Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 21:17, курсовая работа
В своей контрольной работе я рассмотрю такие вопросы, как: 1) понятие и структура налоговых правоотношений; 2) виды налоговых правоотношений.
Налоговые правоотношения – это разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права.
Налоговые правоотношения имеют следующие отличительные признаки:
имеют место исключительно в сфере налогообложения;
возникают, прекращаются и изменяются на основе норм налогового права;
носят публичный характер;
складываются по поводу денежных средств;
обязательной стороной в них выступает государство (муниципальное образование) в лице налоговых или финансовых органов.
Введение ………………………………………………… 3
1. Понятие налогового правоотношения.
Его структура и содержание ……………………………. 4
2. Виды налоговых правоотношений
и их правовое регулирование …………………………… 9
а) Правоотношения по регулированию объекта
обложения налогом на добавленную стоимость ……… 9
б) Правоотношения по регулированию объекта
обложения налогом на прибыль
предприятий и организаций ……………………………. 12
в) Правоотношения по налогообложению прибыли
банков и страховых организаций ……………………… 13
г) Правоотношения по регулированию налогообложения
ценных бумаг ……………………………………………. 16
д) Правоотношения по регулированию состава затрат
при исчислении налогооблагаемой базы ……………… 18
е) Правоотношения по освобождению от
налогообложения. Налоговые льготы ………………… 19
ж) Правоотношения при налогообложении доходов
иностранных юридических лиц ………………………. 23
Использованная литература ……………………………. 26
При установлении норм налогообложения прибыли банков законодательство исходит из комплексного подхода к анализу банковской деятельности, которая носит многопрофильный характер. Налог на прибыль планируется и исчисляется исходя не только из текущей деятельности, но и из будущего участия банков в торговых сделках и инвестициях.
Законодательство, регулирующее налог на прибыль, рассматривает банки в качестве основных субъектов финансового рынка и хозяйственного оборота и устанавливает особенности их налогообложения в отличие от общих налоговых норм, регулирующих налогообложение предприятий и корпораций.
К банкам, которые платят налог на прибыль, относятся: 1) коммерческие банки (их филиалы), имеющие отдельный баланс и счет 2) кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка РФ; 3) Банк внешней торговли РФ; 4) Сберегательный банк РФ; 5) специальные банки (банки развития); 6) банки с участием иностранного капитала; 7) иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка РФ. По ст. 26 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» прибыль Центрального банка РФ после направления ее в установленном Советом директоров порядке в резервы и фонды перечисляется в доход федерального бюджета.
Не являются плательщиками налога союзы, ассоциации и иные объединения банков, образованные с целью координации деятельности.
Действующее банковское и налоговое право в целом согласовывается с требованиями международных стандартов, условиями, вытекающими из устава Международного валютного фонда, двусторонних и многосторонних договоров, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами о предотвращении двойного налогообложения и в области банковского сотрудничества.
Иностранный участник банка с иностранными инвестициями, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов, имеющие в соответствии с международным договором право на льготы по налогу, подают заявление о снижении или отмене налога в Министерство финансов РФ. Взимание налога с иностранных банков может быть ограничено (прекращено) на основе принципа взаимности, когда в соответствующем государстве принимаются такие же меры к российским юридическим лицам. Указ Президента РФ «О совершенствовании работы банковской системы» (п.6) расширяет участие иностранных банков на российском рынке и соответственно накладывает обязательства на государственные органы законодательной и исполнительной власти по упорядочению банковского и налогового законодательства.
Представительство не является юридическим лицом, наделяется имуществом создавшего его юридического лица (иностранной фирмы) и действует на основании утвержденного им положения.
В соответствии со ст. 55 ГК РФ («Представительства и филиалы») представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Представительство должно быть указано в уставе создавшего его юридического лица.
Состав доходов банков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, регламентирован постановлением Правительства РФ «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями» (раздел 1, п. 1-19).
К доходам банков относятся: суммы начисленных и полученных процентов по кредитным ресурсам; комиссионные и иные сборы за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие банковские операции, за услуги по корреспондентским отношениям; плата за услуги клиентам за открытие и ведение их расчетных, текущих, валютных, ссудных и иных счетов, выдачу наличных денег, оказание консультационных, информационных, экспертных услуг; доходы, полученные банком от проведения форфейтинговых, факторинговых, трастовых операций; доходы от размещения государственных ценных бумаг и резервов федерального казначейства и его территориальных органов; доходы от операций с ценными бумагами на фондовом рынке; доходы от операций с иностранной валютой, драгоценными металлами и иными валютными ценностями; плата, полученная банками от экспортеров продукции за выполнение функций валютного контроля; доходы от сдачи в аренду имущества, принадлежащего банку, включая доходы от лизинговых операций; разница между ценой приобретения и ценой реализации ценных бумаг, принадлежащих коммерческому банку, включая государственные ценные бумаги; доходы от приобретенных или арендуемых банком брокерских мест на биржах; дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим банку, а также доходы от долевого участия в деятельности других банков, предприятий, организаций; доходы от реализации банком предметов залога и заклада; положительне курсовые разницы по операциям банка в иностранной валюте, включая нереализованные положительные разницы по открытой валютной позиции; другие доходы банков, непосредственно не связанные с банковской деятельностью, включая доходы от реализации принадлежащих банку основных средств и иного имущества.
Все банки, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение банковских операций, исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем уменьшения общей суммы доходов (без учета налога на добавленную стоимость и специального налога для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства) на сумму расходов, включаемых в себестоимость оказываемых ими услуг, а полученная разница уточняется на сумму доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты их деятельности.
