Если на территории Российской
Федерации казенными учреждениями в аренду
предоставляется федеральное имущество,
имущество субъекта РФ, муниципальное
имущество, налог на добавленную стоимость
должен уплатить арендатор. В этом случае
налоговый агент (арендатор государственного
(муниципального) имущества) рассчитывает
налоговую базу отдельно по каждому арендованному
объекту имущества, которая определяется
как сумма арендной платы с учетом налога.
Арендатор должен исчислить и уплатить
в бюджет соответствующую сумму налога.
Налог на прибыль бюджетных
и автономных учреждений
Исчисление и уплата налога
на прибыль организаций государственными
и муниципальными учреждениями с 1 января
2011 года осуществляется в общем порядке,
который установлен гл. 25 НК РФ, в связи
с признанием утратившей силу ст. 321.1 «Особенности
ведения налогового учета бюджетными
учреждениями» НК РФ. Вместе с тем в отношении
расчета и уплаты налога государственными
(муниципальными) учреждениями существуют
некоторые особенности.
При исчислении налога на прибыль
организаций бюджетных и автономных учреждений
следует учитывать, что финансовое обеспечение
их деятельности в рамках выполнения государственного
(муниципального) задания осуществляется
путем предоставления субсидий из соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации. Указанные доходы имеют целевой
характер и в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного
кодекса предусмотрены на возмещение
нормативных затрат, связанных с оказанием
ими в соответствии с государственным
(муниципальным) заданием государственных
(муниципальных) услуг (выполнением работ).
Как следует из содержания абз. 3 подп.
14 п. 1 ст. 251 НК РФ, изложенного в новой редакции,
средства целевого финансирования, полученные
в виде субсидий, предоставляемых бюджетным
и автономным учреждениям, не учитываются
при определении налоговой базы. При этом
учреждения обязаны вести раздельный
учет доходов (расходов), полученных (произведенных)
в рамках целевого финансирования.
Кроме того, Законом № 239-ФЗ
подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса был
дополнен новым абзацем с учетом переходного
периода введения новых форм финансового
обеспечения бюджетных учреждений. В соответствии
с указанной поправкой к средствам целевого
финансирования также относится имущество,
полученное в виде лимитов бюджетных обязательств
(бюджетных ассигнований), доведенных
до 1 июля 2012 года в установленном порядке
до бюджетных учреждений, являющихся получателями
бюджетных средств.
Вместе с тем, доходы бюджетных
и автономных учреждений могут формироваться
не только за счет средств целевого финансирования
на выполнение государственного (муниципального)
задания, они вправе оказывать услуги
для граждан и юридических лиц за плату.
В этом случае исчисление и уплата налога
на прибыль осуществляется в соответствии
с общими требованиями гл. 25 НК РФ. Доходы
учреждения, полученные от приносящей
доход деятельности, и суммы произведенных
расходов включаются в расчет налоговой
базы. С суммы полученной в итоге разницы
бюджетные и автономные учреждения и уплачивают
налог на прибыль.
Доходы казенных учреждений
Что касается доходов, получаемых
казенными учреждениями, то необходимо
отметить, что у казенного учреждения
обязанность по уплате налога на прибыль
отсутствует, в результате деятельности
учреждения такого типа налогооблагаемой
базы не возникает. Во-первых, в силу п.
1 ст. 251 НК РФ (в редакции Закона № 83-ФЗ)
при определении налоговой базы по налогу
на прибыль организаций не учитываются
доходы, полученные в рамках целевого
финансирования в виде лимитов бюджетных
обязательств (бюджетных ассигнований),
доведенных в установленном порядке до
казенных учреждений. Во-вторых, несмотря
на то что согласно ст. 161 БК РФ казенное
учреждение может осуществлять приносящую
доходы деятельность, доходы, полученные
от указанной деятельности, поступают
в соответствующий бюджет бюджетной системы
Российской Федерации. Кроме того, Законом
№ 83-ФЗ в ст. 251 «Доходы, не учитываемые
при определении налоговой базы» и ст.
270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения»
НК РФ внесены соответствующие поправки.
С 1 января 2011 года на основании
подп. 33.1 ст. 251 НК РФ и п. 48.11 ст. 270 НК РФ
в целях налогообложения прибыли не учитываются
доходы в виде средств, полученных от оказания
казенными учреждениями государственных
(муниципальных) услуг (выполнения работ),а
также от исполнения ими иных государственных
(муниципальных) функций, и расходы казенных
учреждений, связанные с исполнением государственных
(муниципальных) функций, в том числе с
оказанием государственных (муниципальных)
услуг (выполнением работ).
