Общая характеристика налоговой системы и налоговой политики в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Понятие налоговой системы проявляется с развитием и конкретизацией понятия налогов. Как было сказано выше, налоги можно рассматривать как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах; налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, установлено  право выбора плательщиками отчетного  периода по налогу на прибыль –  квартал или месяц. При этом вне  зависимости от выбранного плательщиком отчетного периода, уплата налога на прибыль производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Изменен порядок  налогообложения дивидендов. Налог  на прибыль с дивидендов, начисленных  белорусским организациям, будет  исчисляться, удерживаться и перечисляться в бюджет организацией, начислившей дивиденды, с учетом суммы дивидендов, ранее полученной этой организацией, что позволит исключить повторное налогообложение сумм дивидендов.

Ставка налога на прибыль по дивидендам, начисленным белорусским организациям, а также по прибыли, полученной от реализации долей в уставном фонде организаций, находящихся на территории Беларуси, либо их части, установлена в размере 12%.

В 2010 г. исчисление подоходного налога сохраняется на тех же принципах налогообложения, которые были ранее предусмотрены Законом Республики Беларусь "О подоходном налоге с физических лиц".

С целью исключения для физических лиц роста налоговой  нагрузки размеры стандартных налоговых  вычетов на 2010 г проиндексированы. С 1 января 2010 года  также увеличился размер социального налогового вычета – с 24 до 48 базовых величин в год по уплаченным плательщиком в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

С 1 января 2010 г. снижена ставка подоходного налога в отношении дивидендов с 15 до 12 проц. По такой же ставке будет исчисляться подоходный налог с доходов.

В соответствии с главой 29 Особенной части Налогового кодекса Беларуси предусмотрены следующие местные налоги и сборы: налог на услуги; налог за владение собаками; сбор на развитие территорий; курортный сбор; сбор с заготовителей. Отменены четыре налога и сбора: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции; налог с продаж товаров в розничной торговле; налог на приобретение автотранспортных средств; местные сборы с пользователей за парковку транспортных средств.

С 1 января 2010 г. применение упрощенной системы налогообложения осуществляется в порядке, аналогичном действующему с 9 декабря 2009 г. В числе основных изменений можно назвать то, что новая ставка налога при упрощенной системе налогообложения установлена в размере 3% от выручки от реализации товаров за пределы Беларуси. Данная ставка возможна к применению только при реализации на экспорт товаров, и не применяется в отношении реализуемых за пределы страны работ, услуг, имущественных прав.

При определении  налоговой базы для налога при упрощенной системе налогообложения  исключаются не только НДС, уплачиваемый из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и из внереализационных доходов в соответствии с законодательством, но и суммы НДС, уплаченные в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств.

Принципы исчисления и уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также сроки представления  налоговых деклараций остались прежними. Новацией является только установление налоговых ставок в белорусских рублях, что должно сделать исчисление налога более простым.

Задача по снижению налогового бремени стоит и в 2010 году. Успешной реализации инновационных  задач, стоящих перед нашей страной, будет служить и то, что 1 июля 2008 года налоговая служба Республики Беларусь принята в состав Внутриевропейского союза налоговых администраций – организацию, объединяющую налоговые службы из 41 европейского государства [12, c. 55]. Это означает, что налоговая служба республики получила право на равных сотрудничать с налоговыми администрациями ведущих европейских держав, позволяет использовать опыт зарубежных налоговых служб в упрощении налогового администрирования, повышении уровня обслуживания налогоплательщиков и. как следствие, улучшении инвестиционного имиджа республики.

Дополнительно к конкретным мерам, направленным на упрощение налоговой системы  и снижение налоговой нагрузки на экономику, которые предусмотрены  к реализации в ближайшее время  в основных программных документах Республики Беларусь на краткосрочную и среднесрочную перспективу, Министерство предложило в законопроектах на 2010 г. учесть следующее:

1. В связи с возникающими трудностями при обеспечении на практике раздельного учета расходования бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской деятельности, целесообразно предусмотреть зачисление на отдельный счет (с правом целевого их использования сверх нормативов по смете) средств бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской деятельности. Одновременно предусмотреть освобождение бюджетных организаций от уплаты налогов и сборов в части данных средств вместо предоставления льгот по отдельным налогам и видам платных услуг (например, освобождение от налога на добавленную стоимость услуг в сфере образования, медицинских услуг и др.).

