Налоговая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.
Одним из наиболее важных экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, являются налоги.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы исследования налоговой политики 5
1.1. Сущность и функции налогов 5
1.2. Классификация налогов 8
1.3. Понятие налоговой политики государства 11
2. Налоговая политика России на современном этапе 14
2.1. Изменения в налогообложении некоммерческих организациях в 2011,
2012 годах 14
2.2. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов 17
2.3. Особенности налогообложения учреждений в связи с изменением их правового
статуса 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система в РФ.docx

— 93.37 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение                                                                                                                                       3

1. Теоретические основы исследования налоговой политики                                                5

1.1. Сущность и функции  налогов                                                                                             5

1.2. Классификация налогов                                                                                                    8

1.3. Понятие налоговой политики государства                                                                     11

2. Налоговая политика России на современном этапе                                                           14

2.1. Изменения в налогообложении некоммерческих организациях в 2011,

2012 годах                     14                                                                                               

 2.2. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов                                                                                      17

2.3. Особенности налогообложения учреждений в связи с изменением их правового

статуса                                                                                                                                       32  

Заключение                                                                                                                               38

Список использованной литературы                                                                                       40

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.

          Одним из наиболее важных экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, являются налоги. Именно за счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.

           От того, сколько будет собрано налогов, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. С их помощью регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

         Поэтому данная тема является актуальной. Проблемам налогов и современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

          Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.

          В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

   1. Дать определение понятию налоги, раскрыть их сущность и функции

   2. Рассмотреть классификации налогов

   3. Дать определение понятию налоговая политика, раскрыть ее сущность

   4. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.

         В первой главе я рассмотрела теоретические основы налогов и налоговой политики: раскрыла сущность, классификации налогов и принципы налогообложения и рассмотрела механизм и методы налоговой политики.

        Во второй главе я рассмотрела налоговую политику на современном этапе: рассмотрела изменения в налогообложении некоммерческих организациях, а также меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоги в экономической системе общества

 

    1. Сущность и функции налогов

 

         В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характера наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

        В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог - платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

         Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.

         К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

         В отдельных определениях налога указывается, что налоги- это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов  должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

        В других определениях можно встретить указание на то, что налоги- это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного  (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До XX века налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные  административно-территориальные единицы.

         Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных средств на счета каких-либо организаций.

        Возможна такая ситуация: законодательством установлена обязательность внесения каких-либо платежей, но при этом у плательщика существует право выбора определения адресности этих платежей. Такая ситуация возникает, например, при обязательном страховании определенных видов имущества, а также гражданской ответственности. Платежи по страхованию в этих случаях не относятся к налоговым, так как плательщик может заключить договор страхования на различных условиях и с различными страховыми компаниями. В тех же случаях, когда на плательщика возлагается обязанность перечислять средства в определенный законом фонд, соответствующие платежи приобретают характер налоговых.

       Обязательными платежами, взимаемыми на основе государственного принуждения,  являются также алименты( средства, которые в установленном законом случаях одни физические лица обязаны выплачивать на содержание других физических лиц). Эти платежи в число налоговых не включаются.

        В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости- национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

         Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. 

Функции налогов

        Основная функция налогов – фискальная - состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внешней и внутренней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.       

        Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов- физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг. [25,с.26]

       Влияние условий налогообложения на различные сферы экономической и социальной жизни чрезвычайно разнообразны. Налоги традиционно используются как средство демографической политики: различные государства с помощью налоговых льгот пытаются либо стимулировать, либо сдерживать рост населения. Во многих странах налоги рассматриваются как средство привлечения капитала в отсталые и слаборазвитые регионы, а также для вытеснения промышленного производства из гипертрофированных мегаполисов.

        В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о такой функции налогов, как социальная, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов.

 

 

    1. Классификация налогов

 

       Виды  налогов по объекту:

  1. прямые;
  2. косвенные.

     Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

       Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

      Виды налогов по субъекту:

  1. центральные;
  2. местные.

     Виды налогов по характеру налогообложения:

  1. пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
  2. прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
  3. регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе