдвое, а по Положению от 18 января 1923 г. она составила 1,5% с оборота.

С 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог, плательщиками  которого являлись проживающие в  городе граждане и юридические лица. Поимущественное обложение затрагивало  как предметы обихода, роскоши, так  и производственное оборудование частных  и акционерных предприятий, запасы сырья, товаров. В 1924 г. подоходно-поимущественный  налог был отменен и преобразован в подоходный. взимаемый в форме основного - в твердых ставках, дифференцированных по группам плательщиков, и дополнительного - по прогрессивной ставке от совокупности доходов, превышающих определенный размер. Для налоговой системы России периода нэпа, так же как и для дореволюционной налоговой системы, было характерно разграничение налогообложения города и деревни. Так, в 1923 г. введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший различного рода натуральные повинности. Первоначально объектом обложения были земля, сенокосы, крупный рогатый и рабочий скот, а впоследствии - доход, полученный от хозяйства, в том числе от подсобных занятий. В 1926 г. установлены налог на сверхприбыль и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Получает развитие и косвенное налогообложение. В 1921-1923 гг., были введены акцизы на спирт, табачные изделия, керосин и ряд других товаров.

К концу 1920-х  гг. бессистемная экономическая и  финансовая политика государства, а  также использование прямых административных методов управления привели к  созданию громоздкой налоговой системы, отличающейся множественностью налогов  и сборов.

В 1930-1932 гг. в  СССР в результате налоговой реформы  налоги стали выполнять несвойственную им роль средства политической борьбы. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» были проведены преобразования налоговой  системы государства. Изменение  внутренней политики СССР, проводимые в стране индустриализация и коллективизация  привели к замене налоговой системы  административными методами изъятия  прибыли. амортизации имущества предприятий и административному перераспределению финансовых ресурсов по отраслям и территориям. В результате проведения налоговой реформы устанавливается система изъятия доходов государственных предприятий и организаций в двух видах - в виде налога с оборота и отчислений от прибыли, которые стали основными платежами в бюджет. Налог с оборота объединил в себе 53 вида ранее действовавших налогов и платежей, существенное значение среди которых имели промысловый налог и 12 акцизов. Шесть налогов и платежей, дававших бюджету 16,5% его доходов, консолидировались в один - отчисления от прибыли. Не были унифицированы и сохранились как самостоятельные 27 сборов и платежей, обеспечивающих поступление около 1/5 доходов бюджета.

В 1930 г. происходит учреждение налоговых инспекций, являющихся структурным подразделениями районных и городских финансовых отелов. В  компетенцию налоговых инспекций  входило взимание налогов с населения. Налоговую регистрацию осуществляли налоговые органы, а также другие государственные и негосударственные  органы и организации (загс, нотариат, таможенные органы и др.).

Во время  Великой Отечественной войны  дополнительные потребности бюджета  помимо действующей в предвоенный  период системы обязательных платежей обеспечивались рядом новых налогов  и сборов с населения: военный  налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сбор с владельцев скота и др. Послевоенный период характеризовался снижением размеров обязательных платежей населения, в  результате чего удельный вес налогов  в доходной части государственного бюджета в 1946-1950-х гг. уменьшился в два раза и составлял 7,7% доходов бюджета советского государства.

В середине 1960-х  гг. в СССР осуществляются преобразования хозяйственной сферы, направленные на повышение эффективности прибыльности работы предприятии. Одним из основных документов, определяющих цели и задачи реформы, было принятое 4 сентября 1965 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров  СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». В  области налогообложения важнейшими мероприятиями являлись, изменение  порядка распределения прибыли  государственных предприятий, введение платы за фонды и фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы  подоходного обложения колхозов. В результате при сохранении налога с оборота вместо платежа в форме отчислений от прибыли государственных предприятий было установлено три платежа: плата за производственные основные и нормируемые оборотные средства (плата за фонды), целью которой было усиление эффективности использования этих фондов; фиксированные (рентные) платежи, направленные на изъятие излишних накоплений предприятий по сравнению со среднеотраслевым уровнем; взнос свободного остатка прибыли в бюджет.

В 1970-1980-е гг. 91% общих доходов государственного бюджета СССР составляли платежи  от социалистического хозяйства - налог  с оборота, платежи из прибыли  и другие отчисления государственных  предприятий. Налоги с населения  составляли лишь 8-9% всех доходов государственного бюджета.

Конец 1980-х  годов можно назвать периодом возрождения налоговой системы  в России. Налоговая политика вновь  становится орудием политической борьбы: в России Борис Ельцин вводит особый суверенный режим налогообложения.

Информация о работе История развития налогообложения в России и пути совершенствования