Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является - анализ действующего законодательства в сфере правового регулирования порядка обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Необходимо решить следующие теоретические задачи:
1. Рассмотреть правовую природу обязанности по уплате налога;
2.Исследовать порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3. Выявить сроки обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
1.1 ПРАВО НА ОБЖАЛОВАНИЕ………………………………5
1.2 ПОРЯДОК И СРОКИ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ИЛИ ВЫШЕСТОЯЩЕМУ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ……………………………………………………………………6
1.3 ПРАВА ВЫШЕСТОЯЩЕГО НАЛОГОВОГО ОРГАНА ИЛИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБЫ И ПО ИТОГАМ ЕЕ РАССМОТРЕНИЯ………………………………………8
1.4 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ, ПОДАННЫХ В СУД………………………………………………………………………14
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ……………………………18
ГЛАВА3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ И СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ……………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 48.77 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

В налоговых правоотношениях, относящихся к сфере публичного права и построенных на методе властных предписаний (императивном методе), содержащем в себе преимущественно  предписывающие или запрещающие  нормы, в том числе достаточно широко используемый в налоговом  праве такой особый метод правового  регулирования, как принуждение, важную роль играет механизм защиты прав налогоплательщика. Действия и решения налоговых органов и их должностных лиц часто не удовлетворяют налогоплательщика, а зачастую носят противоправный характер. Поэтому право на обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц становится основной гарантией соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.

Целью данной работы является - анализ действующего законодательства в сфере правового регулирования  порядка обжалования решения  налогового органа о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения.  
 Необходимо решить следующие теоретические задачи: 
1. Рассмотреть правовую природу обязанности по уплате налога; 
2.Исследовать порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 
3. Выявить сроки обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 
4. Проанализировать особенности судебной процедуры обжалования решения налогового органа.  
 Объектом исследования выступают процессы становления и развития законодательства в сфере правового регулирования порядка обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. 
Предметом исследования является совокупность правоотношений, в указанной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

1.1 ПРАВО НА ОБЖАЛОВАНИЕ

Итак, согласно ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют  право обжаловать акты налоговых  органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных  лиц, если, по мнению налогоплательщика  или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Нормативные правовые акты налоговых  органов могут быть обжалованы в  порядке, предусмотренном федеральным  законодательством.

Налогоплательщик имеет право  выбора, куда жаловаться на неправомерные, на его взгляд, действия и решения  налоговых инспекторов:

1) вышестоящему налоговому органу (вышестоящему должностному лицу);

2) в суд (ст. 137 и 138 НК РФ  предусматривают право налогоплательщика  на судебное обжалование акта  налогового органа).1

Следует особо заметить, что подача жалобы в вышестоящий налоговый  орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную  или последующую подачу аналогичной  жалобы в суд.

Кроме того, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение  налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

Судебное обжалование актов (в  том числе нормативных) налоговых  органов, действий или бездействия  их должностных лиц организациями  и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в  том числе нормативных) налоговых  органов, действий или бездействия  их должностных лиц физическими  лицами, не являющимися индивидуальными  предпринимателями, производится путем  подачи искового заявления в суд  общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании  в суд неправомерных действий государственных органов и должностных  лиц.

 

1.2 ПОРЯДОК И СРОКИ  ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ  НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ИЛИ ВЫШЕСТОЯЩЕМУ  ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ

 

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его  должностного лица подается в вышестоящий  налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый  орган (вышестоящему должностному лицу) по общему правилу подается в течение  трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о  нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине  срока подачи жалобы этот срок по заявлению  лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим  должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба подается в письменной форме  соответствующему налоговому органу или  должностному лицу. Жалоба налогоплательщика  рассматривается вышестоящим налоговым  органом (вышестоящим должностным  лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым  органом.

Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в  десятидневный срок со дня ее поступления  в налоговый орган.

Жалоба не подлежит рассмотрению в  следующих случаях:

1) пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со ст. 139 НК  РФ;

2) отсутствия указаний на предмет  обжалования и обоснования заявляемых  требований;

3) подачи жалобы лицом, не  имеющим полномочий выступать  от имени налогоплательщика (ст. 26, 27, 28 и 29 НК РФ);2

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий  налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения  по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий  налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в установленные  сроки.

Рассмотрение и подготовку решений  Федеральной налоговой службы по жалобам налогоплательщиков на решения  налоговых органов по актам проверок в порядке ст. 140 НК РФ осуществляет Правовой департамент.

 

 

1.3 ПРАВА ВЫШЕСТОЯЩЕГО  НАЛОГОВОГО ОРГАНА ИЛИ ДОЛЖНОСТНОГО  ЛИЦА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБЫ  И ПО ИТОГАМ ЕЕ РАССМОТРЕНИЯ

Последствия и приостановление  обжалуемого акта.

Внутриведомственным документом, регулирующим порядок рассмотрения административных жалоб на решения налоговых органов, является Регламент рассмотрения налоговых  споров в досудебном порядке, утвержденный приказом МНС РФ от 17 августа 2001 г. №  БГ-3-14/290.

