Налоговые правонарушения в РФ: виды, причины, методы профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 13:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи. Целью и задачей настоящего исследования является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
Изучить налоговые правонарушения в процессе анализа составов налоговых правонарушений с указанием проблемы их правоприменения.
Произвести разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Основные направления налоговой политики в РФ………….….8
Сущность и роль налогов………………………………………………….…8
Основные направления совершенствования налоговой политики…….…14
Глава 2. Налоговые правонарушения……………………………………....36
2.1 Сущность и основные виды налоговых правонарушений…………….….36
2.2 Статистика налоговых правонарушений в Российской Федерации. Совершенствование налогового законодательства и профилактика налоговых правонарушений…………………………………………………………………71
Заключение…………………………………………………………….………..82
Список использованной литературы………………………………………..85

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

- материальные и идеологические;

- полная и специфическая причины;

- объективные и субъективные  причины.

На уровне особенного деликтологические  основания в качестве причин правонарушений проявляются в определенной сфере  жизнедеятельности людей, под которой  понимается та часть общественных отношений, связанная с условиями существования и расширенного воспроизводства как производительной силы и как личности.

На уровне единичного деликтологические  основания причин совершения налоговых  правонарушений выражаются в существовании  конкретных взаимообусловленных моментов субъективного (характерные черты и свойства личности правонарушителя) и ситуативного (место, время) порядка, которые их порождают.

Анализируя различные подходы  к классификации причин возникновения  налоговых правонарушений, можно  выделить в качестве оснований две группы факторов, обусловливающих совершение налоговых правонарушений.45

К первой относятся те из них, которые  в малой степени зависят от деятельности налоговых органов. Наиболее важными являются:

- объективное противоречие между экономическими потребностями и возможностями современного российского общества - отдельных социальных слоев, групп, личностей;

- общее снижение уровня жизни,  в некоторых группах социума  - ниже границы обеспечения физиологической  выживаемости;

- определенные детерминации в области социальной психологии, находящие проявления в искаженных потребностях, интересах, целях, взглядах, нравственных ценностях и правосознании лиц, совершающих правонарушения;

- разрушение традиционных для  России стереотипов поведения, общепринятых норм морали и нравственности, выражающееся в правовом нигилизме, нравственно-психологическом состоянии налогоплательщиков, характеризующемся негативным отношением к существующей системе налогообложения.

Другая группа факторов, способствующих совершению налоговых правонарушений, непосредственно связана с деятельностью налоговых органов. По содержанию эти факторы подразделяются на:

а) связанные с недостатками нормативного обеспечения профилактической деятельности налоговых органов;

б) факторы организационного характера.

К группе факторов, связанных с  организацией деятельности налоговых  органов и оказывающих определенное негативное влияние на состояние  и динамику налоговой деликтности, прежде всего относится низкий уровень  общей и индивидуальной профилактики.

К числу организационных факторов, влияющих на состояние налоговой  деликтности, относится и низкий уровень информационно-аналитического обеспечения профилактики налоговых  правонарушений. Между тем такое  обеспечение является основой для  установления тенденций налоговых правонарушений, определения основных видов борьбы с ними и разработки наиболее эффективных профилактических мер. Между тем анализ практики показывает, что это важное направление деятельности нуждается в существенной реорганизации.

Таким образом, выделяют две группы факторов, обусловливающих совершение налоговых правонарушений: непосредственно  связанные с деятельностью налогвых органов и в малой степени  зависящие от деятельности налоговых  органов.

После установления причин возникновения налоговых правонарушений, логично рассмотреть налоговые правонарушения, непосредственно имеющие место в Российской Федерации, а также раскрыть сущность наиболее распространенных из них.

 

Статистика налоговых  правонарушений в Российской Федерации.

Как свидетельствуют данные статистики, основными способами совершения налоговых правонарушений являются: занижение объема реализованной продукции (41,3%), сокрытие выручки от реализации продукции (13,7%), завышение себестоимости (10,5%), на которые приходится почти 66% всех выявленных правонарушений.

Другие способы совершения налоговых  нарушений встречаются значительно  реже: осуществление коммерческой деятельности без лицензии (4%), превышение предельно  допустимой суммы при расчете  наличными (3%), осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий по взаимной договоренности (1,8%), ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговой инспекции (1,9%).

Наибольшее количество нарушений  налогового законодательства в крупном  и особо крупном размере выявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (23,3%), торговле (17,4%), строительстве (17%), сельском хозяйстве (11,6%). Среди отраслей промышленности следует выделить пищевую (4,3%), машиностроение и металлообработку (3%), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную (2,5%). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составила 4,7%, в кредитно-финансовой сфере - 2% от всех выявленных нарушений.

Наиболее криминогенными отраслями  народного хозяйства по доле предприятий с выявленными нарушениями налогового законодательства в крупном и особо крупном размере от общего количества предприятий являются: промышленность (0,8% от общего числа предприятий отрасли), транспорт (0,7%), строительство (0,6%), кредитно-финансовая сфера (0,4%), сельское хозяйство (0,3%), торговля (0,2%). Более детальный анализ промышленной сферы показывает высокий уровень криминализации топливно-энергетического комплекса (14,7% от общего числа предприятий ТЭК), в том числе добыча и переработка газа (27,1%), нефтедобывающая промышленность (22,2%), нефтеперерабатывающая промышленность (14,7%), электроэнергетика (12,3%), угольная промышленность (12,2%). Уровень криминализации в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составил 6,1%, черной металлургии - 4,2%, цветной металлургии - 2% 46.

Если обратиться к статистике уголовных  дел по налоговым правонарушениям, то, например, за 2008 год в России было выявлено уклонений от уплаты налогов  физическими лицами - 5445, из них правоохранительными органами - 99,1%; уклонений от уплаты налогов юридическими лицами - 6922, из них правоохранительными органами - 97,2%.

   Совершенствование налогового законодательства и профилактика налоговых правонарушений .

          Практика контрольной работы налоговых органов показывает, что суммы скрываемых от налогообложения доходов и иных объектов за последние два года увеличились более чем в 3 раза. Наряду с резким возрастанием масштабов уклонения от уплаты налогов отмечается, что налоговые правонарушения приобретают всё более организованный и изощрённый характер. Используя несовершенство законодательных норм, руководители целого ряда предприятий, в особенности крупнейших должников бюджету, применяют сложные механизмы сокрытия объектов налогообложения, связанные с использованием посреднических фирм, дочерних компаний, кредиторов, поставщиков и потребителей их продукции. Широкое распространение приобретают факты ведения финансово-хозяйственной деятельности без постановки на учёт в налоговых органах, а также с использованием фальшивых реквизитов и печатей или без представления бухгалтерской и налоговой отчётности в госналогинспекции. В этой связи возникает потребность в выработке и наиболее эффективном применении системы экономических, политических, организационных, правовых и других средств обеспечения налоговых платежей в бюджеты различных уровней.

            Механизм правореализации обязанности по уплате налогов можно рассматривать с различных точек зрения его форм и методов. Исполнение обязанности по уплате налогов включает исполнение данной обязанности в добровольном порядке в виде активных положительных действий налогоплательщиков (уплата налогов) и в принудительном порядке (взыскание налога).

            С точки зрения методов обеспечения процесса реализации соответствующих налогово-правовых норм механизм их реализации представляет собой совокупность средств, содействующих налоговым платежам в бюджеты. Обеспечение исполнения обязанностей как общеправовая категория включает в себя всю совокупность правовых средств (методов, способов), направленных на то чтобы право было реальным, осуществимым. В результате закрепления в правовых актах различных отраслей права разных конкретных средств обеспечения возникают правовые институты, содержание которых во многом не совпадает.

            Налоговое законодательство Российской Федерации в настоящее время представляет собой массив нормативных правовых актов, всё ещё находящихся в стадии кодификации и постоянно претерпевающих изменения. При таком положении дел даже налоговые органы не всегда своевременно реагируют на существенные изменения налогового законодательства, зачастую запаздывая с изданием методических материалов, рекомендаций и инструкций, разъясняющих налогоплательщикам порядок применения тех или иных норм. По-разному комментируя положения актов о налогах и сборах, должностные лица до сих пор создают неразбериху в данной области. Дублирование функций и противоречивые инструкции, свойственные Министерству финансов и Министерству по налогам и сборам Российской Федерации, долгое время приводили в замешательство налогоплательщиков. Позиции разноуровневых подразделений Министерства по налогам и сборам Российской Федерации были также не всегда однозначны и часто не совпадали друг с другом, в то время когда важно добиваться определения однозначной позиции по вопросам налогового законодательства у всех правоприменителей – государственных органов и их структурных подразделений, министерств и ведомств Российской Федерации.

