Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:21, курсовая работа
Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики
Введение 3
1. Содержание и основные формы налоговой политики государства период кризиса 5
2. Антикризисная налоговая политика зарубежных стран 9
2.1. Налоговая политика США 9
2.2. Налоговая политика европейских стран 15
3. Сравнительный анализ налоговой политики в условиях кризиса в России и в зарубежных странах 21
Заключение 29
Список используемой литературы 31
В Чехии пересмотрено ранее принятое решение о снижении, начиная с 2009 г., размера единой ставки налога на доходы физических лиц с 15 до 12,5%. В этой связи рассматривалась возможность дополнительного снижения на 1% (до 11,5%) размера ставки взноса в систему социального страхования. С 2008 г. ставка налога с корпораций в Чехии установлена в размере 21% (снижение по сравнению с предшествующим годом – 3%). В конечном счете, предполагалось снизить ставку этого налога к 2010 г. до 19%.
В Швеции изменения в налогообложении были ориентированы на снижение налоговых изъятий с доходов физических лиц и с корпораций. При этом одновременно были увеличены бюджетные расходы на проведение научных исследований и разработок, развитие системы народного образования, а также на строительство и реконструкцию автомобильных и железных дорог. В частности, снижение налогообложения доходов физических лиц предполагалось достигнуть посредством расширения предоставляемых налоговых льгот для работающих граждан, получающих высокую заработную плату, и являющихся представителями среднего класса. Ставку налога с корпораций предполагалось снизить с 28 до 26,3%. В пакете изменений также значилось снижение (с 32,4 до 31,4%) ставки взносов работодателей в систему социального обеспечения. Кроме того, предусматривалось льготирование работодателей принимающих на работу лиц в возрасте до 26 лет. Ранее подобные льготы предоставлялись работодателям, использующим труд иммигрантов, инвалидов и пенсионеров.
В Швейцарии на всенародное обсуждение был вынесен вопрос о возможном повышении ставок НДС, в целях использования дополнительных средств на финансирование системы социального обеспечения, а именно – покрытие дефицита фонда социального обеспечения. В частности предлагалось размер стандартной ставки НДС увеличить с 7,6 до 8%, пониженной ставки – с 2,4 до 2,5%, а специальной ставки на услуги гостиниц – с 3,6 до 3,8%.
Во многом сходные изменения в условиях налогообложения имели место и в других странах мира. Так, в Азербайджане реализовался пакет изменений по снижению ставок налога на прибыль корпораций и НДС. В частности была снижена ставка налога на прибыль на 2% (с 22 до 20%), а ставку НДС – на 1% (с 18 до 17%).
Таким образом, анализ положения дел с изменением уровня налогообложения в зарубежных странах за последние годы позволяет выявить некоторые общие тенденции в этом процессе. Общей тенденцией в рассматриваемых странах явилось снижение налогового бремени с усилением администрирования сбора налогов и введением мер по борьбе с уходом от налогов.
В целом вряд ли позволительно вести речь о резком снижении или, напротив, о повышении уровня налогообложения. В среднем соотношение объемов собираемых в государствах ЕС налогов к ВВП остается практически неизмененным и составляет порядка 40%. В отдельных странах этот показатель несущественно разнится в большую или меньшую сторону.
Меры, принятые государствами
в рамках антикризисных программ,
преимущественно сведены к
В зарубежных странах
оказывалось активное давление на оффшоры
и финансовые центры с аналогичными функциями, а также
более активно вводились меры по борьбе
с уходом от налогов. Следует отметить
возрастание бюджетного дефицита, что
означает сокращение бюджетных расходов
или увеличение налогового бремени в последующие
годы.
Проанализировав политику государств в условиях кризиса в период 2008-2010 годов, можно сделать вывод, что государства предпринимали активные попытки изменить негативные тенденции в экономике, в том числе при помощи фискально-налоговых инструментов. С одной стороны, изменения налогового законодательства были направлены на остановку экономического спада и стимулирование экономического роста, а с другой стороны – на повышение бюджетных доходов и ужесточение налоговой дисциплины.
Если исходить из мнения большинства экономистов, исследовавших налоговую политику и налоговое регулирование в период кризиса в зарубежных странах и в России, то можно предположить, что предпринятые меры не вели к структурным изменениям налоговой системы или внедрению решений, не использовавшихся ранее, поскольку было бы крайне затруднительно спрогнозировать реакцию бизнеса на такие структурные изменения на фоне экономического кризиса. Более того, это повлекло бы необходимость увеличения издержек, связанных с адаптацией налогоплательщиков к новой налоговой системе, привлечением юридических и налоговых консультантов, внедрением новых автоматизированных решений, что явно не способствовало бы экономическому росту.
Кроме того, государства шли по пути принятия различного рода изменений налогового режима, которые, с одной стороны, являлись стимулом для предпринимателей к определенной активности, а с другой – были приемлемы с точки зрения потенциального уменьшения бюджетных доходов.
Основные изменения затронули прямые налоги на прибыль или доход. В большинстве стран они были внесены с целью сокращения налогового бремени. Это может говорить о том, что сокращение бюджетного дефицита не является основной проблемой, либо осуществляется путем увеличения неналоговых доходов (например, от приватизации) или посредством сокращения публичных расходов.
Анализ предпринятых изменений позволяет предположить, что большим приоритетом для государств являлось замедление экономической рецессии и стимулирование существующего, но ограниченного экономического роста. На фоне глобального кризиса риск возрастания бюджетного дефицита за счет увеличения государственного долга, потери инвестиционной привлекательности
государства в целом, возможных санкций в отношении стран Евросоюза в связи с превышением пределов бюджетного дефицита мог представляться правительствам менее существенным.
В части налогообложения прибыли изменения в основном коснулись возможности и способов учета затрат для целей налогообложения доходов. В частности, были повышены нормы амортизации, периоды для переноса убытков на будущее или в прошлое (Великобритания), разрешено учитывать затраты в целях налогообложения прибыли на более ранних стадиях (Китай). Данные изменения свидетельствовали о готовности государств на сокращение бюджетных доходов с целью стимулирования предприятий к усилению и поддержанию экономической активности.
Некоторые изменения
предпринимались в целях поддер
Некоторые страны приняли решение снизить ставку НДС (Великобритания, Франция, Португалия, Турция) и налога на прибыль (Турция, Нидерланды). Многие страны понизили ставку НДС в отношении отдельных товаров или услуг.
Что касается России, то
основные меры российского правительства
применялись в направлении
Был принят ряд точечных
мер, снижающих налоговую нагрузку
на отдельные категории
Тем не менее, наряду с политикой облегчения налогового бремени можно отметить и политику повышения налогов, возможно, вызванную ожиданием скорого подъема в экономике. Последовали решения о повышении акцизов на алкоголь и табачную продукцию. Кроме того, во многих регионах наблюдалось резкое повышение налога на имущество физических лиц.
Информация о работе Налоговая политика зарубежных стран в условиях экономического кризиса