В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками (субъектами)
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические
лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или
плательщиками сборов;
2) организации и физические
лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
3) налоговые органы.
Федеральная налоговая служба
РФ (ФНС РФ) и ее подразделения в России
ФНС РФ − это федеральный орган исполнительной
власти, который подчиняется Министерству
финансов РФ. Федеральная налоговая служба
создана на основании Постановления Правительства РФ от 30 сентября
2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной
налоговой службе» и является правопреемницей
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам. ФНС РФ является уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственную регистрацию
юридических лиц, физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей и крестьянских
(фермерских) хозяйств, а также уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти,
обеспечивающим представление в делах
о банкротстве и в процедурах банкротства
требований об уплате обязательных платежей
и требований Российской Федерации по
денежным обязательствам. Федеральная
налоговая служба осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Федерации,
органами местного самоуправления и государственными
внебюджетными фондами, общественными
объединениями и иными организациями;
4) таможенные органы.
Федеральная таможенная служба
РФ (ФТС РФ) − это федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области таможенного
дела, подчиненные ему таможенные органы
Российской Федерации.
Охранительные налоговые правоотношения
возникают в случае нарушения прав и неисполнения
обязанностей, «когда права и интересы
участников правоотношений или каждого
лица, всего общества нуждаются в правовых
мерах защиты со стороны государства»12. Одной из сторон охранительного
правоотношения является компетентный
субъект − носитель властных полномочий,
обладающий правом государственного принуждения.
Второй же стороной является лицо, к которому
применяются меры государственного принуждения
и которое обязано их претерпевать.
К налоговым охранительным
правоотношениям относятся прежде всего
отношения, возникающие в связи с правонарушениями,
предусмотренными в гл. 16 и 18 НК РФ.
В этих налоговых правоотношениях
у государственного органа есть право
применять к правонарушителю меры государственного
принуждения, предусмотренные санкцией
налогово-правовой нормы. Так, в соответствии
с законодательством в случае нарушения
субъектом налогового права налогового
обязательства такие меры применяет налоговый
орган. Одновременно для этих органов
право применения к правонарушителю мер
государственного принуждения есть и
их обязанность, ибо оно непосредственно
связано с их задачами и функциями. Как
уже отмечалось, для государственного
органа все права, вытекающие из его задач
и функций, не есть права, которые он может
использовать по собственному усмотрению,
а «служение государству», т.е. в широком
плане − выполнение обязанностей перед
ним (Б.М. Лазарев). Неиспользование субъектом
таких прав есть невыполнение своих задач
и функций. Таким образом, в налоговом
правоотношении применение мер государственного
принуждения есть правообязанность компетентного
органа. В этом, пожалуй, заключается особенность
права на применение мер государственного
принуждения в налоговом праве по сравнению
с гражданским. В гражданском праве управомоченное
лицо в силу дозволительного характера
гражданско-правового регулирования имеет
возможность самостоятельно решать, применять
или отказаться от применения мер государственного
принуждения13.
Объектом налоговых правоотношений
является то, по поводу чего или ради чего
субъекты правовых отношений в сфере налогообложения
вступают в правовую связь. В качестве
объекта налоговых правоотношений могут
фигурировать как материальные, так и
нематериальные блага.
Например, в качестве материального
блага, как правило, выступают сами налоги
или сборы как обязательные взносы в бюджет.
Характеристику объектам налоговых
правоотношений можно дать с помощью анализа
налоговых норм, так как они регулируют
поведение субъектов относительно определенных
объектов, о которых идет речь в самой
правовой норме. Однако в ряде случаев
объект правоотношения непосредственно
не зафиксирован в норме налогового права
и может быть выделен лишь в абстракции,
т.е. логически. В последнем случае речь
идет о так называемых неотделимых от
материального содержания объектах правоотношения,
которые специально в законодательстве
не регламентируются14.
Объекты налоговых правоотношений
в юридической науке подразделяют на две
группы:
1) правоотношения, отделимые
от материального содержания, представляют
собой объекты, которые зафиксированы
или вытекают из анализа налоговых
норм и существуют как явления
(предметы) окружающего нас мира.
К отделимым объектам относятся:
налоги, сборы, налоговый кредит, штрафы,
недоимки, пени и др.;
2) правоотношения, неотделимые
от материального содержания
− это объекты, которые не зафиксированы
в нормах налогового права, а могут быть
выделены лишь в процессе научного абстрагирования
и представляют собой результат деятельности
субъектов налогового правоотношения,
неотделимый от его материального содержания.
К неотделимым от материального содержания
объектам налоговых правоотношений относится
налоговый контроль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённые в работе исследования
позволяют сделать определённые выводы
по тем вопросам, которые были поставлены
в начале работы.
Правоотношение − общественное
отношение, урегулированное нормой права,
участники которого наделены субъективными
правами и обязанностями.
Налог − это обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового
обеспечения деятельности государства.
Все
налоги связаны с государственным принуждением.
Ни один налогоплательщик не будет добровольно
платить налоги, если данный вопрос не
будет контролироваться государством.
Все налоги можно
разделить на две основные категории:
прямые и косвенные.
Прямые налоги являются
исторически более ранней формой налоговых
платежей. В современных условиях к ним относятся налог
на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на
имущество и другие.
Косвенные
налоги – это налоги на товары и услуги, которые взимаются
путем включения налога в цену товара (тариф на услуги). К их
числу относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог
с продаж, акцизы, таможенные пошлины.
Говоря
о налоговых правоотношениях, следует
различать такие понятия, как налоговая
система и система налогообложения.
Налоговая
система − совокупность взаимосвязанных
налогов, взимаемых в стране, и методов
налогообложения, сбора и использования
налогов, а также налоговых органов.
Система
налогообложения − это более узкое понятие.
В общих словах, система налогообложения
это порядок взимания налогов и контроля
за их поступлением.
Таким образом, налоговые правоотношения
− это охраняемые государством общественные
отношения, возникающие в сфере налогообложения,
которые представляют собой социально
значимую связь субъектов посредством
прав и обязанностей, предусмотренных
нормами налогового права.
Особенность налоговых правоотношений
состоит в том, что они являются отношениями
между юридическими и (или) физическими
лицами. По существу, налоговые правоотношения
являются нормативными правовыми отношениями,
так как они:
- неразрывно связаны с
нормами налогового права − возникают
и прекращаются на основе, в соответствии
и в рамках норм налогового права;
- представляют собой юридическую
связь субъектов таких правовых
отношений посредством субъективных
прав и юридических обязанностей.
Состав налогового правоотношения
− это совокупность его участников, т.е.
субъектов налоговых правоотношений.
Права и обязанности указанных субъектов
(налогоплательщиков и др.) в составе налогового
правоотношения выступают в качестве
их юридических свойств.
Структуру налоговых правоотношений,
равно как и любых правовых отношений
в целом, образуют три элемента:
- субъекты;
- содержание;
- объекты.
Субъекты налоговых правоотношений
− это его участники (т.е. стороны), которые
обладают субъективными правами и юридическими
обязанностями, которые составляют юридическое
содержание данных правоотношений.
В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками (субъектами)
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические
лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или
плательщиками сборов;
2) организации и физические
лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
3) налоговые органы.
4) таможенные органы.
Содержание налогового правоотношения
− это обязанность налогоплательщика
внести определенную денежную сумму в
бюджетную систему или внебюджетные фонды
в соответствии с установленными ставками
и в предусмотренные сроки и обязанность
налоговых компетентных органов обеспечить
уплату налога.
Объекты налоговых правоотношений
в юридической науке подразделяют на две
группы:
1) правоотношения, отделимые
от материального содержания, представляют
собой объекты, которые зафиксированы
или вытекают из анализа налоговых
норм и существуют как явления
(предметы) окружающего нас мира.
К отделимым объектам относятся:
налоги, сборы, налоговый кредит, штрафы,
недоимки, пени и др.;
2) правоотношения, неотделимые
от материального содержания
− это объекты, которые не зафиксированы
в нормах налогового права, а
могут быть выделены лишь в
процессе научного абстрагирования
и представляют собой результат
деятельности субъектов налогового
правоотношения, неотделимый от
его материального содержания. К
неотделимым от материального содержания
объектам налоговых правоотношений относится
налоговый контроль.
Библиографический СПИСОК
Законодательно-нормативные
документы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2009, № 4, ст. 445.
- Налоговый кодекс Российской Федерации
(часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ, № 31, 1998, ст. 3824.
- Налоговый кодекс Российской Федерации
(часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014) // Собрание законодательства РФ, 2000, № 32, ст. 3340.
- Постановление Правительства РФ от 30.09.2004
№ 506 (ред. от 02.11.2013) «Об утверждении Положения
о Федеральной налоговой службе» //Собрание
законодательства РФ, 2004, № 40, ст. 3961.
Литература
- Бороздин, Ю. В. Стоимостные
отношения в социалистической экономике
/ Ю. В. Бороздин. – М.: Экономика, 1976. – 205
с.
- Колчин, С. П. Налогообложение:
учеб. пособие / С. П. Колчин.
– М.: ИПБ-БИНФА, 2010. – 437 с.
- Крохина, Ю. А. Налоговое
право. Учебник / Ю. А. Крохина. − 3-е изд.,
перераб. и доп. ― М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. ― 463
с.
- Налоги: учеб. пособие / под
ред. Д. Г. Черника − 6-е изд. – М.: Финансы
и статистика, 2011. – 386 с.
- Налоги и налоговое право /под
ред. А. В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс,
2012. – 497 с.
- Налоговое право России: учеб. пособие / под ред. Ю. А. Крохиной. – М.: НОРМА, 2009. – 433 с.
- Налоговое право: учебник /под
ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2011 –
365 с.
- Ровинский, Е. А. Основные вопросы
теории советского финансового права
/ Е. А. Ровинский. – М.: Мысль, 1960. – 256 с.
- Теория государства и права:
курс лекций /под ред. М. Н. Марченко. – М.: Юрайт, 2009. – 467 с.
- Финансовое право Российской
Федерации / под ред. М. В. Карасевой. –