Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:20, контрольная работа
Предметом исследования являются комплекс проблем научного и прикладного, характера, связанных с осуществлением налогового контроля. Цель работы – рассмотреть понятие налогового контроля, его виды и особенности.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
- исследовать понятие, сущность, формы и методы налогового контроля;
- изучить виды налогового контроля.
Введение 3
1 Налоговый контроль: понятие, сущность, формы и методы 4
2 Виды налогового контроля 11
Заключение 16
Список использованных источников 18
Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Проверки непосредственно на предприятиях способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков налогов. Однако такой контроль не может быть преобладающим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число состоящих на учете налогоплательщиков [32].
Преимущество же камерального
контроля в том, что он позволяет
с наименьшими затратами
Принимая во внимание источники данных, А.С. Титов предлагает классифицировать налоговый контроль на документальный и фактический. Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах. Реализуется он при помощи следующих приемов: формальной, логической и арифметической проверки документов; юридической оценки хозяйственных операций, отраженных в документах; встречных проверок; оценки правильности отражения данных первичного учета в бухгалтерских проводках; экономического анализа [19]. Всестороннее исследование деятельности предприятия и полноценности первичных документов достигается приемами фактического контроля, такими, например, как обследование, инвентаризация, экспертиза [10].
В свое время специалистами фактический контроль определялся как «проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в производство и другими способами аналогичного содержания» [33].
Изучение действующего законодательства позволяет констатировать, что налоговые органы теперь наделены полномочиями по осуществлению налогового контроля с использованием различных методов. Видимо, поэтому налоговые органы, прежде осуществлявшие преимущественно документальный контроль, последнее время все чаще прибегают к контролю фактическому.
Помимо рассмотренных выше видов налогового контроля, можно выделить и другие. Так, в зависимости от субъектов налогового контроля его можно подразделить на: контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов государственных внебюджетных фондов, контроль финансовых органов, контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.
Налоговый контроль подразделяется
также на обязательный и необязательный
(инициативный). По общему правилу налоговый
контроль не является обязательным, т.е.
налоговые органы вправе не проверять
налогоплательщика сколько
По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный. Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.
Действующее налоговое законодательство
ограничивает налоговые органы в
праве осуществления повторных
выездных проверок. Согласно ст. 87 НК РФ
проведение налоговыми органами повторных
выездных налоговых проверок запрещается,
за исключением случаев, когда такая
проверка проводится в связи с
реорганизацией или ликвидацией
организации-налогоплательщика
Наконец, отдельные специалисты
стали выделять такой вид, как
внутренний налоговый контроль, осуществляемый
руководителем или налоговым
экспертом организации-
НК РФ (п. 1 ст. 82) определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль реализуется посредством проведения определенных мероприятий. Различают мероприятия налогового контроля по форме: основные (налоговые проверки, иные мероприятия, по результатам которых принимается итоговое решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности); вспомогательные (проводятся в рамках основных); дополнительные (по окончании налоговых проверок на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки).
К задачам налогового контроля относятся: обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды; предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах; наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.
Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы (ФНС), которые имеют широкие контрольные полномочия в сфере налогообложения. Объект конкретного мероприятия налогового контроля определяется характером того или иного конкретного контрольного действия. Предмет налогового контроля - правильность, своевременность и полнота выполнения налогоплательщиками своих обязанностей по отношению к государству (муниципальным образованиям); тот материальный носитель, который подвергается проверке в ходе контрольных действий.
В процессе налогового контроля контролирующие органы осуществляют реализацию фискальной функции (формирование государственного денежного фонда), контрольной функции (контроль правильности исчисления, полноты уплаты налогов и сборов), стимулирующей функции (обеспечение надлежащего исполнения налогового законодательства на основе комплекса предупредительных мероприятий).
Применительно к налоговому контролю как целенаправленной деятельности органов государственного управления можно выделить следующие этапы: регистрация и учет налогоплательщиков; прием налоговой отчетности; проведение камеральных проверок; начисление платежей к уплате; контроль своевременности уплаты начисленных сумм; проведение выездных проверок; контроль реализации материалов проверок и уплаты начисленных пени и штрафов.
Реализация контрольной деятельности происходит путем применения уполномоченными органами соответствующих методов контроля. Это методы документального контроля, фактического контроля, расчетно-аналитические методы, информативные методы.
В зависимости от времени
проведения налогового контроля по отношению
к проверяемой финансово-
По объекту выделяется
комплексный и тематический, а
по характеру контрольных
В зависимости от субъектов налогового контроля его можно подразделить на: контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов государственных внебюджетных фондов, контроль финансовых органов, контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.
