Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является - анализ действующего законодательства в сфере правового регулирования порядка обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Необходимо решить следующие теоретические задачи:
1. Рассмотреть правовую природу обязанности по уплате налога;
2.Исследовать порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3. Выявить сроки обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
1.1 ПРАВО НА ОБЖАЛОВАНИЕ………………………………5
1.2 ПОРЯДОК И СРОКИ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ИЛИ ВЫШЕСТОЯЩЕМУ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ……………………………………………………………………6
1.3 ПРАВА ВЫШЕСТОЯЩЕГО НАЛОГОВОГО ОРГАНА ИЛИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБЫ И ПО ИТОГАМ ЕЕ РАССМОТРЕНИЯ………………………………………8
1.4 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ, ПОДАННЫХ В СУД………………………………………………………………………14
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ……………………………18
ГЛАВА3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ И СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ……………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 48.77 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в п. 2 ст. 140 НК РФ установлены  виды решений, которые принимает  вышестоящий налоговый орган  по итогам рассмотрения апелляционной  жалобы, а именно:

- оставить решение налогового  органа без изменения, а жалобу  — без удовлетворения; 
- отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; 
- отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

В соответствии с п. 3 ст. 140 НК РФ решение  налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение  одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен  руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения  документов (информации), необходимых  для рассмотрения жалобы, у нижестоящих  налоговых органов, но не более чем  на 15 дней. О принятом решении в  течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ  И  СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Причины возникновения налоговых  правонарушений в России, на мой  взгляд, всегда были одни и те же, а  если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить  на три условных категории:

    • правовые;
    • экономические;
    • моральные;

Российское налоговое  законодательство чрезвычайно объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные  акты постоянно вносятся изменения  и дополнения.  Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера. 
 Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью (или нежеланием) некоторых налогоплательщиков своевременно и в полном объеме платить налоги. 
 Моральными причинами являются, по моему мнению, низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором - существование института налогового права, в более-менее цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властью монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался институт парламента. 
 Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов. 
 Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию. 
 Руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения средства на развитие своего предприятия. И у них существует заинтересованность иного рода, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия.

Виды  налоговых правонарушений.

 
 Налоговые правонарушения можно разделить  на категории по нескольким основаниям. В зависимости от характера совершённого деяния, правонарушения делят на: 

    • административные;
    • дисциплинарные;
    • уголовные.

При применении административных методов воздействия к должностным  лицам предприятий, учреждений и  организаций (руководителю и главному бухгалтеру) необходимо установление вины, поскольку в соответствии с  п. 12 ст. 7 Закона РСФСР «О Государственной  налоговой службе РСФСР» за нарушения  налогового законодательства (административные правонарушения) привлекаются к административной ответственности должностные лица виновные в совершении административных налоговых правонарушений.  
 В этом вина как субъективное понятие подразумевает умысел или неосторожность лица по отношению к деянию. 
 Согласно общим нормам административного права, в том числе и применительно к налоговым правонарушениям административной ответственности согласно ст. 13 КоАП РСФСР подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-ти летнего возраста. 
 Административная ответственность - это разновидность юридической ответственности. Она так же, как и уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материально наступает только при наличии правонарушения. Разные виды неправомерного поведения влекут за собой и применение различной юридической ответственности. Административным нарушением налогового законодательства следует считать деяние, совершенное путем действия или бездействия, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством Российской Федерации о налогах под угрозой административного наказания. 
В настоящее время действует большое число общеобязательных правил. К ним относятся, например, правила поведения в общественных местах, дорожного движения и пользования средствами транспорта, воинского учета, в том числе и общеобязательные, правила по соблюдению налогового законодательства.

Мера административной ответственности  налагается специально уполномоченными  на то органами и должностными лицами. 
Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях является более простой и оперативной, чем в уголовном и гражданском процессах.

Исследуя в совокупности все установленные данные, должностное  лицо налогового органа, принимая решение  по административному делу, решает вопрос об освобождении лица, допустившего правонарушение, нарушение налогового законодательства от административной ответственности и ограничивается устным замечанием в отношении него.

В соответствии с п. 12 ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной  налоговой службе РСФСР" налоговые  органы налагают на должностных лиц  предприятий, учреждений и организаций, виновных в совершении административных правонарушений, - нарушений налогового законодательства, административные штрафы в пределах, установленных данным законом. Размер штрафа не может быть ниже или выше соответствующего предела, установленного законом.

