На территории Челябинской
области для оказания финансовой поддержки
приоритетными видами деятельности субъектов
малого и среднего предпринимательства
являются:
1) обрабатывающие производства
(кроме производства подакцизных товаров);
2) производство изделий народных
художественных промыслов и ремесленных
изделий;
3) инновационная деятельность;
4) сельское хозяйство, рыболовство,
рыбоводство;
5) здравоохранение (деятельность
лечебных учреждений, врачебная практика,
ветеринарная деятельность, прочая деятельность
по охране здоровья), образование и предоставление
социальных услуг;
6) услуги по организации внутреннего,
въездного туризма.
Таблица 3
Ожидаемые результаты реализации
государственной программы6
№ |
Наименование показателя |
2012 год
(факт) |
2013 год (прогноз) |
2014 год (прогноз) |
1 |
Количество малых и средних
предприятий - юридических лиц, тысяч единиц |
35,7 |
36,0 |
36,4 |
2. |
Доля среднесписочной численности
(без учета внешних совместителей) малых
и средних предприятий в среднесписочной
численности (без учета внешних совместителей)
всех предприятий и организаций, процентов |
23,6 |
24,0 |
24,3 |
3. |
Доля оборота малых и средних
предприятий в общем обороте |
20,8 |
22,0 |
23,2 |
Глава 3. Расчет налогов для
предприятия ООО СК «АЛЛЕКТОР»
- Характеристика предприятия
Рассмотрим пример расчета
налогов для малого предприятия Аллектор
при разных системах налогообложения.
Описание компании:
Компания
занимается - техническим обслуживанием и ремонтом легковых автомобилей (ОКВЭД 50.20.1)
ООО СК
Алектор – Юридическое лицо
Юридический адрес: г. Снежинск, ул. Транспортная, д.70
Фактический адрес: г. Снежинск, ул.
Транспортная, д.70
Потребность
в персонале: 1-директор (механик); 3-слесаря; 1-бухгалтер
Выручка
за предшествующий год составила 3 250 000 т.р.
Выбор
системы налогообложения для СК АЛЕКТОР
Компания Аллектор оказывает
услуги по техническому обслуживанию
и ремонту автотранспортных мототранспортных
средств, машин и оборудования, другими
видами деятельности не занимается. Количество
работников официально составляет 5 человек,
численность работников в I квартале 2014
г. не менялась. Заработная плата, начисленная
работникам за I квартал, - 200 000 руб. Выручка
за I квартал - 1 000 000 руб., расходы без учета
налогов (себестоимость услуг) - 650 тыс.
руб.
Рассчитаем отчисления во внебюджетные
фонды (30%):
- в ПФР: 200 000 руб. x 22% = 44 000 руб.;
- ФСС РФ: 200 000 руб. x 2,9% = 5800 руб.;
- ФФОМС: 200 000 руб. x 5,1% = 1020 руб.;
Страховые взносы составят 50 820 руб.
1-й вариант - компания находится на системе
налогообложения в виде ЕНВД.
Базовая доходность для этой деятельности
составляет 12 000 руб.7 Коэффициент-дефлятор на 2014
г. равен 1,672. Корректирующий коэффициент
К2 для данного вида деятельности установлен
в размере 0,9.
Сумма ЕНВД за I квартал составит:
12 000 руб. x 1,672 x 0,9 x (5 чел. + 5 чел. + 5 чел.) x
15% = 40 689 руб. 60 коп.
Поскольку сумма страховых взносов (50
820 руб.) превышает 50% от рассчитанной выше
суммы ЕНВД, предприятие может уменьшить
сумму налога только на 50%. Таким образом,
сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет
за прошедший квартал, составляет:
40 689,60 руб. x 0,5 = 20 314руб. 80 коп.
2-й вариант - компания находится на УСН
с объектом налогообложения "доходы".
Сумма единого налога за I квартал:
1 000 000 руб. x 6% = 60 000 руб.
3-й вариант - компания находится на УСН
с объектом налогообложения "доходы
минус расходы".
Сумма единого налога за I квартал:
1 000 000 - 650 000 - 200 000 - 50 820 = 99 180 руб. x 15% = 14 877
руб.