Налоговый контроль подразделяется также на обязательный и необязательный (инициативный). По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный.
1 Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории: учеб. пособие / О.А. Ногина - СПб.: Питер, 2008. – 160 с.
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.06.2012) // СЗ РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3824.
3 Петрова Г.В. Общая теория налогового права / Г.В. Петрова - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. ‒ 224 с.
4 Пантюшов О.В. Мероприятия налогового контроля / О.В. Пантюшов // Право и экономика. - 2009. - № 1. - С. 1-3.
5 Вознесенский Э.А. Финансовый контроль за деятельностью промышленных предприятий / Э.А. Вознесенский – М.: Финансы, 1985. - 126 с.
6 Ильин А.Ю. Теоретико-правовой аспект налогового контроля / А.Ю. Ильин // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 5. - С. 4-6.
7 Налоговое право России в вопросах и ответах / под ред. А.А. Ялбулганова. - М. Юстицинформ, 2007. – 408 с.
8 Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В.В. Бурцев. - М.: Маркетинг, 2007. – 391 с.
9 Кормилицын А.С. Объект и предмет налогового контроля / А.С. Кормилицын // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 5. - С. 1-3.
10 Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. / Е.В. Поролло. – М.: Гардарика, 1996. - 280 с.
11 Щекин Д.М. О злоупотреблении правом налоговыми органами / Д.М. Щекин // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2008. - № 3. - С. 2-5.
12 Горелов А.А. Формы и методы, используемые налоговыми органами при осуществлении мероприятий налогового контроля / А.А. Горелов // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 8. - С. 6-8.
13 Доброхотова В.Б. Налоговые проверки: книга для налогоплательщика и налоговика / В.Б. Доброхотова, А.В. Лобанов - М.: МЦФЭР, 2004. – 416 с.
14 Кормилицын А.С. Формы и методы налогового контроля / А.С. Кормилицын // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 6. - С. 2-4.
15 Беспалов М.В. Анализ основных приоритетов российской налоговой политики в современных экономических условиях / М.В. Беспалов // Налоги. - 2010. № 1. - С. 3.
16 Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о совершенствовании форм и методов налогового контроля / М.Н. Кобзарь-Фролова // Налоги и налогообложение. - 2006. - № 5. - С. 2.
17 Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Правовое регулирование налоговых отношений / Ю.Ф. Кваша, А.П. Зрелов, М.Ф. Харламов. - М.: Высшее образование, 2009. – 175 с.
18 Каширина М.П. Оценка системы внутреннего контроля и проверка налоговой отчетности / М.П. Каширина // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 5. - С. 4.
19 Титов А.С. Формы, методы, виды налогового контроля и их юридическое содержание / А.С. Титов // Финансовое право. - 2005. - № 6. - С. 33-37.
20 Демин А.В. Налоговое право России: учеб. пособие / А.В. Демин. - Красноярск: РУПМ ЮО, 2009. – 462 с.
21 Борисов А.Н. Комментарий к положениям УПК РФ по проведению судебно-налоговых экспертиз, ревизий и документальных проверок / А.Н. Борисов. - М.: Юстицинформ, 2004. - 224 с.
22 Воловик Е.М. Исчисление налогооблагаемой базы с помощью косвенных методов / Е.М. Воловик // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 1999. - № 11. - С. 1.
23 Налоговый контроль: научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики / под. ред. А.А. Ялбулганова // СПС КонсультантПлюс. - 2007.
24 Грачева Е.Ю. Налоговое право: учебник / Е.Ю. Грачева, М.Ф. Ивлиева. ‒ М.: Юристъ, 2006. ‒ 220 с.
25 Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций / И.И. Кучеров - М.: ЮрИнфорМ, 2009. – 360 с
26 Украинцева А.И. Сущность, формы и методы налогового контроля / А.И. Украинцева // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 6. – С. 79-84.
27 Гусева Т.А. Как эффективнее провести налоговую проверку / Т.А. Гусева // Финансы. - 2001. - № 2. - С. 34-36.
28 Финансовое право: учебник / отв. ред. О.Н. Горбунова. - М.: Юристъ, 2006. – 576 с.
29 Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики / А.Н. Козырин. - М.: Манускрипт, 1993. – 113 с.
30 О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах: Инструкция МНС России от 10 апреля 2000 г. № 60 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – 26.06.2000. - № 26.
31 Дело по иску о признании недействительными акта тематической проверки, заключения налоговой инспекции и решения налогового органа о взыскании сумм заниженного налога на добавленную стоимость и штрафа направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 1999 г. N 6212/98 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1999. - № 9.