Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:07, курсовая работа
Актуальность темы. Косвенные налоги издавна были органичной частью финансового хозяйства любого государства. За время своего существования косвенное налогообложение переживало расцветы и кризисы, взлеты и падения. В XX в. ряд государств перешли от обложения косвенными налогами отдельных товаров к универсальным объектам обложения. Косвенное налогообложение распространилось практически на все обменные операции, включая торговлю услугами. После периода упадка косвенного налогообложения в связи с введением подоходного налога, который продлился с конца XIX
Введение..............................................................................................................3
1. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……………………….…………………………6
2. Понятие и общая характеристика косвенного налога…………………………………………………………………………10
3. Виды косвенных налогов………………….……………………….15
3.1 Налог на добавленную стоимость………………….………………………18
3.2 Акцизы ………………………………………………………………………20
3.3 Таможенные пошлины………………………………………………………22
4. Роль косвенных налогов в формировании доходной части бюджета……………………………………………………….…….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………32
Список использованной литературы…………………………….36
Порядок взимания налога на добавленную стоимость предусматривает, что налог начисляется по установленным ставкам на каждой стадии производства и распределения товара или услуги вплоть до конечного потребителя. В то же время сумма налога, начисленного на предыдущих этапах движения товара или услуги, подлежит вычету из суммы налога, уплачиваемой на каждом последующем этапе. Таким образом, реальному обложению налогом на каждом этапе подлежит только та часть стоимости товара или услуги, которая «добавлена» на этом этапе (заработная плата плюс прибыль), что и отражено в самом названии налога. В результате вся тяжесть налога перекладывается на конечного потребителя.13
Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам14:
Налогоплательщиками НДС признаются:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской федерации, определяемые в соответствии с таможенным кодексом РФ.
Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.
Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.15
Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.
Освобождаются от налога на добавленную стоимость:
а) услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом,
б) плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях,
в) услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях,
г) услуги по уходу за больными и престарелыми,
д) ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, и других соответствующих предприятий;
е) услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.
Освобождаются
от платы налога на добавленную стоимость
научно-исследовательские и
3.2
Акцизы.
Новым элементом налоговой системы РФ, наряду с налогом на добавленную стоимость, являются акцизы. Акциз — это федеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 г. на основании гл. 22 части второй НК РФ. Необходимо отметить, что с введением в действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно новый уровень, что имеет большое значение для более полного использования государством фискальных возможностей этого налога.
В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 3%16.
Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик – это в основном избранные товары, поэтому у потребителя появляется возможность переориентации на замещающие товары и таким образом «ухода» от уплаты этих налогов. В России к подакцизным товарам относятся винно-водочные, табачные, ювелирные изделия, изделия из натуральной кожи, меха, пиво, легковые машины и т.д.
С
помощью акцизов в
Ставки
акцизов устанавливаются в
Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.18
Объектом
налогообложения является оборот (стоимость)
подакцизных товаров собственного производства,
реализуемых по отпускным ценам, включающим
акциз. К числу таких товаров, подлежащих
обложению акцизами, относятся: винно-водочные
изделия, этиловый спирт из пищевого сырья,
пиво, табачные изделия, легковые автомобили,
грузовые автомобили емкостью до 25 т.,
ювелирные изделия, бриллианты, изделия
из хрусталя, ковры и ковровые изделия,
меховые изделия, а также одежда из натуральной
кожи. Сумма акциза учитывается в базе
обложения налогом на добавленную стоимость.
Отдельные товары акцизами не облагаются.
Ставки акцизов утверждаются Правительством
Российской Федерации и являются едиными
на всей территории России.
3.3
Таможенные пошлины
Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые с импорта, экспорта и транзита товаров. В развитых странах преимущественно применяются импортные таможенные пошлины.
По способу исчисления различают адвалорные пошлины (в процентах к цене товара) и специфические пошлины (в твердой ставке с единицы товара — литра, центнера и др.).
В прошлом таможенные пошлины применялись в основном лишь в фискальных целях, т. е. как источник доходов для государственной казны. Среди экономических функций таможенных пошлин можно выделить следующие: протекционистскую — для защиты национального производства от притока в страну иностранных товаров; преференциальную — для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов; статистическую — для более точного учета внешнеторгового оборота; уравнительную — для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства и др.
При
перемещении товаров через
1) при
ввозе товаров — с момента
пересечения таможенной
2) при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.
Таможенные пошлины не уплачиваются, если:
1) в
соответствии с
2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 тыс. руб.;
3) до
выпуска товаров для
4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.
В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных НК РФ.
Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, является декларант. Декларант — лицо, перемещающее через таможенную границу товары и (или) заявляющее (декларирующее), представляющее и предъявляющее товары для целей таможенного оформления.
Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), то он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. При несоблюдении положений ТК РФ о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных ТК РФ для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ, являются владельцы склада временного хранения, таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.19
При неуплате таможенных пошлин, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.
При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе — также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.
Общая сумма ввозных таможенных пошлин, отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию РФ, без учета пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима. В указанных случаях суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующем таможенном режиме подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранного таможенного режима.
Особые виды пошлин применяются к ввозимым товарам для защиты экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, взимаются по правилам, предусмотренным ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины.
Специальные пошлины применяют как защитную меру, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, и как ответную меру на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.