История развития налогообложения в России и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение истории налогообложения России, а также показать налогообложение в ходе исторического развития. Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие задачи: - проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации на протяжении всего периода существования государства; - определить пути совершенствования прямого налогообложения; - проанализировать принятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2009-2011 годах;

Содержание

Введение
1. История возникновения налогообложения в России
2. Основные направления совершенствования налоговой системы и налоговой политики России
3. Пути решения проблем налоговой системы РФ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История развития налогообложения в России и пути совершенствования.docx

— 67.91 Кб (Скачать файл)

Должна проводиться  политика полного и разностороннего  информирования налогоплательщиков обо  всех технических достижениях, способных  поднять на новый уровень взаимоотношения  налогоплательщика и налогового инспектора.

Нормативные правовые акты представительных органов  муниципальных образований о  налогах должны быть официально опубликованы в средствах массовой информации. Наиболее востребованным для налогоплательщика  источником информации является реклама  на улицах. На улицах города должны быть размещены постеры (на щитах и плазменных панелях), основная креативная концепция которых - "Быстро. Просто. Надежно". Задача этой кампании - вызвать интерес и доверие к новой форме сдачи отчетности, а также подчеркнуть ее преимущества.

Проведение  институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности  российской экономики и повышение  качества институтов, неизбежно требуют  внесения изменений в налоговое  законодательство.

Как известно, система мер, реализуемых государством в области налогов и налогообложения  на современном этапе, находит свое выражение в снижении величины налоговых  ставок, видоизменении порядка применения налоговых платежей и объектов налогообложения.

Большое воздействие  налогообложение оказывает и  на внешнеэкономические связи. В  современных условиях налоги стали  предметом международных соглашений. В первую очередь это относится  к таможенным пошлинам, а также  к внутренним налогам в странах - участницах интегральных объединений.

Таким образом, для активизации налоговой политики России необходимо:

1) разработка  и принятие федерального закона  «О налоговой деятельности в  России», регламентирующего составные  части налоговой политики страны;

2) упростить  в перспективе налоговую систему  страны, используя ее построения  три главных элемента налоговой  базы - собственность, прибыль, рентные  платежи. При этом существенно  сократить налоговое бремя;

3) освободить  от налогообложения часть прибыли,  направляемой на цели развития  производства и освоение новой  техники, а также на научные  исследования и разработки;

4) ввести необлагаемый  налогом минимум заработной платы  вначале в размере прожиточного  минимума, а затем по мере развития  экономики страны в размере  минимального потребительского  бюджета подобно тому, как это  практикуется в США;

5) снизить  уровень косвенных налогов на  товары первой необходимости  и тем самым привести уровень  цен по ним в соответствие  с их стоимостью;

6) ввести изменения  в механизм амортизации, облегчающие  ускоренную амортизацию и прежде  всего в машиностроительном комплексе;

7) разработать  научно обоснованную методологию  расчета таможенных пошлин и  усилить таможенную политику  в целях защиты и развития  национальной экономики.

3. Пути решения  проблем налоговой системы РФ

особо актуальным стало совершенствование налогового процесса посредством создания рациональной сбалансированной налоговой системы, соответствующей складывающейся структуре  экономики и способствующей повышению  эффективности производства, финансовому  оздоровлению экономики страны, устранению диспропорций, возникших в ходе структурной  перестройки промышленности, ускорению  научно-технического прогресса, созданию взаимовыгодных условий деятельности в различных секторах экономики, сдерживанию роста цен и инфляции. Структура налоговой системы  должна быть нацелена на отслеживание и учет всех "невидимых" в настоящее  время финансовых потоков. Изменения  в налоговой системе, взаимоувязанные  с бюджетной реформой, должны обеспечить улучшение ситуации со сбором налогов, которое может быть достигнуто в  результате двух взаимосвязанных действий: продолжения реформирования налоговой  системы и борьбы с уклонением от уплаты налогов в рамках действующей  системы.

При этом особое внимание должно быть обращено на упрощение  налоговой системы и уменьшение числа налогов, выравнивание условий  налогообложения для всех налогоплательщиков и сокращение налоговых льгот, перенос  налоговой нагрузки на те виды доходов, которые не оказывают негативного  воздействия на легализацию прибыли, личных доходов, а также на проведение комплекса мероприятий, стимулирующих  отказ предпринимателей от теневой  экономической деятельности [12, с. 15].

Одновременно  с укреплением налоговой базы федерального бюджета как главного стабилизирующего фактора экономики  страны должно проходить укрепление налоговой базы субъектов Федерации, органов местного самоуправления в  рамках предоставления субъектам Федерации  самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных  функций, и постепенного сокращения объемов федеральных трансфертов, а также ликвидации практики использования  зачетных схем при исполнении бюджетов. Для реализации в налоговой системе принципов федерализма следует поэтапно осуществлять переход от практики "расщепления" отдельных видов налогов между бюджетами разных уровней (что крайне негативно влияет на межбюджетные отношения, подрывает налоговую дисциплину и серьезно осложняет работу налоговых органов) к порядку закрепления за бюджетами каждого уровня (начиная с федерального) собственных источников налоговых доходов с правом самостоятельно определять ставки налогов (в пределах, установленных законодательством). Это позволит заменить систему отчислений из регулирующих налогов на налоговую систему, четко разграниченную по уровням власти.

Необходимо  искать возможности и для повышения  доходов бюджетной системы. При  этом надо понимать, что рост доходов  должен быть обеспечен, прежде всего, за счет улучшения администрирования  уже существующих налогов. В то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения  в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной  направленности.

Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе  должна быть нацелена на обеспечение  условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых  товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них.

В связи с  этим необходимы действия по следующим  ключевым направлениям [13,с. 7].

  • Следует поддержать компании, где интеллектуальный труд является основным.

Существенная  часть налоговой нагрузки в таких  компаниях ложится на фонд оплаты труда. Поэтому для их поддержки  следует снизить на период до 2015 года, а для отдельных категорий  организаций - до 2020 года совокупную ставку страховых взносов до 14 процентов  в пределах страхуемого годового заработка.

  • Необходимо создать дополнительные условия для активизации инновационной деятельности.

В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций  следует учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами  для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам, а также единовременные платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

В целях стимулирования осуществления инновационной деятельности в инновационном центре «Сколково» следует предусмотреть для участников проекта следующие льготы: обязательные страховые взносы должны уплачиваться участниками проекта по ставке 14 процентов, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог - по ставке 0 процентов [13, с. 8].

Актуальными остаются вопросы совершенствования  налогового администрирования. Необходимо проинвентаризировать и оценить эффективность влияния на социальные и экономические процессы уже принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов.

Нельзя допускать, чтобы их реализация была связана  со сложными процедурами, которые в  большей степени носят перестраховочный характер и значительно осложняют экономическую жизнь организаций и повседневную жизнь граждан.

Надежность  налогового контроля не должна ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков [13,c.7].

Стимулирование  экономики. Снижение налоговых поступлений (например, вследствие сокращения объемов  производства из-за чрезмерного повышения  налоговой нагрузки на налогоплательщиков) имеет серьезные негативные последствия  для функционирования государства, заключающиеся, в том числе в сокращении затрат на оборону страны, решение социальных, природоохранных и ряда других задач.

 

Заключение

Проведенное в курсовой работе исследование позволяет  сделать следующие выводы и предложения:

1. Налоговая  система России включает в  себя налоги трёх уровней - федеральные региональные и местные.  Значительную роль при формировании  доходной части соответствующих  бюджетов играют косвенные налоги: акцизы, НДС, таможенная пошлина,  лицензионные сборы.

2. Налоговая  система - совокупность взаимосвязанных  налогов, взимаемых в стране, форм  и методов налогообложения, сбора  и использования налогов, а  также налоговых органов. Она  состоит из следующих элементов: 1) объект налогообложения; 2) налоговая  база; 3) налоговая ставка и 4) налоговый  период.