Страховая деятельность облагается налогом на прибыль в соответствии с налоговым и страховым законодательством.
Основными актами, регулирующими налогообложение прибыли страховых организаций, являются: «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 551; постановление Правительства РФ «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками» от 16 мая 1992 г. № 491; Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г. № 4014-1.
Налогооблагаемая база страховых организаций для расчета налога на прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации страховых услуг и поступлениями от иной деятельности, осуществляемой страховщиками в соответствии с действующим законодательством, и расходами, включаемыми в себестоимость оказываемых ими страховых услуг и иных работ (услуг). Полученная разность уточняется на суммы доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты их деятельности.
4. Правоотношения по регулированию налогообложения ценных бумаг. Налогообложение ценных бумаг является частью общего процесса налогообложения прибыли (дохода) и на него распространяется действие Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в части, когда доходы от ценных бумаг становятся базой для налогообложения прибыли.
Операции с ценными бумагами и начисление дивидендов представляют собой новые объекты налогообложения для акционерных обществ, на которые распространяется действие большого числа законодательных и нормативных актов, касающихся вопросов налогообложения доходов физических и юридических лиц, имущества, сделок с ценными бумагами.
При исчислении подоходного налога с акционеров – работников, занятых в общественном производстве, размер причитающегося им дивиденда к сумме полученного с начала года дохода по основному месту работы, и налог исчисляется по соответствующей ставке. С дивидендов, получаемых работающими, являющимися плательщиками алиментов, удерживаются алименты. При выплате дивидендов акционерам – юридическим лицам с них удерживается налог по ставке 15%, а с акционеров-банков – 18%.
Если часть акций находится в собственности государства, причитающиеся по ним дивиденды перечисляются в бюджеты по принадлежности пакета акций – федеральный, региональный или местный.
Сроки уплаты подоходного налога определены законодательством о налогообложении физических лиц и не согласуется с акционерным законодательством.
Важным источником доходов акционеров является прирост курсовой стоимости принадлежащих им акций.
Доходы физических лиц от прироста курсовой стоимости облагаются подоходным налогом в том случае, если совокупный размер дохода, полученный от продажи принадлежащего акционеру имущества, превышает пятидесятикратный установленный законом размер минимальной заработной платы. При определении налогооблагаемой базы учитываются доходы, полученные от продажи всех видов имущества, за исключением квартир, дач, жилых домов, садовых домиков, автомобилей и других транспортных средств, драгоценностей и произведений искусства.
Налогообложение вексельных операций приобретает, наряду с другими видами налогообложения ценных бумаг, особую актуальность.
К числу основных правовых норм, регулирующих вексельное обращение, следует отнести: гражданский кодекс РФ, Федеральных законы «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г., «О переводном и простом векселе» от 21 февраля 1997 г., Закон РФ «О денежной системе РФ» от 22 сентября 1992 г., Указ Президента РФ «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» от 19 октября 1993 г. № 1662 и др.
Правовая природа векселя, установленная действующим законодательством РФ, довольна специфична. Вексель является ценной бумагой, удостоверяющей ничем не обусловленное обязательство плательщика выплатить по наступлении предусмотренного в нем срока определенную сумму. Вексель является платежным документом, который используется для осуществления безналичных расчетов.
Доходы, получаемые векселедержателем по векселям, включаются им в состав внереализованных доходов и облагаются налогом на прибыль по ставке 15% - для предприятий и 18% - для банков, если они были получены в виде процентов, сумма которых указана в самих векселях, и по общей ставке – 13%, если они получены в виде разницы между ценой приобретения и ценой продажи (погашения) векселя.
Для физических лиц налогообложение доходов по ценным бумагам осуществляется в соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г. Полученная сумма включается в состав совокупного годового дохода и облагается подоходным налогом по месту постоянного жительства налогоплательщика, если покупателем или лицом, оплатившим вексель, является гражданин, или у источника выплаты дохода, если покупателем является предприятие, организация или предприниматель.
5. Правоотношения по регулированию состава затрат при исчислении налогооблагаемой базы. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.
В соответствии с этим документом основные средства (фонды) предприятий и хозяйственных организаций представляют собой совокупность средств труда, действующих неизменной натуральной форме в течение длительного периода как в сфере материального производства, так и в непроизвольной сфере.
К основным средствам (фондам) относятся: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, инструмент, производственный инвентарь и принадлежности, хозяйственный инвентарь, сельскохозяйственные машины и орудия, взрослый рабочий и продуктивный скот (включая и мелкий), многолетние насаждения и прочие основные фонды (библиотечные фонды, сценическо-постановочные средства и др.), а также производимые за счет капитальных вложений затраты по улучшению земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные средства (фонды).
6. Правоотношения
по освобождению от налогооблож
Установлены следующие налоговые льготы:
Также исключаются об облагаемой налогом на прибыль объекты жилищного строительства, находящиеся на балансе предприятий:
Целевые налоговые льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим законодательством.
Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации. Для льготного налогообложения малого бизнеса установлена два важных принципа: 1) налоги Федерации и субъектов Федерации должны быть направлены на поддержку малого бизнеса в приоритетных областях ; 2) налоговые льготы субъектов Федерации для малого бизнеса должны быть скоординированы с региональными программами поддержки малого бизнеса и не приводить к уменьшению доходов федерального бюджета.
Информация о работе Контрольная работа по «Налоговому праву»