Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:15, курсовая работа
Цель курсовой заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Изучить историю и развитие налогового контроля.
Рассмотреть и изучить различные классификации налогового контроля;
Оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками.
Введение 2
Глава 1. История развития налогово контроля 3
1.1. Общее положение о налоговом контроле 3
1.2 Налоговый контроль с древнейших времен 7
1.3 Развитие налогового контроля в России 11
1.4. Налоговый контроль в Зарубежных странах. 14
Глава 2. Современный налоговый контроль в РФ 19
2.1 Формы налогового контроля 20
2.1. Методы налогового контроля 23
2.3 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля 24
2.4. Виды налоговых проверок 25
2.5. Оценка эффективности налоговых проверок в РФ 33
Глава3. Проблемы налогового контроля. 37
3.1.Современные проблемы налогового контроля в России. 37
3.1. Пути совершенствования налогового контроля 40
Выводы и предложения 47
Список литературы 50
Содержание
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.
Важнейшей функцией государства
и его институциональных
Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.
Цель курсовой заключается
в том, чтобы изучить и
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Налоговый контроль это один из важнейших институтов налогового законодательства.
Согласно ст. 82 ГК РФ, налоговым контролем называется деятельность уполномоченных органов.
По контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке установленном НК РФ. 1
Налоговый контроль представляет собой контроль со стороны государства за правильностью начисления и перечисления в бюджеты всех уровней налогов и сборов. Налоговый контроль относится к единой глобальной общегосударственной системе финансового контроля за хозяйственно-экономической деятельностью предприятий и физических лиц. Налоговый контроль осуществляется уполномоченными налоговыми органами в рамках налогового законодательства Российской Федерации. К сфере налогового контроля относится соблюдение налогового законодательства, правильность начисления налогов и сборов, порядок и сроки их перечисления в федеральный и местный бюджеты, а также контроль за исполнением должностными лицами предприятий и учреждений своих обязанностей в сфере налогообложения, выявление налоговых нарушений и выдача распоряжений для принудительного перечисления налогов и сборов в федеральный и региональный бюджеты. Деятельность органов налогового контроля характеризуется несколькими основополагающими принципами, обязательными для соблюдения: принцип законности, принцип юридического равенства, принцип соблюдения прав гражданина, принцип гласности, принцип ответственности, принцип независимости, принцип регулярности, принцип планомерности, принцип объективности и достоверности, принцип всеобщности и единства.
1. Принцип независимости.
В настоящее время налоговые органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.
2. Принцип планомерности.
Этот принцип подразумевает,
что любая контрольная
3. Принцип регулярности (систематичности) контроля.
Согласно данному принципу, контрольная деятельность носит цикличных характер и отдельные ее действия повторяются через определенные промежутки времени.
4. Принцип объективности и достоверности.
Принцип объективности и достоверности результатов налогового контроля предполагает, что решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком действий.
5. Принцип документального
оформления результатов
Здесь имеется в виду, что в ходе осуществления мероприятий налогового контроля все обнаруженные факты, действия и события должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с обязательным наличием соответствующих реквизитов.
6. Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами.
Как правило, для реализации результатов контрольной деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности .
Следует отметить,
что вышеперечисленные
Говоря о налоговом контроле, необходимо выделить основные его направления:
От налогового контроля не может быть освобождено ни одно физическое либо юридическое лицо на всей территории Российской Федерации. Начальным этапом налогового контроля является обязательное ведение налогового учета и регулярная сдача налоговой отчетности юридическими и физическими лицами. При нарушении налоговой дисциплины (некорректный размер налоговых выплат, нарушение сроков перечислений в бюджет и т.д.) применяются системы штрафных санкций – с разделением по физическим и юридическим лицам. Размер штрафных санкций прописан в налоговом законодательстве Российской Федерации, а конкретно – в Налоговом Кодексе РФ.
Главной целью
налогового контроля является создание
совершенной системы
К числу основных задач налогового контроля можно отнести:
• Соблюдение налогового законодательства- это основная обязанность налоговых органов, установленная в ст.32 НК РФ.
• Неотвратимое наказание нарушения законодательства о налогах и сборах
• Обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).
• Предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а так же возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иные лицами иных обязанностей.
Многовековой практикой
Однако личное участие правителя в сборе налогов, во-первых, отвлекало его от других государственных дел и, во-вторых, было небезопасным: так, неумеренность в сборе дани с древлян привела к смерти князя Игоря. В Законах Хаммурапи (Древний Вавилон, XVIII в. до н.э.) и Законах Ману (Древнеиндийское государство, II в. до н.э.) можно найти упоминание о том, что функции сбора налогов поручаются специально назначаемым органам или чиновникам.
Первоначально эти органы не были упорядоченной системой, сборщики налогов имели различный статус и полномочия, назначались произвольно, часто сочетали выполнение налоговых функций с иными государственными или общественными обязанностями. В отсутствие постоянных финансовых учреждений взимание налоговых платежей не имело регулярного характера, а проводилось по личному поручению правителя.
Во многих государствах
сбор всех или некоторых видов
налогов поручался органам
В Римской империи взиманием налогов занимались общины, причем магистраты и члены общинных советов лично отвечали за поступление налоговых платежей в казну3.
Золотая Орда собирала дань с подвластных земель сначала с помощью уполномоченных хана — баскаков, впоследствии поручила это местным органам власти: так, русские удельные князья собирали дань на своей территории, а затем передавали ее великому князю для отправления в Орду.
Функции сбора подати иногда выполнялись даже священнослужителями: первосвященник древнееврейского храмового государства уплачивал требуемую сумму в пользу Римской империи, которую затем взимал с отдельных налогоплательщиков4.
Другим и
значительно более
Налоги в
средневековых государствах-
Использование
для пополнения казны органов
местного самоуправления и
Но, конечно, оба изложенных способа имели и множество недостатков. Общинные органы в Римской империи, игравшие большую роль в определении размеров налогов и их взимании, полностью подчинялись местной правящей верхушке, которая пыталась переложить налоговое бремя на низшие слои населения, и государство не всегда могло это вовремя обнаружить и этому воспрепятствовать. Злоупотребления местных чиновников нередко оставались безнаказанными и вследствие сословной солидарности8.
Деятельность же откупщиков была во все времена еще более бесконтрольна со стороны государства. Результатом ее были коррупция и злоупотребление властью. Стремясь извлечь максимальную прибыль, откупщики использовали все возможности, законные и незаконные, чтобы собрать налоги с населения. «Главные откупщики, просто откупщики и подчинявшийся им персонал — все они стремились не остаться внакладе, и не составляет труда представить себе, как безжалостно и произвольно на практике взимали налоги»9. Злоупотреблениям откупщиков в немалой степени способствовало и отсутствие в те времена должного учета налогоплательщиков и точного порядка расчета их налоговых обязательств.
Средневековый автор называет откупщиков «грабителями, не заслуживающими наименования сборщиков налогов»10. Неудивительно, что откупщики и их помощники нередко становились жертвами народных восстаний11. Результатом деятельности откупщиков было разорение населения непосильным налоговым бременем, бунты, массовый уход крестьян в сопредельные территории.
Все это, разумеется, совершенно не отвечало интересам публичной власти, поэтому практически в каждом государстве существовали специальные государственные органы или чиновники, функции которых были аналогичны функциям современных налоговых органов: контроль за сбором налогов откупщиками и должностными лицами на местах, взимание отдельных налогов, исчисление сумм платежей применительно к каждому налогоплательщику или группам налогоплательщиков и т.д. Так, одним из важнейших элементов реформ императора Октавиана Августа в I в. н.э. было создание особых финансовых учреждений в провинциях, которые осуществляли контроль за определением суммы налогов и их взиманием откупщиками12.
В древнерусских княжествах пополнение казны происходило с помощью взимания дани, которая была, по существу, одним из первых прямых налогов. Дань обычно взималась «полюдьем» при объезде подвластных территорий князем или княжеской дружиной. В древнерусских княжествах косвенные налоги (сборы за право торговли, за перевоз через реку и т.п.) собирались специально назначенными чиновниками — осьменниками, таможенниками, мытниками, пош-линникамиидр.