Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:17, курсовая работа
Актуальность и недостаточная разработанность перечисленных задач обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является анализ проблем налогообложения и налогового регулирования формирования бюджетов разных уровней от предпринимательской деятельности, разработка предложений по совершенствованию налогового механизма в условиях становления рыночных отношений с учетом бюджетно-структурных приоритетов региональной экономики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ………………………………………….
10
Предпринимательская деятельность как основная налогооблагаемая база в условиях рыночной экономики ……….
10
Становление налоговой системы на разных этапах
развития предпринимательской деятельности ……………
23
1.3. Модификация основных принципов построения налогообложения в условиях становления предпринимательской среды…………………………………………………………..
41
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА …………………………….
66
2.1. Социально–экономическое положение региона и стабилизация налогооблагаемых баз……………………………..….
66
2.2. Создание конкурентной среды в налогово-бюджетной
сфере ………………………………………………………….
94
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………….
118
3.1. Методы определения модели налоговой нагрузки в предпринимательской деятельности………………….……..
118
3.2 Налоги как инструмент финансового контроля предпринимательской деятельности ………………………………………….
134
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………..…..
149
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
В первой главе
«Теоретические основы исследования регулирования
предпринимательской
Во второй главе « Анализ социально- экономического положения региона» определены направления деятельности субъектов предпринимательства Ставропольского края и порядок стабилизации налогооблагаемых баз, создание конкурентной среды в налогово-бюджетной системе региона.
В третьей главе
«Совершенствование налогового регулирования
предпринимательской
В выводах обобщены результаты диссертационного исследования и сформулированы основные рекомендации по совершенствованию налогового регулирования предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования регулирования предпринимательской деятельности через налоговый механизм
1.1. Предпринимательская
деятельность как основная
В экономической истории развития общества неразрывно связаны две глобальные проблемы, которые затрагивают практически все стороны социально-
экономической и политической жизни любого общества - это предпринимательская деятельность и налоги. Как известно, предпринимательство и налоги имеют большую историю, в течении которой выработаны и апробированы определенные традиции, принципы. Они тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены. Диалектика здесь такова: с самого начала возникновения предпринимательской деятельности, пусть даже в примитивных формах, государство (причем любое) посчитало обязательным (в силу известных объективных причин) делиться с ним (предпринимателем) теми доходами, которые он получает, налоги те, в свою очередь, оказывали непосредственное влияние (иногда позитивное, иногда негативное, в зависимости от конкретной исторической ситуации) на эффективность производства и других сфер экономики.
Анализ учений классиков
экономической мысли в18-19вв. позволяет
сделать один из важных
Значительный вклад
в разработку теории
1) у предпринимателя должна быть личная выгода от предприятия;
2) конкуренция должна держать его в определенных условиях.
А.Смит - первый из
ученых-экономистов наиболее
Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развития бизнеса. Россия также имеет интересную и привлекательную историю.
В начале третьего
тысячелетия возникла
В результате попыток теоретического обоснования практики налогообложения, прежде всего предпринимателей, возникли различные концептуальные модели налоговых систем, которые менялись адекватно изменениям исторических, общественно-политических условий и развитию экономических отношений. Эти модели принято называть «налоговыми теориями», каждая из которых выдвигает свои принципы построения налоговой системы, определяет ее состав и структуру, роль, значение в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Формированию научных представлений о налогах как экономической категории предшествовали различные мнения и толкования о формах взаимоотношений государства и граждан, основанные на практическом опыте изъятия части доходов товаропроизводителей. Еще древние философы (Ксенофонт, Аристотель) предлагали разнообразить источники доходов государства, не ограничиваясь налогами («гнетом») на побежденные народы. Вслед за ними средневековые схоласты и философы духовного возрождения (Ф. Аквинский, XIII в.) давали рекомендации на тему финансовой нравственности в теологических, философских и юридических сочинениях, призывая правителей вводить налоги на граждан только в период чрезвычайных обстоятельств как «помощь» государству.
Возникновение и развитие торгового капитала повлекли за собой необходимость осмысления финансового хозяйства, выделения государственных доходов и расходов (Ж. Боден), усиления взаимосвязи практики и теории. Несмотря на то, что меркантелисты в XVII в. (Д. Локк, Т. Гоббс) наряду с квалификацией налога как «услуги» со стороны государства обсуждали вопрос о том, какие налоги наиболее предпочтительны - прямые или косвенные — и предлагали наиболее благоприятные с точки зрения налогоплательщика и экономики объекты обложения (земля, имущество), а физиократы во второй половине XVIII в. (Ф. Кенэ, 1694—1774; О. Мирабо, А. Тюрго) впервые поставили вопросы о справедливости обложения, о переложении налогов, об источниках доходов.