Согласно ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой  службе РСФСР" государственным налоговым  инспекциям, в частности, предоставляется  право: 

  1. Получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
  2. Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан.
  3. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.
  4. Приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления или отказа представить государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерские отчеты, балансы, расчеты, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

На руководителей и  других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, не выполняющих  указанные требования государственных  налоговых инспекций и их должностных  лиц налагается административный штраф  в размере от 2,5 до 5 минимальных  размеров оплаты труда (МРОТ). 
 Кроме того, на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, налоговые органы налагают административный штраф в размере от 2 до 5 МРОТ на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от 5 до 10 МРОТ. 
 Согласно ст. 36 КоАП РСФСР при совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.3 
 Если должностное лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одновременно, взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение.  В отличие от уголовного законодательства административное законодательство не предусматривает возможности сложения взысканий, назначенных за несколько правонарушений.

Система отсчета двухмесячного  срока для наложения административных взысканий различна для ряда налоговых  административных правонарушений. Для  некоторых из них срок начинает исчисляться  со дня совершения правонарушения. Так, при несвоевременном представлении  должностными лицами хозяйствующих  субъектов в налоговый орган  бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с  исчислением и уплатой налогов, двухмесячный срок для наложения  административного взыскания (штрафа) исчисляется с момента фактического представления данных документов. Однако для длящихся административных налоговых  правонарушений отсчет двухмесячного  срока наложения административного  взыскания начинается с момента  установления факта нарушения, т.е. его обнаружения полномочным  органом (должностным лицом). Это  такие налоговые административные правонарушения, как непредставление  бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с  исчислением и уплатой налогов, отсутствие бухгалтерского учета на предприятиях, неисполнение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций требований государственных налоговых инспекций  об устранении выявленных в ходе проведенных  проверок нарушений налогового законодательства и ряд других нарушений.

В соответствии со ст. 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) Верховный  Суд Российской Федерации в качестве суда первой инстанции рассматривает  дела об оспаривании нормативных  правовых актов Минюста России, затрагивающих  права, свободы и законные интересы граждан и организаций, а также  о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.4

Как и возражения, обжалование  решения налогового органа является способом досудебного урегулирования спора и осуществляется по воле налогоплательщика. Однако данная стадия внесудебной защиты прав налогоплательщика заключается  в обжаловании решения, то есть правоприменительного, властного акта государственного органа, в отличие от акта проверки, который  к таковым не относится.

Вместе с тем исполнение обжалуемого решения может быть полностью либо частично приостановлено решением руководителя налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим  налоговым органом. Основанием для  приостановления является наличие  у лица, рассматривающего жалобу, достаточных  оснований полагать, что обжалуемое решение не соответствуют законодательству (на практике практически не случается). 
 При этом для рассмотрения вопроса о приостановлении исполнения решения налогоплательщику необходимо обратиться с указанной просьбой, изложив ее непосредственно в жалобе либо сопроводительном письме к ней, с обоснованием причин для приостановления.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий  налоговый орган вправе вынести  четыре вида решений:

    • оставить жалобу без удовлетворения;
    • отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
    • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое решение. 
     Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.  
    Законодательством предусмотрена еще одна возможность обжалования ненормативных актов налоговой инспекции со стороны налогоплательщика, однако вышеописанный вид административного обжалования не является альтернативным. Как показывает уже сформированная практика разрешения споров на административном уровне с вышестоящим государственным органом при наличии правоприменительных письменно изложенных аргументах у налогоплательщика есть реальный шанс изменить не соответствующее закону решение территориальных органов налогового контроля. 
     Поэтому использование своего права на данный вид обжалования представляется весьма необходимым даже с точки зрения финансовых затрат, которые ограничиваются почтовым отправлением.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Привлечение налогоплательщика  к налоговой ответственности  затрагивает основные права и  свобода граждан, предпринимателей, организаций. Оно касается таких  важных институтов как право заниматься предпринимательской деятельностью, право собственности. Сам факт привлечения  налогоплательщика к ответственности  касается доброго имени и деловой  репутации налогоплательщика. Не вызывает сомнений, что от того, как закреплена данная процедура в законе напрямую зависит и соблюдение этих прав.

Нормы, регламентирующие производство, зачастую вступают в  коллизию друг с другом, с нормами  кодекса и законодательства о  налогах и сборах. Многочисленные пробелы ставят законодателя перед  необходимостью внесения изменений  и поправок в Кодекс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

    1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 12.07.2011) // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
    1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2011)

Информация о работе Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц