Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 17:42, курсовая работа
Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его – одна из основных проблем экономики.
Выбранную тему я считаю актуальной, так как проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1Налоги и налоговая система……………………...………..…..6
1.1 Сущность налогов и налоговой системы…………...……….………..6
1.2 Виды и функции налогов………………….…………………...………8
Глава 2Налогообложене предприятий малого бизнеса......................12
2.1 Характеристика малого предприятия………………………………...12
2.2 Основные виды налогов, уплачиваемые малыми предприятиями....13
2.3 Налоговые льготы, предусмотренные для малых предприятий …...27
Глава 3 Расчет налогов для предприятия СК «АЛЕКТОР»...……...32
3.1Характеристика предприятия…………………………………….…….32
3.2Выбор системы налогообложения для ООО СК «АЛЕКТОР»………………………………………………….……..….32
3.3Определение оптимальной системы налогообложения для ООО СК «АЛЕКТОР»……………………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………….….38
Список используемой литературы……………………………………..
Косвенные налоги взимаются иным, менее “заметным” образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам относятся акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные – в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги – это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый (от слова кадастр
- таблица, справочник) , когда объект
налога дифференцирован на
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации: Декларация
- документ, в котором плательщик
налога приводит расчет дохода
и налога с него. Характерной
чертой такого метода является
то, что выплата налога
Примером может служить налог на прибыль.
3) у источника: Этот налог вносится
лицом, выплачивающим доход. Поэтомy
оплата налога производится до
получения дохода, причем получатель
дохода получает его
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо до выплаты, например, заработной платы: из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Функции налогов:
Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики
Макроэкономическая (регулирующая) функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы
Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
Глава 2 Налогообложения предприятий малого бизнеса
2.1. Характеристика малого предприятия
По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.
Субъектами малого предпринимательства
являются внесенные в Единый государственный
реестр юридических лиц потребительские
кооперативы и коммерческие организации
(за исключением государственных и муниципальных
унитарных предприятий), а также физические
лица, внесенные в Единый государственный
реестр индивидуальных предпринимателей
и осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица (далее - индивидуальные предприниматели),
крестьянские (фермерские) хозяйства,
соответствующие таким условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля
участия Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований, иностранных юридических
лиц, иностранных граждан, общественных
и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов в уставном
(складочном) капитале (паевом фонде) указанных
юридических лиц не должна превышать 25%
(за исключением активов акционерных инвестиционных
фондов и закрытых паевых инвестиционных
фондов), доля участия, принадлежащая одному
или нескольким юридическим лицам, не
являющимся субъектами малого и среднего
предпринимательства, не должна превышать
25%;
2) средняя численность работников за предшествующий
календарный год не должна превышать следующие
предельные значения средней численности
работников для каждой категории субъектов
малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно - для
средних предприятий;
б) до 100 человек включительно - для малых
предприятий; среди малых предприятий
выделяются микропредприятия - до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ,
услуг) без учета налога на добавленную
стоимость (НДС) или балансовая стоимость
активов (остаточная стоимость основных
средств и нематериальных активов) за
предшествующий календарный год не должны
превышать предельных значений, установленных
Правительством РФ для каждой категории
субъектов малого и среднего предпринимательства. 1
2.2 Основные виды налогов, сборов и акцизов, которые уплачивают предприятия малого бизнеса
Малое предпринимательство - это совокупность
независимых мелких и средних предприятий,
выступающих как экономические субъекты
рынка. На современном этапе развития
нашей страны малое предпринимательство
призвано не только стать элементом структурной
перестройки экономики с учетом особенностей
развития регионов, но и повысить доходы
местных бюджетов. Главным финансовым
инструментом, регулирующим взаимоотношения
малого бизнеса с государством, остается
налогообложение. В условиях рынка налогообложение
решает двуединую задачу - обеспечить
государство финансовыми ресурсами, необходимыми
для решения важнейших экономических
и социальных задач, и одновременно способствовать
наращиванию производства товаров и услуг,
росту занятости населения, в том числе
на основе развития малого предпринимательства.
В настоящее время роль малого предпринимательства
в России явно недостаточна: по таким показателям,
как доля малых предприятий в ВВП, или
занятость, наша страна далека от аналогичных
показателей развитых рыночных стран.
Невелик вклад малого бизнеса и в финансовые
ресурсы государства. Сложность и противоречивость
процесса становления малого предпринимательства
в России во многом связана с не разработанностью
теоретических проблем этого сектора
экономики, что, в частности, требует постоянного
совершенствования правового регулирования
малого предпринимательства, в том числе
в области налогообложения.
Применение определенных законом дифференцированных критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства позволит формировать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида этих субъектов. Важное значение имеет то обстоятельство, что в законе четко прописаны особенности правового регулирования субъектов малого предпринимательства. В соответствии с ними и Налоговым кодексом РФ (НК РФ) малые предприятия имеют право применять:
1) общий режим налогообложения,
при котором уплачиваются в
бюджете все установленные
2) Специальные налоговые режимы:
-упрощенную систему
-систему налогообложения в
-иные специальные налоговые режимы
- патентная система
Общая система налогообложения (ОСН)
является налоговым режимом "по умолчанию"
- его обязаны применять все юридические
лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие виды деятельности, не
облагаемые единым налогом на вмененный
доход (ЕНВД), и не представившие в налоговый
орган заявление о намерении использовать
специальный налоговый режим - упрощенную
систему налогообложения (УСН) или систему
налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный
налог) (ЕСХН). Также общую систему налогообложения
обязаны применять все предприятия, годовой
доход которых превысил 60 млн руб. (в связи
с тем, что превышение данной суммы дохода
является критерием, в соответствии с
которым налогоплательщик лишается права
использовать УСН.
