Общая характеристика налоговой системы и налоговой политики в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Понятие налоговой системы проявляется с развитием и конкретизацией понятия налогов. Как было сказано выше, налоги можно рассматривать как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах; налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

1 Общая характеристика  налоговой системы и налоговой  политики в современном государстве

 

       1.1   Современная налоговая система и принципы построения эффективной налоговой системы государства

 

Понятие налоговой  системы проявляется с развитием  и конкретизацией понятия налогов. Как было сказано выше, налоги можно рассматривать как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах; налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

Под налоговой  системой понимается совокупность платежей, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с  налоговым законодательством, а также норм и правил, форм и методов, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых отношениях (показано на рисунке 1.1).

Рисунок 1.1 –  Налоговая система

Примечание – Источник: [3, с. 7, рисунок 1].

 

Каждое государство развивается по собственным внутринациональным законам хозяйствования, которые существенно отличаются от законов государств-соседей. Различны, следовательно, и принципы построения налоговых систем. В промышленно развитых странах они наиболее приближены к классическому варианту. В странах, вступающих на путь рыночных преобразований, применение классических принципов построения налоговых систем затруднено.

Весь комплекс принципиальных положений для системы  налогообложения разграничивается на две подсистемы.

  • Классические, или межнациональные принципы. Они идеальны, и, если налоговая система строится строго на основе их использования, то ее можно считать оптимальной.
  • Организационно-экономические, или внутринациональные принципы. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.

С развитием  национальных экономик меняются и системы налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем, национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две сферы.

Первая сфера  включает всеобщие, или функциональные, принципы, которые  используются в  налоговых системах всех стран. Это  и есть подсистема межнациональных  принципов построения системы взаимоотношений  налогоплательщиков и государства:

принцип равномерности требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно тем доходам, которые они получают под покровительством этого правительства. Данное правило называют еще принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения;

принцип определенности гласит, что точные сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;

принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика, то есть государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода;

принцип экономности означает необходимость сокращения издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными.

Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс принципов, предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщиков:

принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;

принцип однократного обложения одного и того же объекта за определенный период;

принцип стабильности налоговой системы в течение длительного времени;

принцип оптимальности налоговых изъятий, то есть обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц.

Вторая сфера  включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в условиях общественно-политического и социально-экономического развития конкретной страны. Они относятся к подсистеме внутринациональных принципов, на которые опирается ее закон о налоговой системе в определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в данной стране, какие — лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством.

Реализация принципа эффективности налогообложения заключается в следующем:

  • налоги  должны оказывать влияние на принятие экономических решений;
  • налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;
  • налоговая система не допускает произвольного толкования, она должна быть понятна налогоплательщикам и принята обществом;
  • административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Промышленно развитые страны с социально ориентированной экономикой ставят перед собой новые целевые установки и принимают принципы налогообложения, отвечающие особенностям и уровню их развития:

  • создание условий, благоприятствующих инвестированию сбережений корпораций и частных лиц для формирования новых рабочих мест и борьбы с безработицей;
  • обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований;
  • проведение протекционистской политики и способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;
  • стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;
  • обеспечение социальных потребностей всех слоев населения.

Во многих зарубежных налоговых системах законодательно определены полномочия центральной и территориальных властей и отрегулированы их налоговые взаимоотношения. Например, федеральные налоги в США представляют собой обособленную систему, так же, как налоговые системы штатов и муниципалитетов. В то же время благодаря механизму налогового регулирования часть федеральных налогов зачисляется в бюджеты штатов, особо нуждающиеся в дополнительном привлечении доходов. Регулируются и доходы местных бюджетов.

Наиболее централизованной считается налоговая система Японии, но и там за счет центральных налогов финансируется развитие административных единиц по четко отработанным правилам, преимущественно в разрезе общенациональных программ развития. Практически во всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями налоговая система, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства. В унитарных государствах налоговая система централизована, в федеративных — отдельные налоги закреплены за уровнями власти, но действует механизм их перераспределения, в конфедерациях — каждая структурная единица государства имеет собственную систему налогов.

Налоговое устройство любого государства предполагает следование принципу единства налоговой системы как определяющему при ее организации и в процессе дальнейшего реформирования. Этот принцип провозглашен в качестве исходного и в проекте Налогового кодекса Республики Беларусь. В кодексе определена стратегия налогообложения, унифицирующая национальный подход к организации налоговых отношений с требованиями, применяемыми в других странах. Одновременно, благодаря налоговому механизму, сохраняется специфика экономического развития государства.

Преобладание  тех или иных видов налогов  диктуется особенностями национального налогообложения. Научное обоснование и введение тех или иных налоговых форм и видов налогов, определение условий их сбора, зачисления в бюджеты различных уровней, установление мер налоговой ответственности при нарушении положений налогового законодательства — все это характеризует зрелость национальных налоговых систем. Существуют различные модели организации налоговых систем, которые отражены в таблице 1 [2, с.415].

 

Таблица 1 –  Модели организации налоговых систем

Англосаксонская

 модель

Ориентированность на обложение прямыми налогами, основное налоговое бремя возлагается на физических лиц, незначительная доля косвенных налогов

США, Австралия,

Н. Зеландия,

Великобритания,

 Канада

Евроконтинентальная

модель

Высокая доля отчислений на социальное страхование, значительная доля косвенных налогов, доля прямых налогов в несколько раз ниже доли косвенных

Германия,

Франция,

Австрия,

Бельгия

Латиноамериканская

модель

Ориентированность на

косвенное налогообложение 

из-за высокой  инфляции

Чили,

Перу,

Боливия

Смешанная

модель

Доли прямых и косвенных налогов примерно равны

Россия,

Италия


Примечание -  Источник [2, с. 225].

Таким образом, при разработке финансовых, бюджетных и налоговых законов большое значение имеет выбор, наряду с рассмотренными экономическими принципами, и организационно-правовых принципов построения налоговой системы. Налоговая система создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, целям и экономической политике. Особо важен выбор видов налогов, методов управления ими, то есть конкретного налогового механизма. В рациональном налогообложении не должно быть ни одной налоговой формы, которая бы препятствовала накоплению богатства всеми участниками воспроизводства. В противном случае отдельные налоги будут представлять собой форму директивного изъятия из хозяйственного оборота финансовых расходов.

Налоговая система  должна быть свободной от малоэффективных  налоговых форм, то есть таких видов  налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений. Такие налоги только усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль.

Экономическая сущность налогов определяется разнообразием  их форм. Такими налоговыми формами  могут быть: налоги на доходы от продаж (налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж), налоги с имуществ (налог с наследств и дарений, налог на недвижимость), налоги на потребление (подоходный налог с граждан, акцизы), налоги на капитал (налоги с корпораций, налог на доходы от ценных бумаг, промысловый налог). Эти налоги составляют костяк любой налоговой системы. При конструировании национальных налоговых систем выбор налогов индивидуален, но однотипна их экономическая база (рента, капитал, доходы от продаж, заработная плата), в пределах которой определяются границы налоговых изъятий. Все другие платежи и разнообразные сборы, кроме протекционистских таможенных платежей, основываются на чисто политических соображениях и служат решению сиюминутных задач, усложняя систему налогообложения и практически не создавая существенных бюджетных доходов.

Наряду с  принципами налоговая система включает в себя способы и методы взимания налогов. Так, в налогообложении действуют три способа взимания налогов, отличающиеся методами учета и оценки объекта налога.

1. Кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы определяется средняя доходность на единицу площади за ряд лет и ставка налога с единицы площади, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами.

В земельном  кадастре Беларуси представлен систематизированный перечень (свод) сведений о земле как средстве производства, о земельных угодьях; приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра не лишен недостатков. Во-первых, составление требует длительного времени; во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции.

2. Декларационный  способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления — декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ не имеет недостатков предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

3. Административный способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

Также применяются  следующие методы взимания налога:

  • наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;
  • безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
  • расчет гербовыми марками, то есть с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклейки их на официальный документ, после чего документ вступает в законную силу.

Налоговые системы, построенные и функционирующие  на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики.

1.2. Понятие налоговой политики и её роль в регулировании экономики


Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Содержание  и цели налоговой политики обусловлены  объективными и субъективными факторами, политическим строем, задачами, стоящими перед государством. Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами функционирования самого государства, создании благоприятных условий для повышения уровня жизни населения. Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, я для субъектов хозяйствования – отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, в оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.

Центральный вопрос налоговой политики – это необходимость  научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения включает два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика. Второй – с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.

Цель налоговой  политики:

    • фискальная – основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
    • экономическая – целенаправленное воздействие на экономику через налогообложения для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
    • социальная – сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем распределения национального дохода и внутреннего валового продукта;
    • стимулирующая – предполагает активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;
    • экологическая – охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения  экологических налогов и штрафных санкций;
    • контрольная – используется государством для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;

Информация о работе Общая характеристика налоговой системы и налоговой политики в современном государстве