Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 13:43, курсовая работа
Категория "налог" в российском законодательстве последнего десятилетия проделала сложную эволюцию от "широкого" понимания к дифференцированному. Речь идет о налоговых платежах в широком и узком смысле. До принятия части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием "налоговая система". В литературе налог подчас определялся как всякий "общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц".
Введение 3Ошибка! Закладка не определена.
1. Общая характеристика налога как правовой категории 5Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Понятие и признаки налога и сбора.. 5Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Функции налога.. 11Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Виды налогов. 13Ошибка! Закладка не определена.
2. Правовой механизм и элементы налога 16Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Правовое регулирование обязательных налоговых платежей 16Ошибка! Закладка не определена.
3. Совершенствование законодательства о налогах и сборах 24Ошибка! Закладка не определена.
Заключение 29Ошибка! Закладка не определена.
Список использованных источников и литературы 31Ошибка! Закладка не определена.
Курсовая
работа
на тему «Налог как правовая категория:
понятие,
виды, ограничения
от сбора»
Содержание
Категория "налог" в российском законодательстве последнего десятилетия проделала сложную эволюцию от "широкого" понимания к дифференцированному. Речь идет о налоговых платежах в широком и узком смысле. До принятия части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием "налоговая система". В литературе налог подчас определялся как всякий "общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц".
Проблема
понимания природы налогов
Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась одним из главных предметов дискуссий о путях и методах реформирования.
Налоги
– необходимое звено
Без знания функционирования налоговой системы трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы. Без людей, владеющих этой специальностью, не сможет эффективно работать ни одно предприятие, не сможет обойтись государство.
Именно
поэтому в государственные
Основным законодательным документом по налогам в РФ является Налоговый кодекс РФ. Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом кодексе РФ есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке.
Цель работы – анализ налога как правовой категории. В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, которые необходимо обозначить в данной работе:
Объектом курсовой работы
Предметом
курсовой работы является законодательство
о налогах и сборах и иные нормативные
правовые акты о налогах и сборах.
Налоги появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения ими своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное назначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя их роль стала многозначной. В концентрированном виде исключительную значимость налогов для функционирования государства можно выразить словами К. Маркса: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией...». В налогах воплощено экономически выраженное существование государства1.
Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; с другой стороны, налоги — это один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание.
В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Относительно комплексной структуры термина «налог» русский экономист М. М. Алексеенко отмечал: «С одной стороны, налог — один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т. е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой — установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».
Налог как правовая категория имеет свое определение, содержание и сущность, нормативное закрепление которых является необходимым условием для осуществления государством и муниципальными образованиями своей финансовой деятельности. Налог является основной, системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права. Особую значимость юридическая характеристика налога имеет для урегулирования извечного конфликта между частной и публичной формами собственности. Точная формулировка дефиниции налога способствует определению круга прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, правильному практическому применению всего налогового законодательства.
Период действия Закона РФ об основах налоговой системы и в условиях законодательного хаоса в налоговой терминологии доктриной налогового права было предложено определение налога, почти полностью отражающее его экономико-правовую природу. Так, С. Г. Пепеляев, исследовав и суммировав необходимые признаки налогов, вывел следующее определение: «Налог — единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности, физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченности государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти».
В экономической и правовой литературе приводится большое количество различного рода определений налога. На всех этапах своего развития налог определялся по-разному в зависимости от различных условий: уровня товарно-денежных отношений, господствующих в определенном государстве; воззрений научной школы, представителем которой является тот или иной автор, и т.д.
Так,
В.И. Гуреев вложил в определение
налога лишь его назначение, не отразив
специфические особенности
Н.И.
Химичева для определения налога
допускает использование
С
точки зрения М.В. Карасевой, «налог
- это часть имущества
В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на имеющихся достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов
Понимание налога основывается на экономических и правовых теориях, получив свое закрепление в п.1 ст.8 первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Из ст. 8 Налогового кодекса РФ можно выделить следующие признаки налогов:
Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора.
«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Основные отличия сборов от налогов сводятся к следующему:
Информация о работе Налог как правовая категория: понятие, виды, ограничения от сбора