Помимо уплаты всех основных налогов и ведения налогового учета юридические лица, применяющие ОСН, обязаны в полном объеме вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность - баланс (форма N 1), отчет о прибылях и убытках (форма N 2) и ряд других отчетов. Индивидуальные предприниматели, в отличие от юридических лиц, вести бухгалтерский учет не обязаны, хотя и добровольно для собственных целей. Перечислим основные налоги, отличающие общую систему налогообложения от других налоговых систем. Налоги юридических лиц:
Налоги индивидуальных предпринимателей:
Также, вне зависимости от применяемой
системы налогообложения (ОСН, УСН, ЕНВД
или др.) и индивидуальные предприниматели,
и юридические лица, производящие выплаты
физическим лицам (например, заработной
платы своим работникам, вознаграждения
по гражданско-правовым договорам, предметом
которых является выполнение работ или
оказание услуг, и т.п.), обязаны уплачивать
Таблица 1страховые взносы во внебюджетные
фонды (табл. 1), удерживать НДФЛ из заработной
платы и других выплачиваемых физическим
лицам доходов и перечислять его в бюджет,
выступая в качестве налогового агента.
Таблица1
Ставки страховых взносов (%) для разных
категорий
налогоплательщиков, применяемые в 2014
г.2
Система налогообложения |
Пенсионный фонд РФ |
Фонд медицинского Страхования ФФОМС |
Фонд социального страхования ТФОМС | ||
Для лиц 1966 года рождения и старше |
Для лиц 1967 года рождения и моложе |
||||
Страховая часть |
Страховая часть |
Накопительная часть | |||
Общий режим |
14 |
8 |
6 |
5.1 |
2,9 |
УСН |
14 |
8 |
6 |
5.1 |
2,9 |
ЕНВД |
14 |
8 |
6 |
5.1 |
2,9 |
ПСН |
14 |
8 |
6 |
- |
- |
Упрощенная система налогообложения
- самый распространенный налоговый режим,
применяемый предприятиями малого бизнеса.
Она завоевала свою популярность по многим
причинам, среди которых можно выделить
значительно меньшую по сравнению с ОСН
налоговую нагрузку, простоту ведения
учета и отсутствие необходимости представлять
в налоговую инспекцию бухгалтерскую
отчетность, а также добровольность выбора
данной налоговой системы. Упрощенную
систему налогообложения вправе использовать
как юридические лица, так и индивидуальные
предприниматели, если они соблюдают требования
ст. 346.12 НК РФ (табл. 2). Налогоплательщик,
соответствующий указанным требованиям,
имеет право избрать УСН либо остаться
на общей системе налогообложения.
Таблица 2
Условия перехода на упрощенную систему
налогообложения3
Для организации |
Для индивидуальных предпринимателей |
Доходы от реализации за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на упрощенную налогообложения, не должны превышать 45 млн. руб. |
Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать 100 человек |
Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать 100 человек |
|
Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн. руб. | |
Доля
участия других организаций не должна
быть более ¦25%. Данное ограничение не распространяется
на |
Основные ставки налогов при общей системе
налогообложения: налог на прибыль - 20%,
НДФЛ - 13%, НДС - 18%, налог на имущество - до
2,2%. Ставка же единого налога при упрощенной
системе налогообложения составляет 6
либо 15%. Разумеется, прямое сравнение
налоговых ставок при общей системе налогообложения
и упрощенной системе налогообложения
некорректно, так как перечисленные налоги
имеют различные налоговые базы. Однако
достаточно простые расчеты показывают,
что общая сумма налогов, которые при одинаковых
параметрах деятельности должен бы был
уплатить налогоплательщик при ОСН и УСН,
отличается в пользу последней в разы
- выгода применения УСН очевидна. Упрощенная
система налогообложения хороша еще и
тем, что налогоплательщику предоставляется
возможность не только ее выбора как специального
налогового режима, но и выбора любой из
ее "подсистем", отличающихся друг
от друга налоговой базой и ставкой единого
налога: либо 6% от дохода, либо 15% от дохода,
уменьшенного на величинурасходов.
Под доходами при определении налоговой
базы при УСН понимаются выручка от реализации
товаров (работ, услуг) и имущественных
прав, а также различные внереализационные
поступления (например, от долевого участия
в каких-либо организациях, в виде процентов
по договорам займа и т.д.). Что касается
расходов, учитываемых при расчете "упрощенного"
налога со ставкой 15%, то их перечень является
закрытым и приведен в ст. 346.16 НК РФ. При
выборе между "УСН 6%" и "УСН 15%"
следует исходить из того, какую долю от
ваших доходов составят документально
подтвержденные расходы. Если доля таких
расходов велика, то более выгодно уплачивать
единый налог по ставке 15% от разницы между
доходами и расходами. Если же доля расходов
мала или их нельзя подтвердить надлежаще
оформленными документами (актами приема-передачи,
накладными, товарными чеками, чеками
ККМ и т.д.), то более выгоден 6%-ный налог,
исчисляемый с суммы доходов.