В заключении подчеркну, что за последние годы в условиях заметного снижения налогового бремени опережающим рост налогов. Однако, увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему РФ должно в большей степени определяться факторами обусловленными проводимой налоговой реформой , включая расширенные налоговые базы за счёт отмены неэффективных налоговых льгот, ликвидацию каналов ухода от налогообложения, развития наметившихся тенденций сокращения теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрываемых от налогообложения. Поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику для обеспечения благоприятных условий для развития и диверсификации структуры экономики при одновременном устойчивом формировании доходов бюджетной системы РФ в долгосрочной перспективе, являющих формирование конкурентоспособной налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы.

Сложный механизм налогообложения, так или иначе, должен приспосабливаться и к новому уровню производительных сил, и к постоянно изменяющейся практике хозяйствования. Причем он не так уж плохо зарекомендовал себя в качестве инструмента выхода из тяжелых кризисных ситуаций, инструментом стабилизации экономики и ее динамичного ускорения.

 

Список  используемой литературы

1. Актуальные  налоговые проблемы: взгляд с  разных сторон // Финансы. - 2008. - №8. - С. 30-37.

2. Александров  И.М. Налоги и налогообложение:  учебник. - 7-е изд. перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2007. - 520 с.

3. Алиев Б.Х., Алиев М.Б. Теория и история  налогообложения: учебное пособие. - М.: Вузовские вести, 2008. - 240 с.

4. Антонов  М.Е. О налоговом механизме  решения социальных проблем // Финансы. 2009. - №1 - С. 38-41.

5. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика  и налоговое администрирование:  учебное пособие. - М.: экономист, 2006. - 591 с.

6. Барулин С.В. Теория и история налогообложения: учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2006. - 319 с.

7. Горский  И.В., Лебединская Т.Г. Налоговая  составляющая бюджета в условиях  экономического кризиса // Финансы. - 2008. - №10. - с. 44-47.

8. Грисимова Е.Н. Налогообложение: учебное пособие. - СПб.: СПбГУ, 2007. - 463 с.

9. Дмитриева Н.П., Дмитриев Д.Д. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для Вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2008 - 512 с.

10. Иванеев  А.И. “Налоговая составляющая  бюджета 2008 года” - // Финансы. - 2008. - №1. - с. 38-48

11. Караваева  И.В. «Вопросы развития налоговой  реформы в Налоговом кодексе» - // Финансы. - 2008. - №12. - с. 17.-25

12. Караваева  И.В. о тенденциях изменений  в налоговой сфере // Финансы. - 2008. - №5. - с. 35.

13. Кашин В.А.  «Налоговая система и оздоровление  национальной экономики» // Финансы. - 2008. - №8. - с. 23-28.

14. Кашин В.А.  Налоговая система: как сделать  ее более эффективной // Финансы. - 2008. - №10. - с. 39-42.

15. Косолапов  А.И. Налоги и налогообложение:  учебное пособие. - М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2007. - 872 с.

16. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

17. Мерзляков И.П. «О направлениях развития налоговой реформы» // Финансы. - 2007. - №4. - с. 29.

18. Миляков Н.В. Налоговое право: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 383 с.

19. Павлова  Л.П. «Проблемы совершенствования  налогообложения в России» // Финансы. - 2007. - №1. - с. 23-29.

20. Налоги и  налогообложение: учебник для  студентов вузов / Под ред. И.А. Майбурова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 519 с.

21. Налоги: Учебное  пособие / Под ред. Д.Г. Черника - 4-е изд., - М: Финансы и статистика, 2006. - 560 с.

22. Налоговый  Кодекс Российской Федерации.  Часть I. Федеральный закон от 31.07.1998 г. №146-ФЗ с изменениями  и дополнениями от 26.11.2008.

23. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение:  учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 799 с.

24. Сердюков  А.Э., Вылкова Е.С. Налоги и налогообложение: учебник для вузов - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 704 с.

25. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - 2 - е изд. перераб. и допол. - СПБ.: Питер-М: Издат Дом « Бинфа», 2009. - 448 с.

26. Тарасова  В.Ф., Савченко Т.В. Налоги и  налогообложение: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2009. - 288 с.


Информация о работе История развития налогообложения в России и пути совершенствования