Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 13:43, курсовая работа
Категория "налог" в российском законодательстве последнего десятилетия проделала сложную эволюцию от "широкого" понимания к дифференцированному. Речь идет о налоговых платежах в широком и узком смысле. До принятия части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием "налоговая система". В литературе налог подчас определялся как всякий "общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц".
Введение 3Ошибка! Закладка не определена.
1. Общая характеристика налога как правовой категории 5Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Понятие и признаки налога и сбора.. 5Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Функции налога.. 11Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Виды налогов. 13Ошибка! Закладка не определена.
2. Правовой механизм и элементы налога 16Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Правовое регулирование обязательных налоговых платежей 16Ошибка! Закладка не определена.
3. Совершенствование законодательства о налогах и сборах 24Ошибка! Закладка не определена.
Заключение 29Ошибка! Закладка не определена.
Список использованных источников и литературы 31Ошибка! Закладка не определена.
Объект налогообложения должен присутствовать у собственника или лица, уплачивающего соответствующий налог. НК РФ обязательно должны быть установлены конкретные формы юридической связи между объектом налогообложения и лицом, обязанным уплачивать причитающиеся с этого объекта налоги. Например, лицо может получать заработную плату и, следовательно, уплачивать с ее размера налог на доходы физических лиц; банк может осуществлять операции с векселями или облигациями и уплачивать налог на операции с ценными бумагами.
Наличие у лица какого-либо объекта налогообложения означает возникновение налоговой обязанности.
Налоговая база — это стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения. Налоговая база исчисляется налогоплательщиками самостоятельно на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением.
Налоговый период — календарный год или иной период времени, применяемый к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Относительно некоторых налогов налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Продолжительность (момент начала и момент окончания) каждого налогового периода устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к каждому отдельному налогу.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При ее установлении законодатель обязан соблюдать принципы экономической обоснованности налога и фактической способности субъектов к уплате этого налога.
Выделяются ставки твердые и процентные (квоты). Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения.
Порядок исчисления налога представляет собой процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. Сумма налога исчисляется на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В некоторых случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Порядок
и сроки уплаты налога устанавливаются
в соответствии с нормами НК РФ
применительно к каждому
В практике налоговой деятельности применяются три способа уплаты налогов: кадастровый; у источника; по декларации.
Кадастровый способ носит исторический характер и применяется при слабом развитии правового механизма налогового регулирования. При этом способе устанавливается средняя доходность объекта обложения по внешним признакам. Существуют поземельный, подомовой, промысловый и другие кадастры. Для уплаты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки взносов.
Второй способ — у источника — означает уплату налога до получения налогоплательщиком дохода. Таким способом уплачивается налог на доходы физических лиц, исчисляемый и удерживаемый бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход налогоплательщику. Это обычное автоматическое удержание, осуществляемое безналичным способом.
Способ уплаты налога по декларации предполагает перечисление налога после получения дохода владельцем. Данный способ возник с развитием личных доходов. Он предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, т. е. официального заявления о получаемых им доходах. Налоговые органы на этой основе рассчитывают налог и присылают (вручают) налогоплательщику извещение о его уплате.
Дополнительным элементом правового механизма налога являются налоговые льготы. Льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговым кодексом РФ установлен правовой режим предоставления налоговых льгот, согласно которому льготы по налогам могут быть в качестве возможности:
а) не уплачивать налог или сбор;
б) уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы части второй НК РФ.
Налоговые льготы могут устанавливаться только законодательством о налогах и сборах, поэтому нормы иных «неналоговых» законов, предоставляющие какие-либо налоговые преимущества отдельным субъектам, не имеют юридической силы и, следовательно, применению не подлежат.
Одним из критериев установления налоговых льгот выступает исключение индивидуального характера, т. е. отсутствие отдельного порядка или отдельных условий налогообложения конкретно-определенных лица или организации.
В практике налогообложения возможно применение следующих налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты.
Изъятия — это выведение из-под налогообложения отдельных объектов.
Скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы.
Налоговый кредит - это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки. Налоговый кредит можно подразделить на следующие виды: снижение ставки налога, отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат ранее уплаченного налога, зачет ранее уплаченного налога, замена уплаты налога натуральным исполнением.
Пункт 2 ст. 56 НК РФ закрепляет, что налоговые льготы являются правом, а не обязанностью налогоплательщика. Это означает, что в ряде случаев налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговых льгот на законном основании, равно как и приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов. Однако слабо проработанный законодательством механизм переноса льгот на будущие налоговые периоды не позволяет в полной мере использовать налоговые льготы в качестве действенного правового регулятора общественных отношений.
Таким образом, правовой механизм налога и его элементы, зафиксированные ст. 17 НК РФ, отражают конституционный принцип уплаты законно установленных налогов (ст. 57 Конституции РФ).
В
настоящее время
Изменения в законодательстве о налогах и сборах направлены на решение двух основных задач. Первая связана с необходимостью повышения доходов бюджетной системы Российской Федерации. Что касается второй задачи, то она заключается в создании налоговых механизмов поддержки тех сфер деятельности, в развитии которых государство и общество заинтересовано в большей степени.
Одобрение основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов позволит установить ориентиры в налоговой сфере для экономических агентов, определить источники поступления доходов бюджетов всех уровней, приоритетные направления налогового стимулирования, а также сформировать предпосылки для расширения налоговой автономии региональных и муниципальных властей.
В 2012 — 2014 годах предлагается совершенствование налоговой системы по следующим направлениям:
1.
Налоговое стимулирование
- снижение с 2012 года ставок страховых платежей на обязательное социальное страхование до 20% в отношении выплат до 512 тыс. рублей на одного работника для льготных категорий налогоплательщиков, которые в 2011 году уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу в размере 26%, в отношении некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций. По остальным категориям плательщиков ставки страховых платежей снижаются с 34 до 30 процентов. С выплат, превышающих установленный предел в размере 512 тыс. рублей на одного работника, предусмотрено взимание дополнительного тарифа в размере 7 и 10% соответственно;
-
совершенствование
-
расширение льгот и налоговых
вычетов при осуществлении
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот предполагает проведение инвентаризации и оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, с сохранением на ближайшую перспективу льгот в отношении линейных объектов субъектов естественных монополий, а также анализ действующих механизмов налогового стимулирования (в том числе налоговых льгот) с целью выявления неэффективных и невостребованных льгот.
3.
В части акцизного
4.
Совершенствование
5.
В части налога на прибыль
организаций предусматривается
упрощение порядка учета для
целей налогообложения доходов
от реализации недвижимого
6.
В части налогообложения
7.
Совершенствование
8. В части введения налога на недвижимость предполагается введение налога на недвижимость после планируемого завершения в I квартале 2012 года работ по массовой оценке объектов капитального строительства.
9.
В части налогового
Указанные меры в среднесрочной перспективе будут ориентированы на увеличение доходов бюджетной системы (главным образом от налогообложения потребления, природной ренты, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества).
Стимулирующая роль налоговой системы будет направлена на технологическое обновление, модернизацию производства, а также развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. ВК основным новациям, предлагаемым для реализации в 2012-2014 годах, относятся меры в области предоставления льгот и налоговых преференций на основе анализа их эффективности, введение механизмов налогообложения газа и иных природных ископаемых, если доля экспорта таких природных ископаемых превышает 50 процентов, в зависимости от их стоимости на мировом рынке, законодательное формирование подходов к определению критериев уклонения от налогообложения и оптимизации налогообложения, а также изменение ставок страховых платежей в государственные внебюджетные фонды, отмечает в своей пояснительной записке Минфин.
Информация о работе Налог как правовая категория: понятие, виды, ограничения от сбора