Налоговое правоотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 06:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольного исследования является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;
2. Дать определение объекту налогового правоотношения – налогу. Перечислить основные его виды;
3. Определить, что такое налоговая система и система налогообложения и какое место они занимают в налоговом правоотношении;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ………………………………5
1.1 Понятие правоотношения…………………………………………………...5
1.2 Налог и его виды…………………………………………………………….9
1.3 Налоговая система и система налогообложения…………………………10
2. НАЛОГОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ……………………………………..13
2.1 Понятие налоговых правоотношений и их особенности………………...13
2.2 Структура налоговых правоотношений…………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21
Библиографический СПИСОК…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговое правоотношение.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Безвозмездность налога подразумевает, что его уплата не обязывает государство осуществлять какие-либо ответные действия в отношении конкретного налогоплательщика. Понятие безвозмездности относительно, так как в любом случае, получаемые государством доходы в виде налоговых поступлений идут на предоставление налогоплательщикам общественных благ. Безвозмездность заключается в том, что государство не планирует проведение мероприятий в отношении каждого налогоплательщика в отдельности.

Все налоги можно разделить на две основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и другие.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые взимаются путем включения налога в цену товара (тариф на услуги). К их числу относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Особенностью косвенных налогов является то, что они вытекают из хозяйственных актов, оборотов, финансовых операций и преследуют целью переложение налогового бремени с производителей товаров или услуг на их потребителей. Однако на практике такое переложение достигается не всегда.

 

1.3 Налоговая система и система  налогообложения

 

Говоря о налогах, следует различать такие понятия, как налоговая система и система налогообложения.

Налоговая система − совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов4.

Существуют два вида налоговой системы − шедyлярная и глобальная.

При шедулярной налоговой системе применяется принцип разбиения дохода налогоплательщика на части (шедулы). Затем каждая шедула облагается налогом отдельно, причем для каждой шедулы может быть установлена своя ставка, отличная от ставок на другие шедулы. Кроме этого, для разных шедул могут быть установлены разные льготы.

При глобальной налоговой системе применяется единый подход к налогообложению всех доходов физических и юридических лиц. Глобальная система намного удобнее и выгоднее для субъектов предпринимательской деятельности, так как упрощается система расчета налогов.

Таким образом, налоговая система − это государственная система мер политического, экономического, административного, правового характера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).

Система налогообложения − это более узкое понятие. В общих словах, система налогообложения − это порядок взимания налогов и контроля за их поступлением.

Элементами системы налогообложения являются:

1. Объект (предмет);

2. Субъект (налогоплательщик);

3. Налогооблагаемая база;

4. Ставка (твердая, процентная);

5. Порядок исчисления;

6. Срок уплаты;

7. Штрафы, пеня;

8. Контроль5.

Например, в Российской Федерации действует три системы налогообложения, а именно, классическая, упрощенная (для субъектов малого предпринимательства) и вмененная. При классической системе налогоплательщик платит все налоги, установленные налоговым законодательством. При упрощенной системе платится налог с оборота, а ряд других налогов отменяется. Вмененная система налогообложения устанавливает для определенных видов деятельности вмененный доход, с которого предприниматель уплачивает налог по установленной ставке, причем данный налог не зависит от того, какой фактически доход получил предприниматель в отчетном периоде.

Кроме этого, государство может устанавливать «специальные налоговые режимы». Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Следует отметить, что упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ является специальным налоговым режимом.

Таким образом, налоговая система включает в себя систему налогообложения и систему государственных налоговых органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 НАЛОГОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ

 

2.1 Понятие налоговых правоотношений и их особенности

 

В юридической литературе налоговые правоотношения определяются как вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами налогового права.

Налоговые правоотношения − это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Налоговые правоотношения представляют собой совокупность следующих правовых отношений:

- по установлению, введению  и взиманию налогов и сборов  в РФ;

- возникающих в процессе  исполнения соответствующими лицами  своих налоговых обязанностей  по исчислению и уплате налогов  или сборов;

- возникающих в процессе  налогового контроля и контроля  за соблюдением налогового законодательства  РФ;

- возникающих в процессе  защиты прав и законных интересов  участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе  обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия) их  должностных лиц, а также в  процессе налоговых споров;

- возникающих в процессе  привлечения к ответственности  за совершение налоговых правонарушений.

Особенность налоговых правоотношений состоит в том, что они являются отношениями между юридическими и (или) физическими лицами. По существу, налоговые правоотношения являются нормативными правовыми отношениями, так как они:

- неразрывно связаны с  нормами налогового права − возникают и прекращаются на основе, в соответствии и в рамках норм налогового права;

- представляют собой юридическую  связь субъектов таких правовых  отношений посредством субъективных  прав и юридических обязанностей. Но необходимо учитывать, что  субъективное право принадлежит  управомоченному лицу (например, налоговому  органу), которое обладает определенными  правомочиями.

Носитель юридической обязанности в налоговом правоотношении является обязанным лицом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства определенные юридически значимые действия либо воздержаться от каких-либо действий; основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве.

Налоговое правоотношение является разновидностью правоотношения финансового, ибо налоговое право является подотраслью финансового права. В связи с этим характеристика налогового правоотношения в основных чертах сходна с характеристикой финансового правоотношения 6.

Во-первых, налоговое правоотношение возникает, развивается в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Однако лишь в той части финансовой деятельности государства и муниципальных образований, которая обеспечивает собирание государством и муниципальными образованиями денежных средств в казну государства и муниципальных образований. В этом смысле сфера возникновения и развития налогового правоотношения опосредует не всю финансовую деятельность государства и муниципальных образований, а только ее часть.

Во-вторых, налоговое правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем оно является, по сути, публично-правовым отношением. Это следует из того, что налоговое правоотношение возникает на основе реализации нормы налогового права, которая является средством реализации в первую очередь интересов государства, всего общества.

В-третьих, налоговое правоотношение является, в сущности, отношением экономическим7. Это следует из того, что финансовые, в том числе налоговые, отношения являются видовой характеристикой отношений экономических, так как последние имеют не только натурально-вещественную, но и стоимостную форму8. Налоговые правоотношения и представляют собой как раз экономические отношения в стоимостной форме, т.е. денежной форме.

В-четвертых, важнейшей характеристикой налоговых правоотношений является их имущественный характер. В качестве имущественных благ в налоговых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы). В рамках налоговых правоотношений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципальному образованию. Однако, подчеркивая имущественный характер налогового правоотношения, надо помнить, что налоговые правоотношения неоднородны. Среди них выделяют материальные и процессуальные правоотношения. В рамках материальных налоговых правоотношений непосредственно происходит движение финансовых ресурсов от одних субъектов (налогоплательщиков, налоговых агентов и т.д.) в распоряжение других (государства и муниципальных образований). Процессуальные налоговые правоотношения обеспечивают реализацию материальных налоговых правоотношений. Они возникают в связи с осуществлением налогового контроля, принудительной уплатой налогов, привлечением к налоговой ответственности и т.д. Безусловно, эти отношения не являются в строгом смысле слова имущественными, ибо они не опосредуют движение финансовых ресурсов. Однако данные отношения имеют конечной целью движение денежных средств, а точнее, перемещение финансовых ресурсов от одних субъектов к другим. В связи с этим налоговые правоотношения во всей совокупности могут быть охарактеризованы как имущественные и связанные с ними неимущественные, возникающие в конечном счете по поводу денежных средств (финансовых ресурсов)9 .

В-пятых, налоговое правоотношение, в сущности, является властеотношением. Это обусловлено тем, что оно является формой реализации налогово-правовой нормы, имеющей императивный характер. Императивный характер налогово-правовой нормы проявляется в правоотношении таким образом, что оно реализуется по принципу «команда – исполнение», где команды издает государство (или муниципальное образование), уполномоченный государством орган, а исполняют их налогоплательщики, налоговые агенты, сборщики налогов и другие субъекты. В связи с этим одной из сторон налогового правоотношения всегда является: а) государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ), или б) муниципальное образование, или в) уполномоченный государством орган10.

Состав налогового правоотношения − это совокупность его участников, т.е. субъектов налоговых правоотношений. Права и обязанности указанных субъектов (налогоплательщиков и др.) в составе налогового правоотношения выступают в качестве их юридических свойств.

 

2.2 Структура налоговых правоотношений

 

Как и любые правоотношения, налоговые правоотношения имеют свои элементы, которые в целом составляют структуру правоотношений.

Структура налоговых правоотношений − это внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения.

Структуру налоговых правоотношений, равно как и любых правовых отношений в целом, образуют три элемента:

- субъекты;

- содержание;

- объекты.

Субъекты налоговых правоотношений − это его участники (т.е. стороны), которые обладают субъективными правами и юридическими обязанностями, которые составляют юридическое содержание данных правоотношений.

Содержание налогового правоотношения − это обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компетентных органов обеспечить уплату налога.

Субъект налогового правоотношения связан с субъектом налогового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом налогового правоотношения.

В большинстве случаев субъект налогового права и субъект налогового правоотношения совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организация, реализовав свою налоговую правосубъектность, становятся субъектами налогового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект налогового права и субъект налогового правоотношения не совпадают в одном лице. Это имеет место главным образом тогда, когда в налоговое правоотношение вступает такой субъект налогового права, как государство, т.е. Российская Федерация в целом и субъекты РФ. Российская Федерация в целом, а также ее субъекты, являясь субъектами налогового права, при вступлении в конкретное налоговое правоотношение выступают в лице определенного государственного органа. При этом, являясь субъектами налогового права, они обладают налоговой правосубъектностью, которая очерчивается их компетенцией11.

Информация о работе Налоговое правоотношение