Рассчитаем минимальный налог:
1 000 000 руб. x 1% = 10 000 руб.
14 877 руб. > 10 000 руб., поэтому предприятие
должно уплатить в бюджет сумму в размере
14 877 руб.
4-й вариант - компания находится на общей
системе налогообложения. Организация
уплачивает НДС в размере 50 000 руб., налог
на имущество - 3000 руб. и т.д.
Налог на прибыль за I квартал составит:
1 000 000 - 650 000 - 200 000 - 50 820 = 82 000 x 20% = 19 836 руб.
Итого сумма налогов составляет 75 402 руб.
5-й вариант- компания, находится
на патентной системе налогообложения.
Потенциальный доход по данному
виду деятельности (техническое обслуживание
и ремонт автотранспортных и моторотранспортных
средств, машин и оборудования) составляет
360 000.
Стоимость патента составит
360 000 х 0,06 =21 600 в год (1 800 в месяц).
Налог на прибыль за I квартал
составит
18 000 х 3 = 54 000 руб.
Таблица 4
Сумма налога к уплате в бюджет за I квартал
2014 г для ООО СК Алектор.
Налоги, взносы |
Система налогообложения |
|
Общая |
УСН с объектом доходы |
УСН с объектом доходы минус
расходы |
ЕНВД |
ПСН |
ЕНВД |
- |
- |
- |
20 314 |
|
Единый налог |
- |
60 000 |
14 877 |
- |
|
НДС |
50 000 |
- |
- |
- |
- |
Страховые взносы |
50 820 |
50 820 |
50 820 |
50 820 |
44 000 |
Налог на прибыль |
19 836 |
- |
- |
- |
54 000 |
Налог на имущество |
3 000 |
- |
- |
- |
|
Итого |
123 656 |
110 820 |
65 697 |
71 134 |
98 000 |
3.3 Определение оптимальной
системы налогообложения для СК АЛЕКТОР
1. Общая система налогообложения
создает наиболее неблагоприятные
условия для работы малых предприятий.
2. Упрощенная система налогообложения,
учета и отчетности является более благоприятным
для налогоплательщика: во-первых, привлекает
добровольный порядок перехода на эту
систему, во-вторых, ведение бухгалтерского
учета и отчетности предусмотрено в упрощенном
варианте. Для субъектов малого предпринимательства
сумма начисленного к уплате единого налога
не является фиксированной, а зависит
от суммы полученной выручки.
3. Система налогообложения в виде ЕНВД,
на первый взгляд, кажется одним из самых
благоприятных режимов налогообложений
малого предпринимательства, однако жесткое
требование к обязательному переходу
на уплату ЕНВД лишает налогоплательщика
права на применение установленных НК
РФ льгот для этого вида деятельности
(например, налог на прибыль). Кроме того,
налог исчисляется с суммы базовой доходности
и на его величину не влияют ни численность
промышленного персонала, ни размер полученной
выручки, ни иные виды деятельности предприятия.
4. Патентная система оплаты
так же имеет свои плюсы и минусы.
Прежде всего, отметим,
что переход на патентную систему налогообложения
или возврат к иным режимам осуществляется
предпринимателем добровольно и на необходимый
ему срок, что очень удобно для сезонных
работ Преимуществом ПСН является
уплата всего одного налога – за выданный
патент, причем сумма налога не зависит
от фактических доходов Предприниматель применяет упрощенный
порядок ведения учета – ведется только
налоговый учет доходов в книге учета
доходов индивидуального предпринимателя.
Существенный минус это то что ИП налог уплачивает
сразу, независимо от того, какую прибыль
он получит в итоге.
При ведении разных
видов деятельности или в случае работы
в разных субъектах РФ придется получать
несколько патентов на каждый вид деятельности
или в каждом регионе соответственно.
При применении патентной
системы налогообложения ИП не может вычесть
из стоимости патента сумму страховых
взносов, которые он заплатил за себя и
работников в ПФР и ФСС, как это предусмотрено
для ЕНВД и УСН. И это, конечно, увеличивает
нагрузку на индивидуального предпринимателя.
Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство
в цивилизованных формах является важным
условием оздоровления не только экономики,
но и всей общественной жизни. Однако процесс
формирования малого предпринимательства
в различных сферах общественной жизни
в России идет пока очень трудно. Специальные
налоговые режимы в виде ЕНВД и УСН применяются
организациями и индивидуальными предпринимателями
наряду с принятой ранее системой налогообложения,
учета и отчетности, предусмотренной законодательством
Российской Федерации. Несмотря на то
что все системы налогообложения постоянно
реформируются, каждая из них имеет свои
преимущества и недостатки. Отсутствие
адекватных официальных статистических
данных о налоговых поступлениях от разных
категорий налогоплательщиков - малых,
средних, крупных - не позволяет оценить
эффективность общепринятой системы налогообложения
при ее применении субъектами малого предпринимательства,
равно как и провести ее сравнение со специальными
налоговыми режимами, действующими в отношении
малого предпринимательства. У каждого
малого предприятия есть свои особенности
деятельности, поэтому они вправе выбрать
ту систему налогообложения, которая выгоднее
для них.
Итак, можно сделать вывод, что
специальные режимы налогообложения значительно
способствуют развитию малого предпринимательства
в стране, следовательно, в этой области
можно ожидать дальнейшее реформировании
Заключение
Все вышесказанное обуславливает объективную
необходимость пристального внимания
к современному состоянию налогообложения.
Должно не только орудием Необходим и
методологический, и методический пересмотр
основ налогообложения с целью выведения
налоговой системы на оптимальный уровень.
Налоги должны стать не только орудием
обеспечения сбалансированного бюджета,
но и мощным стимулом развития народного
хозяйства страны. Они должны способствовать
структурно-технологическому совершенствованию
производства, сбалансированию экономических
интересов, укреплению всех форм собственности
и повышению активности всех экономических
субъектов в том числе субъектов малого
предпринимательства
Проанализировав различные системы налогообложения,
можно сделать вывод о том, что Упрощенная
система налогообложения, является самой
оптимальной на данное время. Упрощенная
система налогообложения позволит
данному предприятию максимизировать
свою прибыль и развиваться в дальнейшем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные акты
- "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 19.06.2013 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.09.2013). дата обращения 06.05.2014
- Федеральный закон от 21.11.1996
N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском
учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996). дата
обращения 01.05.2014
- Федеральный закон от 24.07.2009
N 212-ФЗ (ред. от 16.10.2010) "О страховых взносах
в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования"
(принят ГД ФС РФ 17.07.2009). дата обращения
03.05.2014
- ст. 4 Федерального закона от 24 июля
2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон 209 – ФЗ) дата обращения 08.05.2014
- Закон Челябинской области
от 27.03.2008 N 250-ЗО (ред. от 19.12.2013) "О развитии
малого и среднего предпринимательства
в Челябинской области" (подписан Губернатором
Челябинской области 12.04.2008)
Литература
- Берг О.Н. Налоговые вычеты по
НДС: актуальные вопросы и спорные ситуации.
М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. 232 с.
- Борисов А.Н. Налог на добавленную
стоимость. Постатейный комментарий к
главе 21 части второй Налогового кодекса
РФ // СПС КонсультантПлюс. 2006.
- Путеводитель по налогам. Практическое
пособие по налогу на имущество организаций. // СПС КонсультантПлюс. 2011. (Дата обращения 12.05.2014)
- Путеводитель по налогам. Практическое
пособие по налогу на прибыль. // СПС КонсультантПлюс. 2011. (Дата обращения 12.05.2014)
- Путеводитель по налогам. Практическое
пособие по НДС. // СПС КонсультантПлюс. 2011. (Дата обращения 12.05.2014)
- Путеводитель по налогам. Практическое
пособие по НДФЛ. // СПС КонсультантПлюс. 2011. (Дата обращения 12.05.2014)
- Путеводитель по налогам. Практическое
пособие по страховым взносам на обязательное
социальное страхование. // СПС КонсультантПлюс. 2011. (Дата обращения 12.05.2014)