Имущественные налоги
В отношении уплаты налога на
имущество организаций и земельного налога
особенностью является то, что автономные,
бюджетные и казенные учреждения фактически
уплачивают эти налоги не из собственных
денежных средств. Плательщиком в данном
случае выступает государство — Российская
Федерация, ее субъекты, а также муниципальные
образования, которые создают государственные
(муниципальные) учреждения.
В соответствии с федеральными
законами «О некоммерческих организациях»
и «Об автономных учреждениях» финансовое
обеспечение выполнения государственного
(муниципального) задания осуществляется
с учетом расходов на уплату налогов, в
качестве объекта налогообложения по
которым признается соответствующее имущество,
в том числе земельные участки. Таким образом,
для бюджетных и автономных учреждений
расходы на уплату налога на недвижимое
имущество и особо ценное движимое имущество,
а также расходы на уплату земельного
налога включены в сумму субсидии. Казенное
учреждение уплачивает указанные налоги
за счет доведенных ему на эти цели лимитов
бюджетных обязательств.
Такое положение действует
в отношении недвижимого и особо ценного
движимого имущества. Однако, как правило,
учреждения не имеют какого-либо иного
имущества в собственности или на условиях
ограниченного вещного права. В связи
с этим получается, что учреждения фактически
освобождены от уплаты налога на имущество
и земельного налога, поскольку государство,
рассчитывая и выделяя им субсидии (лимиты
бюджетных обязательств) на выполнение
государственного задания, изначально
закладывает в эту сумму расходы на уплату
данных налогов, то есть само посредством
государственных (муниципальных) учреждений
уплачивает налог на имущество и земельный
налог.
Заключение
Российская налоговая политика
сочетает политику максимальных налогов,
характеризующаяся принципом «взять все,
что можно», при этом государству уготована
«налоговая ловушка», когда повышение
налогов не сопровождается ростом государственных
доходов и налоговая политика, предусматривающая
достаточно высокий уровень обложения,
но при значительной социальной защите.
Но государство должно стремиться к политике
разумных налогов, которая способствует
развитию предпринимательства и производства,
обеспечивая им благоприятный налоговый
климат.
Участниками
налоговых отношений в Российской Федерации
со стороны государства выступают соответствующие
уполномоченные государственные органы.
К ним относятся:
- Государственная налоговая
служба Российской Федерации (МНС РФ),
- Федеральная служба налоговой
полиции Российской Федерации,
- Государственный таможенный
комитет Российской Федерации,
- Финансовые и казначейские
органы.
Каждый
из этих органов осуществляет свои функции
в сфере налогообложения, рамках своих
полномочий, что является осуществлением
налоговой политики в Российской Федерации.
Не менее важным
является установление паритетных отношений
между налогоплательщиками и налоговыми
органами. В настоящее время права налогоплательщиков
ограничены, что выражается в бесспорном
взимании налогов, пени штрафных санкций,
в невозможности получения консультаций
в налоговых инспекциях и в том, что налоговая
инспекция не несет ответственности за
разъяснения, оказавшиеся неточными. Даже
в случае обращения налогоплательщика
в суд и принятия решения в его пользу,
ранее изъятые налоговыми органами суммы
не всегда ему возвращаются, а засчитываются
в уплату текущих налогов.
Очевидно, во многих
случаях необходимо вводить новые правила
и новые инструменты потому, что старые
уже не могут работать, не способны обеспечить
интересы государства и не устраивают
налогоплательщиков. Зачастую российское
налоговое законодательство запаздывает
и своевременно не видит проблем, существующих
в реальной жизни и уже актуальных для
налоговых органов и налогоплательщиков.
Для решения существующих и будущих проблем
неизбежно понадобятся новые подходы
и абсолютно новые инструменты , которые
нужно осторожно вводить в действие, тщательно
анализируя и прописывая их в законе.