Регламент рассмотрения налоговых  споров в досудебном порядке устанавливает  процедуру рассмотрения налоговыми органами жалоб:

1)налогоплательщиков или налоговых  агентов на акты налоговых  органов ненормативного характера,  действия или бездействие их  должностных лиц (за исключением  возражений, представление которых  предусмотрено п. 5 ст. 100 НК РФ);

2)организаций и физических лиц  при несогласии с привлечением  к административной ответственности  в связи с нарушениями требований  законодательства о применении  контрольно-кассовых машин и работы  с денежной наличностью;

3)налогоплательщиков на акты  налоговых органов ненормативного  характера, действия или бездействие  их должностных лиц в связи  с применением законодательства  в сфере производства и оборота  этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной  и табачной продукции;

4)физических лиц, являющихся  должностными лицами организации,  в связи с привлечением к  административной ответственности  в результате привлечения организации  к ответственности за совершение  налогового правонарушения.

5) при наличии документально  подтвержденной информации о  принятии жалобы к рассмотрению  вышестоящим налоговым органом  (должностным лицом);

6) получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

Заявителю должно быть сообщено о  невозможности рассмотрения его  жалобы в десятидневный срок со дня  ее получения.

Отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых  исправлений) повторно подать жалобу в  пределах сроков, установленных для  подачи жалобы.

К жалобе могут быть приложены следующие  документы:

1) акт ненормативного характера,  который, по мнению заявителя,  нарушает его права (постановление  о привлечении к административной  ответственности);

2)акт налоговой проверки;

3)первичные документы, подтверждающие  позицию заявителя;

4)иные документы, содержащие  сведения об обстоятельствах,  имеющих значение для рассмотрения  жалобы.

Жалобы налогоплательщиков рассматриваются:

1)на акты ненормативного характера,  неправомерное действие или бездействие  налоговых органов - вышестоящим  налоговым органом;

2)на действия или бездействие  должностных лиц налогового органа - вышестоящим должностным лицом  данного или вышестоящего налогового  органа;

3)на действия или бездействие  должностных лиц налогового органа  путем издания акта ненормативного  характера - вышестоящим налоговым  органом.

Жалоба на постановление о привлечении  к административной ответственности, вынесенная налоговым органом в  отношении организаций, рассматривается  вышестоящим налоговым органом. Аналогичная жалоба, вынесенная должностным  лицом налогового органа в отношении  физического лица, рассматривается  вышестоящим должностным лицом  данного или вышестоящего налогового органа.

Все поступающие в соответствующие  налоговые органы жалобы направляются в юридические (правовые) подразделения, на которые возлагается обязанность  по рассмотрению жалоб и подготовке решений.

Жалоба подлежит направлению в  нижестоящий налоговый орган  на заключение. В запросе может  содержаться указание представить  копии документов, необходимых для  рассмотрения жалобы.

Срок для представления заключения не может превышать пяти рабочих  дней с даты получения жалобы на заключение. Вышестоящий налоговый  орган (вышестоящее должностное  лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.

К запросу могут быть приложены  копии следующих документов:

1)жалоба;

2)акт ненормативного характера,  на который подана жалоба;

3)акт налоговой проверки;

4)иные документы, содержащие  сведения об обстоятельствах,  имеющих значение для подготовки  заключения. В процессе рассмотрения  и подготовки решений по жалобам  налогоплательщиков юридические  (правовые) подразделения запрашивают мнение соответствующих методологических подразделений.

Подача жалобы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных  НК РФ.

Если налоговый орган (должностное  лицо), рассматривающий жалобу, имеет  достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, он вправе полностью  или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение  о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем  налогового органа, принявшим такой  акт, либо вышестоящим налоговым  органом в исключительных случаях  при наличии достаточных документально  подтвержденных оснований.

В решении о назначении дополнительной проверки в целях разрешения налогового спора в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 140 Кодекса указывается:

1)круг вопросов, подлежащих обязательному  рассмотрению при проведении  указанной проверки;

2)налоговый орган, осуществляющий  проведение указанной проверки.

Юридическое (правовое) подразделение  готовит рассмотрение жалобы на Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков.

Комиссия по рассмотрению жалоб  налогоплательщиков возглавляется  руководителем или заместителем руководителя налогового органа, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением.

При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или  бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, Комиссия рассматривает жалобы налогоплательщиков в присутствии должностных лиц организации - налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.

О времени и месте рассмотрения указанные лица извещаются заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то жалоба рассматривается  в его отсутствие.

В случае, если налогоплательщик не может  присутствовать при рассмотрении жалобы и обращается с просьбой перенести  рассмотрение жалобы, налоговый орган  рассматривает возможность такого переноса с учетом сроков, предусмотренных  НК РФ.

При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или  бездействие не соответствуют законодательству РФ, в Комиссию по рассмотрению жалоб  налогоплательщиков приглашаются представители  методологических подразделений. При  тех же основаниях могут приглашаться представители нижестоящих налоговых  органов.

Информация о работе Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц