Налоговая политика зарубежных стран в условиях экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики

Содержание

Введение 3
1. Содержание и основные формы налоговой политики государства период кризиса 5
2. Антикризисная налоговая политика зарубежных стран 9
2.1. Налоговая политика США 9
2.2. Налоговая политика европейских стран 15
3. Сравнительный анализ налоговой политики в условиях кризиса в России и в зарубежных странах 21
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Nszs_Kursovaya_red_Sonya.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Антикризисная налоговая политика зарубежных стран

2.1. Налоговая политика США

Налоговые преобразования являются одним из приоритетных направлений  экономической политики США, а в  условиях ужесточения глобальной конкуренции  и необходимости специальных мер по преодолению финансово-экономического кризиса конца первого десятилетия XXI в. на них возлагаются все новые задачи по стимулированию экономического роста, инновационной активности, трудовой мотивации, повышению социальной защищенности населения.

К началу XXI в. в США сформировалась потребность пересмотра существующей налоговой политики вследствие исчерпания ее стимулирующего потенциала. К основным направлениям, требовавшим коррекции, были отнесены необоснованно высокие ставки федеральных налогов; существование проблемы нивелирования доходов и достижения экономического равенства между различными слоями населения; высокий налог на прирост капитала; высокий налог на наследства; «громоздкость» и сложность налогового кодекса США.

Предполагалось, что указанные проблемы можно решить, разработав и внедрив новую долгосрочную правительственную налоговую программу, которая предусматривала бы обеспечение нейтральности налогообложения; устранение неэффективного размещения производственных ресурсов, вызванного налоговыми факторами; повышение эффективности распределительной функции налоговой системы; снижение предельных и минимальных ставок подоходных налогов с физических лиц; обеспечение роста ВНП как результата налогового стимулирования уровня занятости и производства; достижение инвестиционной привлекательности экономики в мировом масштабе.

В рамках налоговых мероприятий 2001–2010 гг. планировалось провести сокращение налогов на общую сумму 1,35 трлн. долл. При этом основные мероприятия налоговой реформы предусматривали:

а) трехфазное снижение высших ставок индивидуального подоходного  налога федерального уровня с июля 2001 г. на 1 п.п. до 27%, 30%, 35% и 38,6% соответственно; еще на 1 п.п. в 2004 г. – до 26%, 29%, 34% и 37,6% соответственно, и в 2006 г. – до 25%, 28%, 33% и 35% соответственно;

б) снижение минимальной ставки федерального индивидуального подоходного налога на 5 п.п. (до 10%) на первые 6 тыс. долл. годового дохода отдельного физического лица (в 2008 г. – 7 тыс. долл.); на первые 12 тыс. долл. для супружеских пар (в 2008 г. – 14 тыс. долл.) и на первые 10 тыс. долл. годового дохода для одиноких родителей;

в) увеличение суммы налогового кредита семьям на детей в возрасте до 18 лет с 500 долл. до 600 долл. в 2001 г., до 700 долл. в 2005 г., до 800 долл. в 2009 г. и до 1000 долл. в 2010 г.;

г) постепенную отмену федерального налога на наследства к 2010 г. (в 2001 г. наивысшая ставка налога понижена на 10 п.п. до 45%, а стоимость активов, передаваемых по наследству, полностью освобождаемых от налогообложения, увеличилась с 675 тыс. долл. и меньше до 1 млн. долл. в 2002 г. и до 3,5 млн. долл. в 2009 г.);

д) введение ежегодной  налоговой скидки в размере до 5 тыс. долл. для семей, имеющих студентов колледжей и вузов;

е) увеличение размера  ежегодных сумм, вносимых на частные пенсионные счета, с текущих 2 тыс. долл. до 5 тыс. долл. в 2008 г., и на счета частных пенсионных фондов – с 10,5 тыс. долл. до 15 тыс. долл. в 2006 г.

 

Кризис 2008 г. спровоцировал ухудшение всех макроэкономических показателей. В октябре 2008 г. для выхода из создавшейся ситуации республиканская администрация приняла пакет мер «Закон 2008 г. о неотложных мерах по стабилизации экономики» (Emergency Economic Stabilization Act of 2008 — EESA), включавший в себя программу выкупа проблемных активов с акцентом на увеличение лимита на страховое покрытие банковских депозитов федеральными властями со 100 тыс. до 250 тыс. долл., специальные стимулы в сфере энергетики, а также налоговые льготы для бизнеса и индивидуальных налогоплательщиков на общую сумму 110 млрд. долл.

 

Предполагалось, что дальнейшее снижение налогов позволит в краткосрочной  перспективе вывести экономику  из состояния рецессии благодаря  действию стимулирующей функции  налогообложения. Подобный расчет был  основан на анализе стимулирующего пакета мер, предпринятого в 2001 г. в аналогичной ситуации экономической рецессии. Директор Бюджетного управления конгресса (БУК) П. Орзак в своем выступлении «Предложения по выходу из кризиса в краткосрочной перспективе» (22 января 2008 г.) отметил, что «возврат налогов в 2001 г. имел большее положительное влияние на экономику, чем ранее предпринимавшиеся меры, включавшие временный возврат налогов или дополнительные выплаты». Он подтвердил ожидания от проведенных налоговых сокращений 2008 г.: при условии, что 1 доллар бюджетных вливаний в экономику обеспечивает 1 доллар прироста ВВП, ожидалось, что принятый пакет стимулирующих мер обеспечит 1% прироста ВВП уже в III квартале 2008 г.

Однако этого не произошло. Более того, статистика за 2008 и 2009 гг. свидетельствовала о рецессии в экономике:

  • реальный прирост ВВП в 2008 г. составил лишь 1,1%, а в третьем квартале 2009 г. – 2,2% (ожидалось 3,5%);
  • по данным Бюро экономического анализа (БЭА), потребительские расходы снизились в 2008 г. на 0,2% и только в третьем квартале 2009 г. пошли вверх;
  • по оценкам Федеральной резервной системы, в 2009 г. произошло сокращение объемов потребительского кредитования на 102,2 млрд. долл. (4%), при этом более быстрыми темпами снижались объемы револьверного кредитования населения (–9,5%). В то же время, показатель «долговой нагрузки на доходы» (DSR), который отражает стоимость обслуживания долга домохозяйств в % от располагаемого дохода и включает выплаты по ипотеке и потребительскому кредитованию, также демонстрировал рост (даже в условиях снижения ставок ФРС) с 12,66% в первом квартале 2001 г. до 13,47% в первом квартале 2009 г., снижая эффективность налогового стимулирования.

Однако существуют и  положительные сдвиги, позволяющие  судить о начале выхода из кризиса, который, по оценкам БУК, является самым затяжным (19 месяцев) и самым глубоким кризисом со времен Второй мировой войны. Согласно прогнозным оценкам, представленным в докладе БУК по бюджету (The Budget and Economic Outlook) на 2010–2020 гг., в долгосрочной перспективе рост реального ВВП составит в среднем порядка 4,2% за период с 2010 по 2020 гг., при этом предполагается, что в период с 2010 по 2014 г. средневзвешенный ежегодный прирост данного показателя составит 4,3%, показав наиболее быстрые темпы роста в 2013 (6%) и 2014 г. (5,5%), а начиная с 2016 г. установится в значении 4,1%[1].

О выходе из рецессии также  свидетельствует появившаяся впервые  за несколько лет тенденция к  росту индекса деловой активности в производственном секторе, который  рассчитывается Институтом Управления Поставками (ISM). Если его среднегодовое значение до реформы составляло 51,6 (2000 г.), в период экономического роста – 54,4 (2005 г.), а в период спада – 45,4 (2008 г.) и 46,25 (2009 г.), то в январе 2010 г. этот показатель вырос до отметки в 58,4.

Согласно данным Министерства торговли США и Федеральной резервной  системы, опубликованным в январе 2010 г., некоторый рост демонстрируют и другие макроэкономические показатели.

1The Budget and Economic Outlook: Fiscal Years 2010–2020, January 2010, p.8.

Так, в декабре 2009 г. объем потребительских доходов увеличился на 0,4%; рост потребительских расходов в 2009 г. составил 22,6 млрд. долл. или 0,2 %; производительность труда выросла в 4 квартале 2009 г. на 6,2%; объем промышленного производства в декабре 2009 г. вырос на 0,6% (хотя в годовом исчислении данный показатель снизился на 2%); коэффициент использования мощностей в 2009 г. вырос на 0,5 п.п. и составил 72%; по информации Министерства труда уровень безработицы в январе 2010 г. снизился на 0,3% (до 9,7%). По прогнозам Бюджетного управления конгресса, в среднесрочной перспективе (2012–2014 гг.) ожидается снижение уровня безработицы до 6,5%, а в дальнейшем значение данного показателя составит в среднем 5% ежегодно, то есть приблизится к уровню 1997 г.

По мнению научного сотрудника Центра внешнеэкономических исследований Института США и Канады РАН С.Н. Бабича, «…эффективность действующей налоговой системы на определенных этапах социально-экономического развития подтверждается тем, что она позволяла поддерживать более высокие темпы экономического роста, чем во многих странах ОЭСР. Вместе с тем, она в меньшей степени отражает принципы социальной справедливости, хотя и строится на прогрессивности налогообложения, что, в свою очередь, предполагает наличие гораздо более весомых, чем в других развитых странах, социальных проблем. Основная проблема налоговой системы на современном этапе  – неспособность поддерживать уровень доходов, необходимый для обеспечения социальной устойчивости в стране в условиях сохранения высокого уровня военных расходов. Колоссальный приток инвестиций, кредитующих США, в последнее время сглаживал это противоречие, однако финансово-экономический кризис 2008 г. показал уязвимость сложившейся системы».

Таким образом, исторические тенденции и финансово-экономический кризис показали, что налоговая система США на современном этапе оказалась не в состоянии поддерживать выполнение современных функций государства в полном объеме. В экономических и политических кругах США ширится дискуссия по поводу возможных путей преодоления разрыва между доходной и расходной частями бюджета. Поскольку мероприятия, предусмотренные налоговой реформой республиканской администрации, истекают в конце 2010 г., новая администрация должна выбрать путь дальнейшего совершенствования налогового механизма и решить задачи обеспечения нейтральности налогообложения; устранения неэффективного размещения производственных ресурсов, вызванного налоговыми факторами; повышения эффективности распределительной функции налоговой системы; обеспечения оптимального уровня налоговой нагрузки по подоходному налогообложению; упрощения налогового законодательства и совершенствования системы сбора налогов; обеспечения роста ВВП как результата налогового стимулирования уровня занятости и производства; достижения конкурентных преимуществ экономики в мировом масштабе.

Администрация Б. Обамы в качестве первоочередной меры предложила ввести в действие «Закон о восстановлении экономики 2009 г.», который оценивается в 787 млрд. долл. (40% этой суммы выделяется на снижение налогов для среднего и низшего классов налогоплательщиков). Налоговый пакет включает введение налогового вычета до 400 долл. в год на одного налогоплательщика и 800 долл. в год на семью; введение налогового вычета до 10% от суммы покупной цены недвижимости в размере до 8 тыс. долл. при ее первичном приобретении; применение дополнительной амортизационной ставки; возможность полного списания капитальных расходов малыми предприятиями; увеличение периода переноса чистых операционных убытков для предприятий малого бизнеса; налоговые вычеты для предприятий, осуществляющих инвестиции в энергетической сфере; повышение налоговых ставок для богатейших американцев; отмену льгот для богатых семей; отмену льгот для корпораций, переносящих производство из США. В результате, согласно расчетам демократов, чистый доход федерального бюджета от налогообложения должен возрасти за период с 2011 по 2019 г. на 86,5 млрд. долл., еще 60,1 млрд. долл. государство получит за счет сокращения возможностей налоговых вычетов по доходам дочерних подразделений американских компаний за рубежом и 43 млрд. долл. – после изменения положений о налоговых кредитах. Планируется также изменить систему взимания дохода по дивидендам: базовая ставка повышена с 15 до 17%, однако при вложении значительных средств в американскую экономику инвесторам предоставляются налоговые льготы.

Указанные мероприятия могут дать положительный эффект в среднесрочной  перспективе, однако нельзя исключать, что это только первый шаг на пути к дальнейшему реформированию налоговой системы США и ее корреляции с новыми экономико-социальными вызовами современности. Согласно прогнозным оценкам БУК, с 2011 г. в ответ на правительственные мероприятия по выходу из рецессии начнется стремительный рост доходной части бюджета федерального правительства (на 2,9 п.п.) и в среднесрочной перспективе его значение должно достичь дореформенного уровня (19,7% в 2014 г.)[2].

Прогноз изменений данного показателя, представленный в проекте федерального бюджета США на 2011 фин. г. и подготовленный АБУ, отличается от прогноза БУК на 1 п.п. Ожидается, что доля доходов федерального бюджета в ВВП в 2010 г. составит 14,8%, то есть останется на

2 The Budget and Economic Outlook: Fiscal Years 2010–2020, January 2010, p.xii.

прежнем уровне, а начиная с 2011 г. уровень доходов будет составлять в среднем ежегодно 18,3% в среднесрочном периоде (с 2011 по 2015 г.) и 18,9% в долгосрочном (с 2011 по 2020 г.)[3]. Новая демократическая администрация планирует продолжать политику намеренного разбалансирования федерального бюджета (к 2014 г. доля расходов в ВВП должна составить 22,9% – практически, уровень 1982 г. – с последующим ростом в размере 0,2% ежегодно при среднем уровне доходов 18,9% ВВП в год).

Одним из весомых аргументов в пользу роста дефицита бюджета и увеличения национального долга является тот факт, поколение «бэби-бумеров», являвшееся в 80-е гг. XX в. основой рабочей силы США, переходят сегодня в разряд нетрудоспособного населения, достигшего пенсионного возраста. В последние десятилетия правительство уделяло огромное внимание социальным программам, в частности «социальному страхованию», «медикэр» и «медикейд». Расходы на их содержание росли более высокими темпами, чем экономика, и в дальнейшем планируется продолжать такую политику. По расчетам БУК, если налоговые доходы бюджета останутся неизменными, расходы по этим трем программам к 2050 г. составят 18,1% ВВП, то есть достигнут уровня налоговых доходов федерального бюджета, а к середине XXI в. национальный долг превысит в три раза показатель ВВП и к 2080 г. его значение вырастет в 8 раз.

Оптимистический сценарий, предложенный БУК исходит из того, что ВВП будет расти прежними темпами. Однако дальнейший рост национального  долга в таких размерах может  привести к отказу иностранных и  американских инвесторов финансировать американское правительство. Рост процентных ставок и расходов по обслуживанию государственного долга неизбежно вызовет снижение инвестиционной активности, приведет к падению спроса на недвижимость и потребительские товары длительного пользования, что, в свою очередь, приведет к стагнации экономики. При развитии такого сценария единственным вариантом действий во избежание бюджетного краха является увеличение налогов, снижение расходов и поддержание темпов роста экономики.

Информация о работе Налоговая политика зарубежных стран в условиях экономического кризиса