Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельности: методы, модели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и недостаточная разработанность перечисленных задач обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является анализ проблем налогообложения и налогового регулирования формирования бюджетов разных уровней от предпринимательской деятельности, разработка предложений по совершенствованию налогового механизма в условиях становления рыночных отношений с учетом бюджетно-структурных приоритетов региональной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ………………………………………….



10
Предпринимательская деятельность как основная налогооблагаемая база в условиях рыночной экономики ……….

10
Становление налоговой системы на разных этапах
развития предпринимательской деятельности ……………

23
1.3. Модификация основных принципов построения налогообложения в условиях становления предпринимательской среды…………………………………………………………..


41
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА …………………………….

66
2.1. Социально–экономическое положение региона и стабилизация налогооблагаемых баз……………………………..….

66
2.2. Создание конкурентной среды в налогово-бюджетной
сфере ………………………………………………………….

94
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………….



118
3.1. Методы определения модели налоговой нагрузки в предпринимательской деятельности………………….……..

118
3.2 Налоги как инструмент финансового контроля предпринимательской деятельности ………………………………………….

134
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………..…..
149
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельност.doc

— 1.76 Мб (Скачать файл)

В экономической литературе на существующие функции налогов  существуют и другие точки зрения. Так, Д.Г.Черник  добавляет еще три — распределительную, стимулирующую и контрольную. Анализируя эти функции А.П.Окунев считает, что они поглощаются фискальной и регулирующей функциями. Рассматривая в своей работе функции налогов Н.Г. Дмитриев давая характеристику двух основных функций – фискальной и регулирующей, добавляет к ним также, как и  Д.Г.Черник три – распределительную, стимулирующую и контрольную. Нам представляется, что прав А.П.Окунев, который в своем анализе показывает, что они поглощаются фискальной и регулирующей функциями. Поэтому в России при воссоздании налоговой системы, адекватной рыночной экономике наблюдаются серьезные препятствия. Имеет место снижение качества учета. Государственный комитет по статистике России публикует данные, отличающиеся от информации Министерства финансов. Экономические институты принципиально отказываются от официальных данных как единственного источника и проводят свои самостоятельные исследования. При этом публикуемая информация имеет количественные (даже десятки процентов) и качественные различия. В таких условиях теоретические споры об основах налоговой системы могут не опираться на реальные источники налогов и налогооблагаемые базы.

Формирующая налоговая  система России далека от требований цивилизованного рынка,  вызывает много нареканий. Важнейшей проблемой ее совершенствования является определение минимального числа налогов и налоговых баз, поскольку это не только позволяет снижать издержки по учету налогов для всех уровней бюджетов, но и повышает эффективность налогов. Наиболее употребимая в науке позиция по поводу сокращения числа налогов предстает в вопросе об их возможной предлагаемости. Концептуальным остается вопрос, что следует облагать – имущество или доход с этого имущества.

В процессе реформировании налоговой системы нашей страны возникает проблема, связанная с   введением единого социального  налога для всех плательщиков. Теория  единого налога возникла еще в XVIII веке. И в ее основе лежит мысль, что налог, в конце концов уплачивается из одного источника – доходов. Единый налог является более упрощенной и понятной формой и  он может заменить всю пеструю мозаику податных систем "несправедливых", возмутительных, жестоких, грабительских, однако, предохраняющих бюджет от дефицитов9.

Преимущества единого  налога на капитал имеют смысл  только в теории. На практике и этот налог будет уплачиваться из доходов, потому что имущество без доходов не имеет смысла. Несостоятельность идеи единого дохода доказывал  еще  П. Прудон, который считал любые налоги несправедливыми, а введение единого налога стало бы суммой фискальной несправедливости10. При нем особенно обращали бы на себя внимание те аномалии, которые свойственны каждому налогу, но которые тем меньше заметны, чем более они раздроблены. Высота ставки портит самые лучшие налоги. Предполагаемая простота организации  единого налога на деле трудно осуществима. Такого же мнения придерживался и известный итальянский финансист Ф. Нити, считая идею единого налога неосуществимой, т.к. его введение не позволило бы реализовать принцип равномерности и всеобщности, которые только соответствуют идее справедливости11.

Признание неосуществимости идеи единого налога не означает невозможность создания простой и эффективной налоговой системы. Возможность облегчения учета и снижение числа налогов обычно увязывается с определением основополагающих источников доходов налогоплательщиков. Из-за различий в выборе базы налога и в правилах определения налогооблагаемых доходов может возникнуть "экономическое двойное налогообложение", когда несколько получателей доходов уплачивают налог с одного и того же дохода. Наиболее яркий пример экономического двойного налогообложения - обложение налогом всей прибыли корпораций как самостоятельным налогом, так и обложение распределенной прибыли (дивидендов).

Двойным налогообложением могут называться также случаи, когда один и тот же плательщик облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта в двух и более государствах за один и тот же период. Для удобства изложения в отношении этого случая будет применяться термин "юридическое двойное налогообложение". Устранение юридического двойного налогообложения происходит как в одностороннем порядке, когда государством применяются законодательные меры, привлекающие зарубежные инвестиции, так и путем законодательных соглашений об устранении двойного налогообложения. Большинство стран применяют оба подхода, хотя односторонний подход менее предпочтителен.

Для российской финансовой науки идея единого налога стала  актуальной. В настоящее время  в российской налоговой системе  введен единый налог: Единый социальный налог, который объединен во внебюджетные фонды. Налог имеет положительные стороны сокращения налогов. Плательщики налогов выплачивают своим работникам дополнительные накопления по уходу на пенсию. Думается что, единый социальный налог внедрится в практику после всех доработок в законодательных актах.

Кроме вопроса о едином налоге физиократами рассматривался вопрос о перелагаемости налогов. Они считали единственной производительной отраслью сельское хозяйство, то значит все налоги уплачивались землевладельцами. Поднималась эта проблема и у А.Смита - "всякий человек, который получает свой доход из источника, принадлежащею лично ему, должен получать его либо от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли. Доход, получаемый от труда, называется заработной платой, доход, целиком с земли, называется рентой и достается землевладельцу... Все налоги и всякий основанный на них доход - все оклады, пенсии, ежегодные рентные доходы всякого рода - в конечном счете, получаются из того или другого из этих трех первоначальных источников дохода и выплачиваются непосредственно из заработной платы, из прибыли с капитала или с ренты с земли"12. Таким образом, А. Смит показал, что источником налогов являются три вида доходов.

В настоящее время  финансовая наука сосредоточила  свое внимание на изучении различных эффектов, связанных с введением, отменой налогов и льгот, изменением налоговых ставок и налогооблагаемой базы. Однако А.П.

Озеров считал, что  следует "по возможности избегать вредного влияния обложения на производство"13, нарушение этого условия ведет к уменьшению фонда, из которого берутся средства, нужные для уплаты налогов.

Однако существовала и другая точка зрения, которую  высказывал М. И. Соболев, что не надо брать налог с капитала, что  ведет к снижению производства. Собственников интересует не только размер используемого капитала, но и доход или, в крайнем случае, вероятность его получения. Характерным примером является рынок ценных бумаг, где цена капитала (акции, облигации, опциона) лишь частично зависит от стоимости основных фондов. В гораздо большей степени существует зависимость от ставки банковского процента, а особенно от ставки учетного процента центрального банка данной страны. Хотя объектом налога служит не фиктивный, а реальный капитал в виде оборудования, товарно-материальных запасов, этот пример иллюстрирует неустойчивость налога с капитала.

В поддержку имущественных  налогов высказывается современный российский исследователь В. Фролов. Он разделяет все налоги на две группы. К первой относит фиксированные налоги, т.е. не зависящие напрямую от уровня производства, объема продаж и других конъюнктурных показателей (это налоги на имущество, землю и тому подобное). Ко второй группе относит те налоги, которые связаны с деловой активностью налогоплательщика. В этом случае платежи по ним тем выше, чем активнее налог работает. К ним относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог. Экономическую сущность этих двух групп налогов он считает аналогичной условно-постоянным затратам в себестоимости продукции (первая группа) и условно-переменным затратам (вторая группа налогов). Преимуществом условно-постоянных налогов автор считает возможность  снижения доли налоговых платежей пропорционально росту объемов производства и, следовательно, эти налоги, по мнению В. Фролова, стимулируют экономический рост14. Нам думается, что с некоторыми позициями поимущественного налога, высказанными Фроловым, можно согласится, однако, существующая  налоговая система затрагивает пока систему федеральных налогов. Реформирование системы региональных налогов подразумевает установление нового для современной России универсального налога на недвижимость. Налог на недвижимость, по всем данным, должен бы определится как региональный налог, заменяющий собой земельный налог, налог на имущество предприятий (организаций) и налог на имущество физических лиц. Элементы должны закрепится законодательными органами власти субъектов РФ в соответствующем законе субъекта РФ. Правовая терминология о налоге на недвижимость должна соответствовать правилам целостного механизма функционирования налоговой системы. Как и любому другому налогу, налогу на недвижимость присущи общие правила, так и специфика, определяемая природой объекта налога – недвижимого имущества