Огромный вклад в теорию налогов внесли классики политической экономики. А. Смит впервые создал учение об эволюции государственных финансов, определил налоги как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов, т.е. предпринимателей и выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна, имеющие практическое значение и в современных условиях. Ученые-классики У. Петти, Ж.-Б. Сэй, Д. Рикардо, Дж. Милль считали экономику само регулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а государство должно лишь обеспечивать экономическое развитие свободного рынка, выполняя возложенные на него функции охраны права собственности. Налоги играли роль источников покрытия затрат государства на эти цели. Полемика же велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленной фискальной потребностью. Однако с усложнением экономических отношений в обществе, с действием объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влиянии его на экономические процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились новые научные направления экономической мысли, среди которых ведущее место занимают - кейнсианское и неоклассическое.
Кейнсианская теория отражает элементы общего функционирования экономики, обосновывает макроэкономические направления государственного регулирования. Дж. М. Кейнс считал, что немалую роль в достижении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредитно-денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее «свое руководящее влияние на склонность к потреблению ... путем соответствующей системы налогов … фиксацией норм процента»1, не исключая всякого рода компромиссов и способов сотрудничества представителей государственной власти с предпринимателями. Он был сторонником прогрессивности в налогообложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Одно из важных положений его теории — зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство. Поэтому необходимо государственное вмешательство, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций, а также текущих государственных расходов. По Дж. М. Кейнсу налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости», представляя собой неотъемлемую часть бюджета, которая влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость. Налоги же как «встроенный стабилизатор» сглаживают этот процесс: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговое доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Налоговые поступления в бюджет не только зависят от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале ставок подоходного обложения. Колебания величин происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов. В условиях все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства по линии достижения «эффективного спроса» перестала отвечать требованиям экономического развития. На смену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения», которая основывается на преимуществе свободного предпринимательства, устойчивости экономических процессов. Различие в этих концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции2, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.
Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения, и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки, высокие и низкие ставки налогов по-разному влияют на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию по отношению к инвестиционным процессам. Еще А. Смит отмечал, что от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей, на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. Плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказаниями и вымогательством3. Современная практика во многом подтверждает эти положения. Действительно, объективно существует оптимальная доля изъятия прибыли в бюджет. Однако, чтобы ее найти, необходимо провести всестороннее эмпирическое исследование активности предприятий в случае применения тех или иных процентных ставок. Их уровень не должен быть минимален, иначе не будут соблюдены требования бюджета и поставлено под угрозу нормальное функционирование общественного хозяйства, налоги же перестанут выполнять функции экономического регулятора.
Теория экономики предложения заключалась в радикальном сокращении предельных налоговых ставок, при этом понижалась бы прогрессивность налогообложения. Прежде всего, предприятия увеличивали бы собственные источники накопления. Построив количественную зависимость - между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой (Рисунок 1), проффессор А. Лэффер сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность частного сектора.
Рисунок 1. Зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налогообложения
ДБ - доходы бюджета; Нст
- налоговая ставка (от 0 до 100); ДБ мах
максимально возможная величина доходов
бюджета;
Нст* - предельная
ставка, при которой доходы бюджета достигают
максимального значения.
«Фундаментальная идея, лежащая в основе кривой..., — отмечал он, — заключается в том, что чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них. Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый, за вычетом налогов, доход определяет, работает ли данный человек или сидит...»4. Так, если предприниматель не видит перспективы получения прибыли или «если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать» и вовлечение предпринимателя в производство — пустая затея, т.е. заинтересованность хозяйствующих субъектов, по мнению А. Лаффера, является движущей силой процветающей экономики. Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступлений, затем этот рост немного замедляется, и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Когда налоговая ставка достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, вследствие чего часть предпринимателей вынуждены переходить в «теневой» сектор экономики (Рисунок 2).
Рисунок 2. Влияние изменения уровня налогообложения на экономическую активность и налогооблагаемую базу (НБ).
Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет А. Лаффер считает 30% суммы доходов, в границах которой увеличивается сумма доходов бюджета. При 40—50%-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, сокращаются сбережения населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений. Наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики, доходы государства увеличиваются за счет расширения налоговой, базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени.
Теория монетаризма, одним из основоположников которого является профессор Чикагского университета М. Фридменом, приверженец идеи свободного рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую, кроме него, никто не может осуществить регулирование денег в обращении, т.к. основным средством регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, поэтому, его нельзя допускать к созданию богатства общества, регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы, изъяв лишнее количество денег из обращения, если не с помощью займов, так с помощью налогов5.
Основная идея неоклассических
теорий заключается в поисках
методов снижения инфляции и предоставлении
большого количества налоговых льгот
корпорациям и той части