В ситуации осуществления
серьезных и решительных преобразований
и отсутствия времени на движение «от
теории к практике» построение налоговой
политики методом «проб и ошибок» оказывается
вынужденным. Но необходимо думать и о
завтрашнем дне, когда в стране утвердятся
рыночные отношения. Поэтому представляется
весьма важным, чтобы научно-исследовательские
и учебные институты, располагающие кадрами
высококвалифицированных специалистов
в области финансов и налогообложения,
всерьез занялись разработкой хотя бы
основных стратегических аспектов политики
сфере налогообложения, используя опыт
стран с развитой рыночной экономикой
и увязывая его с Россией.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской
Федерации от 30 марта 2012 года
2. Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 20 января 2012 года
3. Гражданский кодекс
Российской Федерации от 1 мая 2012
года
4. О внесении изменений
в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием правового
положения государственных (муниципальных)
учреждений: федеральный закон Российской
Федерации от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ // Собрание
законодательства
5. О внесении изменений
в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях:
федеральный закон Российской
Федерации от 18 июля 2011 № 239-ФЗ // Собрание
законодательства
6. О некоммерческих организациях:
федеральный закон Российской
Федерации от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ //
Собрание законодательства
7. Об автономных учреждениях:
федеральный закон Российской
Федерации от 3 ноября 2006 г. №
174-ФЗ // Собрание законодательства
8. О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской
Федерации в части совершенствования
налогообложения некоммерческих организаций
и благотворительной деятельности: федеральный
закон Российской Федерации от 18 июля
2011г. № 235-ФЗ //Собрание законодательства
9. О внесении изменений
в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в
части усиления мер по предотвращению
продажи несовершеннолетним алкогольной
продукции: федеральный закон
Российской Федерации от 21 июля 2011г.
№ 253-ФЗ // Собрание законодательства
10. Об официальном
статистическом учете и системе государственной
статистики в Российской Федерации: федеральный закон Российской
Федерации от 29 ноября 2007г. № 282-ФЗ // Собрание
законодательства
11. Васильев, Ю. Какие изменения
по НДС и НДФЛ планирует
принять Госдума в 2011 году/ Ю. Васильев//
Главбух.-2011.- №6.- С.8
12. Дмитриева, Н.Г. Налоги и налогообложение
в РФ: Учебник для вузов/ Н.Г. Дмитриева,
Д.Б. Дмитриев.- Ростов на Дону: Феникс,
2004.-512 с.
13. Изменения в налогообложении некоммерческих
организаций в 2011, 2012 годах
[электронный ресурс] –
электронный данные// www.buhvesti.ru
14. Имущественные
и прочие налоги [электронный ресурс] – электронные
данные – Министерство Финансов Российской
Федерации// www.minfin.ru
15. Качур, О.В. Налоги и налогообложение:
учебное пособие/ О.В. Качур.-М.: КНОРУС,
2008.-320 с.
16. Климова, М.А. Налоговые льготы для некоммерческих
организаций/ М.А. Климова// Налоговый вестник.-2011.-№10.-
С.5
17. Климова, М. А. Основные изменения
в законодательстве 2012/ М.А. Климова// Налоговый
вестник.-2012.-№1.- С.3
18. Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение:
учебное пособие/ О.И. Мамрукова.-6-е изд.-
Москва: Омега-Л, 2007.- 302 с.
19. Мишустин, М.В. НДС, налог на
прибыль и НДФЛ повышать не будут/ М.В.Мишустин//
Российский налоговый курьер.-2012.-№3
20. Налоги и доходы от использования
природных ресурсов [электронный ресурс]
– электронные данные – Министерство
Финансов Российской Федерации// www.minfin.ru
21. Налогообложение
доходов граждан и единый социальный налог [электронный ресурс] – электронные
данные – Министерство Финансов Российской
Федерации// www.minfin.ru
22. Налогообложение прибыли
организаций [электронный ресурс] – электронные
данные – Министерство Финансов Российской
Федерации// www.minfin.ru
23. Основные направления налоговой
политики Российской Федерации на 2012 год
и на плановый период 2013 и 2014 годов [электронный ресурс] – электронные
данные – Министерство Финансов Российской
Федерации// www.minfin.ru
24. Особенности налогообложения
учреждений в связи с изменением их правового
статуса [электронный ресурс] – электронные
данные// www.bujet.ru
25. Петров, А.В. Налоги и налогообложение:
учебное пособие/ А.В. Петров, А.В. Толкушкин.-М.:
Юрайт-Издат, 2007.-939 с.
26. Поляк, Г.Б. Налоги и налогообложение:
учебник для студентов, обучающихся по
экономическим специальностям/ Г.Б. Поляк,
А.Н. Романов.-2-е изд.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-400
С.
27. Сахаров, Д. Главный специалист
по налогам рассказал о планах законодателей/
Д. Сахаров// Главбух.-2011.- №20.- С.8
28. Смит, А. Исследование о природе
и причинах богатства народов/ А. Смит.-1776.-
145 с.