Аналогичные подходы  предусмотрены в ст. 30 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 г.» по зачислению отдельных видов средств [13, с. 5]. Применение данного порядка всеми бюджетными организациями позволит избежать необходимости ведения двойного учета, устранит непреднамеренные ошибки при исчислении налогов, упростит администрирование.

2. Существенно пересмотреть налоговые льготы, в том числе индивидуального характера, и, с учетом эффективности их применения, значительную их часть отменить. Это позволит частично компенсировать потери бюджета в связи с отменой отдельных налогов, исключить допускаемые плательщиками ошибки при применении льгот, упростит исчисление налогов.

Министерство  инициирует сохранение только тех льгот, которые имеют строго социальную направленность (например, освобождение от налогообложения предприятий, использующих труд инвалидов), либо льготы, направленные на привлечение инвестиций или развитие производства (например, направление прибыли на финансирование капитальных вложений).

3. Упорядочить применение ставок по налогам:

  • вернуться к рассмотрению вопроса об отмене ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 %;
  • установить единую пониженную ставку по налогу на прибыль;
  • по экологическому налогу Министерство предлагает установить 75 видов ставок экологического налога, т. е. сократить их количество в 2 раза (в том числе по налогу за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов установить 24 вида ставок вместо 32).

Одновременно увеличить размер ставок экологического налога. Однако даже такие меры не позволят существенно упростить порядок исчисления этого налога. Поэтому целесообразно вернуться к рассмотрению вопроса радикального упрощения исчисления экологического налога путем взимания его в процентах от себестоимости товаров (работ, услуг), кроме налога за использование природных ресурсов.

В целях дальнейшего  улучшения условий для ведения  предпринимательства в Республике Беларусь, привлечения в страну инвестиций и обеспечения структуры налогов, применяемой в большинстве европейских стран, целесообразна реализация кардинальных предложений, предусматривающих отмену некоторых видов налогов, а также изменение объектов налогообложения.

В связи с этим Министерство посчитало необходимым в 2010 г.:

  • отменить сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
  • отменить местные налог с продаж товаров в розничной торговле и налог на услуги;
  • отменить местные целевые сборы: транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, и сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района).

Данные меры позволят существенно повысить рейтинг государства в области налогообложения. Кроме того снижение налоговой нагрузки на 2 процентных пункта в 2010 году высвободит для экономики 2,5 трлн. руб.

Формирование  стабильного и прозрачного механизма  налогообложения будет обеспечено в рамках разработки и принятия Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Наряду с  обеспечением заданных параметров формирования бюджета страны перед налоговыми органами поставлены качественно новые  задачи, связанные с упрощением процедур налогового администрирования и созданием максимально комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств. Реализация указанных задач возможна, в том числе посредством развития информационных технологий.

В перспективе необходим переход на формирование баз данных на единой либо совместимых платформах, переработка форм налоговых деклараций и приложений к ним и внедрение программного продукта, позволяющего оценить, насколько отраженные плательщиками в налоговых декларациях суммы налогов соответствуют их реальным налоговым обязательствам. Работу с плательщиками в таких случаях целесообразно строить на принципе предложения уплатить дополнительные суммы налогов в добровольном порядке, и лишь при невыполнении этих требований проводить проверку.

Перспективной программой деятельности Министерства по налогам и сборам на 2006-2010 гг. предусмотрены  модернизация и дальнейшее развитие информационной системы, в рамках которой  должны быть решены задачи объединения  информационных ресурсов, минимизации затрат по обработке больших массивов данных, введения электронного документооборота [14, c. 4].

Реализация  проекта модернизации позволит перевести  работу с плательщиками на качественно  новый, безбумажный уровень. Предоставление налоговых деклараций (расчетов) в  электронном виде упростит процедуру  исполнения налоговых обязательств, сократит издержки как плательщиков, так и налоговых органов.

Следует подчеркнуть, что совершенствование налоговой  системы должно укреплять позицию  страны в конкурентной борьбе, привлекать иностранный капитал, стимулировать  внутренние инвестиции и занятость, увеличивать личные доходы и потребительский спрос. Все это, в конечном счете, должно способствовать ускорению темпов экономического роста.

Цель налоговой  реформы должна заключаться не в  том, чтобы собирать больше налогов  и тем самым решить проблему бюджетного обеспечения, а в том, чтобы:

  • по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов уменьшить уровень налоговых изъятий;
  • сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от уплаты налогов законными и незаконными способами);
  • повысить уров<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d

Информация о работе Общая характеристика налоговой системы и налоговой политики в современном государстве