          При этом нельзя не отметить, что за годы реформ среди того арсенала правовых средств, которые так или иначе направлены на содействие исполнению налоговых обязанностей, традиционно основное внимание уделялось мерам ответственности за совершение налоговых правонарушений

субъектами финансово-правовых отношений. Подобная исключительно фи-

скальная направленность налоговой  политики государства имела обратный эффект: при невероятно большой налоговой  нагрузке и такого же рода санкциях налогоплательщики использовали любые  способы ухода от налогообложения. В результате происшедших изменений в налоговой системе проблема обеспечения налоговых платежей как института налогового законодательства приобрела свою актуальность не только в теоретическом, но и в практическом аспекте, в том числе в силу ряда причин, связанных с недостаточной проработанностью круга вопросов. Так, отсутствие комплексных теоретических разработок обеспечения налоговых платежей в финансово-правовой науке оказывает отрицательное влияние на качество принимаемых нормативных правовых актов, и, как следствие, правоприменительной практики, складывающейся в процессе реализации отдельных способов обеспечения. Под налогово-правовым обеспечением понимается совокупность норм налогового законодательства, регулирующих отношения по установлению и реализации дополнительных гарантий исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Такие гарантии направлены на защиту финансовых интересов общественно-территориальных образований путём предупреждения возможных нарушений и восстановления их имущественных потерь, вызванных неуплатой или неполной уплатой налогов и сборов обязанными лицами (налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами).

           Среди функций способов обеспечения как внешних проявлений свойств механизма налогового обеспечения в работе выделяются три: фискальная, компенсационная, профилактическая.

           Важнейшим направлением профилактики налоговых правонарушений является, в первую очередь, совершенствование налогового законодательства. При этом совершенствование законодательства о налогах и сборах должно осуществляться в сторону его максимально возможного упрощения, доступности содержания, позволяющего руководствоваться им не только организациям с большим штатом высококвалифицированных юристов и бухгалтеров, но и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность самостоятельно.

           Как указывается в «Настольной книге по оформлению законов», законодатель должен чётко понимать, что правовые предписания ориентируются на неопределённое число лиц, из которых большинство не

являются юристами и финансистами. Поэтому, чтобы не возникал непонятный и по-разному читаемый для неспециалистов текст, при редактировании законов  должны приниматься во внимание особенности  профессионального языка. Если предписания  должны быть понятными для каждого, то профессиональные понятия и выражения, которые могут применяться в повседневном языке в произвольном значении, должны толковаться в тексте предписания понятийными определениями47.

             Объём налоговых платежей – не единственный критерий, по которому налоговики готовы оказывать доверие клиентам. Сертификат выдадут, если отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика, если претендент своевременно сдаёт отчётность в электронном виде, предоставляет все необходимые документы, не имеет налоговой задолженности и задолженности по зарплате работникам и если средняя зарплата на предприятии не ниже прожиточного минимума. Золотой сертификат могут получить только те компании, которые участвуют в национальных проектах.                               В обязательном порядке претендент на сертификат должен доказывать лояльность и региональным властям, то есть «вносить значительный вклад в социально-экономическое развитие области», как сказано в положении о сертификатах доверия ростовского управления Федеральной налоговой службы. Необходимо формировать правовую позицию у граждан относительно надлежащего исполнения всеми обязанности по уплате налогов и сборов. В Налоговом кодексе Российской Федерации налог определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Например, если средства налогоплательщиков консолидированы в дорожном фонде, то расходовать их необходимо именно на ремонт и постройку новых дорог. Кроме того, эффективность профилактических мероприятий в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями целиком зависит от степени их подготовки и проработанности, компетенции и профессионализма должностных лиц органов, их осуществляющих. Профилактикой налоговых правонарушений должны заниматься органы, должностные лица, которые, прежде всего, сами не должны допускать нарушения налогового законодательства. Надо признать, что законная налоговая минимизация превратилась в достаточно

развитый участок бизнеса, поэтому  любая инициатива государства по усилению налогового бремени и пресечению путей уклонения от уплаты налогов натолкнется на схемы сведения на нет их эффективности. Кроме того, лучшие специалисты сконцентрированы там, где они получают достойное вознаграждение за свой труд. Что касается эффективности профилактики налоговых правонарушений и преступлений, то они зависят от совершенства не только уголовного и налогового законодательства, но также и от совершенства административного, уголовно-процессуального, финансового, валютного законодательства, порядка регистрации и постановки на налоговый учёт налогоплательщиков и плательщиков сборов. Необходимо признать, что привить населению налоговое правосознание и законопослушание пока не удалось. Пока в массовом сознании добросовестное соблюдение налогового законодательства не начнет ассоциироваться с процветанием и укреплением государства и, как следствие, с улучшением жизни каждого гражданина России, будет трудно добиться кардинального изменения криминогенной обстановки в области налогообложения.

Информация о работе Налоговые правонарушения в РФ: виды, причины, методы профилактики