Рассматривая налоговую  систему, нельзя обойти вопрос о делении  налогов на прямые и косвенные зависит от возможностей переложения налогов. Считается, что налоги на потребление, акцизы, пошлины и т.д. непосредственно влияют на цену товара, так как продавец (непосредственный плательщик) перекладывает налоговое бремя на покупателя. Прямые налоги в цену не включаются, и поэтому они считаются не перелагаемыми, а уплачиваемыми с доходов от факторов производства. Некоторые авторы считают условной границу между прямыми и косвенными налогами, в то время как другие с этим не согласны. Еще Д. Рикардо блестяще показал механизм перенесения на потребителей практически любого налога (на сырье и материалы, на валовую продукцию доход и заработную плату и т.д.)15. Российский ученый С. Самохвалов предлагал в первой четверти XX в. следующее деление на прямые и косвенные налоги. Прямыми налогами следует считать те налоги, когда существует "возможность для казны более или менее сообразовывать с налоговой платежеспособностью облагаемого лица посредством прямой оценки принадлежащего ему имущества или дохода. Те же налоги, которые платежеспособность определяют косвенным путем, по предположению, основывающемся на их расходах и других актах - такие налоги и могут быть названы косвенными"16.

Нам думается что, один из выводов изучения работ посвященных  проблеме выбора между системами прямого или косвенного налогообложения показывает, что нельзя оценить эффективность налоговой системы, просто сравнивая число вызываемых искажений в деятельности налогоплательщиков  необходимо учитывать величину различных воздействий налогов и их взаимодействие. Условна граница при классификации между прямыми и косвенными налогами из-за высокой степени переложения налогов в долгосрочный период, но не граница между системами прямого и косвенного обложения. Так, в рассмотрении прямого или косвенного налогообложения затрагивается в основном вертикальная, а не горизонтальная справедливость, на основе чего многие предпочитают прямые налоги. Другой фактор - это предпочтительность косвенного налогообложения, поскольку оно не так заметно. По нашему мнению следует использовать как прямое, так и косвенное налогообложение и перейти от понятия инструментария к понятию конечных целей. Прямое налогообложение предназначается для уравнительных целей, а косвенное для эффективного получения поступлений.

Причиной повышения внимания к проблеме соотношения прямого и косвенного налогообложения послужило введение налога на добавленную стоимость (в дальнейшем - НДС). Налог стал приобретать популярность в других странах из-за низких затрат на учет и высокого фискального эффекта.

Исследуя преимущества и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука в России еще в начале XX в. пришла к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков, прежде всего предпринимательских структур.

Малое предпринимательство  России пользуется поддержкой государства, что нашло отражение в Федеральном  законе от 14 июня 1995 г. № 88 – ФЗ "О  государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в указе Президента РФ от 4 апреля 1996 г. "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" и в других документах.

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационно-технических ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействия развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с другими странами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В регулировании предпринимательской деятельности в России важное место отводится совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Согласно Федерального закона от 29. 12. 1995 г. № 222 – ФЗ действующая  упрощенная система налогообложения  для субъекта малого предпринимательства – организаций индивидуальных предпринимателей – применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения. Переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе определяется субъектами малого предпринимательства на добровольной основе.

Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог либо с совокупного дохода, либо с валовой выручки. Помимо единого налога, субъекты малого предпринимательства в прежнем порядке вносят страховые взносы, таможенные платежи, госпошлину.

Информация о работе Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельности: методы, модели, инструменты