Общее положение о налоговом контроле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Изучить историю и развитие налогового контроля.
Рассмотреть и изучить различные классификации налогового контроля;
Оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками.

Содержание

Введение 2
Глава 1. История развития налогово контроля 3
1.1. Общее положение о налоговом контроле 3
1.2 Налоговый контроль с древнейших времен 7
1.3 Развитие налогового контроля в России 11
1.4. Налоговый контроль в Зарубежных странах. 14
Глава 2. Современный налоговый контроль в РФ 19
2.1 Формы налогового контроля 20
2.1. Методы налогового контроля 23
2.3 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля 24
2.4. Виды налоговых проверок 25
2.5. Оценка эффективности налоговых проверок в РФ 33
Глава3. Проблемы налогового контроля. 37
3.1.Современные проблемы налогового контроля в России. 37
3.1. Пути совершенствования налогового контроля 40
Выводы и предложения 47
Список литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговый контроль - копия.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Взимание  налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Правовое регулирование  налогового контроля имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств  в бюджеты всех уровней.

Важнейшей функцией государства  и его институциональных структур является контроль. В условиях рынка  ведущая роль в общей системе государственного контроля принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги и их система являются основными фискальными и регулирующими инструментами современной рыночной экономики.

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством  его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

Цель курсовой заключается  в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

  1. Изучить историю и развитие налогового контроля.
  2. Рассмотреть и изучить различные классификации налогового контроля;
  3. Оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками.

Глава 1. История  развития налогово контроля

  • 1.1. Общее положение о налоговом контроле

Налоговый контроль это один из важнейших институтов налогового законодательства.

Согласно ст. 82 ГК РФ, налоговым  контролем называется деятельность уполномоченных органов.

По контролю над соблюдением  налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов  законодательства о налогах и сборах в порядке установленном НК РФ. 1

Налоговый контроль представляет собой контроль со стороны государства  за правильностью начисления и перечисления в бюджеты всех уровней налогов  и сборов. Налоговый контроль относится  к единой глобальной общегосударственной системе финансового контроля за хозяйственно-экономической деятельностью предприятий и физических лиц. Налоговый контроль осуществляется уполномоченными налоговыми органами в рамках налогового законодательства Российской Федерации. К сфере налогового контроля относится соблюдение налогового законодательства, правильность начисления налогов и сборов, порядок и сроки их перечисления в федеральный и местный бюджеты, а также контроль за исполнением должностными лицами предприятий и учреждений своих обязанностей в сфере налогообложения, выявление налоговых нарушений и выдача распоряжений для принудительного перечисления налогов и сборов в федеральный и региональный бюджеты. Деятельность органов налогового контроля характеризуется несколькими основополагающими принципами, обязательными для соблюдения: принцип законности, принцип юридического равенства, принцип соблюдения прав гражданина, принцип гласности, принцип ответственности, принцип независимости, принцип регулярности, принцип планомерности, принцип объективности и достоверности, принцип всеобщности и единства.

1. Принцип независимости.

В настоящее время налоговые  органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.

2. Принцип планомерности.

Этот принцип подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, должна быть тщательно подготовлена и распланирована по конкретным временным рамкам. То есть мероприятия налогового контроля должным образом подготавливаются, устанавливаются сроки и очередность проверок тех или иных субъектов хозяйствования.

3. Принцип регулярности (систематичности)  контроля.

Согласно данному  принципу, контрольная деятельность носит цикличных характер и отдельные  ее действия повторяются через определенные промежутки времени.

4. Принцип объективности  и достоверности.

Принцип объективности  и достоверности результатов  налогового контроля предполагает, что  решение руководителя уполномоченного  органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком действий.

 

5. Принцип документального  оформления результатов контроля.

Здесь имеется  в виду, что в ходе осуществления мероприятий налогового контроля все обнаруженные факты, действия и события должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с обязательным наличием соответствующих реквизитов.

6. Принцип взаимодействия  и обмена информацией с другими государственными органами.

Как правило, для  реализации результатов контрольной  деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным  органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности .

Следует отметить, что вышеперечисленные общеправовые принципы и принципы контрольной  деятельности не исчерпывают систему  принципов налогового контроля, но они являются основополагающими  при его организации.

Говоря о  налоговом контроле, необходимо выделить основные его направления:

  • учет организаций и физических лиц;
  • налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;
  • налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения;
  • налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот;
  • налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами;
  • налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;
  • налоговый контроль за своевременностью перечисления налоговых платежей;
  • налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов из бюджета

От налогового контроля не может быть освобождено ни одно физическое либо юридическое лицо на всей территории Российской Федерации. Начальным этапом налогового контроля является обязательное ведение налогового учета и регулярная сдача налоговой отчетности юридическими и физическими лицами. При нарушении налоговой дисциплины (некорректный размер налоговых выплат, нарушение сроков перечислений в бюджет и т.д.) применяются системы штрафных санкций – с разделением по физическим и юридическим лицам. Размер штрафных санкций прописан в налоговом законодательстве Российской Федерации, а конкретно – в Налоговом Кодексе РФ.

Главной целью  налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения  и достижение такого уровня исполнительности среди налогоплательщиков, налоговых  агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства.

К числу основных задач налогового контроля можно  отнести:

• Соблюдение налогового законодательства- это основная обязанность налоговых органов, установленная в ст.32 НК РФ.

• Неотвратимое наказание нарушения законодательства о налогах и сборах

• Обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).

• Предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а так же возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иные лицами иных обязанностей.

  • 1.2 Налоговый контроль с древнейших времен 

         Многовековой практикой налогообложения выработаны различные формы и методы контроля за сбором налогов, соблюдением налогового законодательства. Развитие и смена этих форм предопределялись развитием экономических и правовых институтов. Сбор налогов вначале осуществлялся многими правителями лично.

Однако личное участие правителя в сборе  налогов, во-первых, отвлекало его  от других государственных дел и, во-вторых, было небезопасным: так, неумеренность  в сборе дани с древлян привела  к смерти князя Игоря. В Законах  Хаммурапи (Древний Вавилон, XVIII в. до н.э.) и Законах Ману (Древнеиндийское государство, II в. до н.э.) можно найти упоминание о том, что функции сбора налогов поручаются специально назначаемым органам или чиновникам.

Первоначально эти органы не были упорядоченной  системой, сборщики налогов имели различный статус и полномочия, назначались произвольно, часто сочетали выполнение налоговых функций с иными государственными или общественными обязанностями. В отсутствие постоянных финансовых учреждений взимание налоговых платежей не имело регулярного характера, а проводилось по личному поручению правителя.

Во многих государствах сбор всех или некоторых видов  налогов поручался органам местного самоуправления. Например, Законы Ману предусматривали возложение обязанностей по сбору натуральных податей на деревенских старост2.

В Римской империи  взиманием налогов занимались общины, причем магистраты и члены общинных советов лично отвечали за поступление  налоговых платежей в казну3.

Золотая Орда собирала дань с подвластных земель сначала  с помощью уполномоченных хана — баскаков, впоследствии поручила это местным органам власти: так, русские удельные князья собирали дань на своей территории, а затем передавали ее великому князю для отправления в Орду.

Функции сбора  подати иногда выполнялись даже священнослужителями: первосвященник древнееврейского храмового государства уплачивал требуемую сумму в пользу Римской империи, которую затем взимал с отдельных налогоплательщиков4.

 Другим и  значительно более распространенным  способом взимания налоговых  платежей на ранних этапах развития большинства государств было использование откупщиков. В римских провинциях государство отдавало на откуп взимание пошлин и косвенных налогов, требуя взамен уплаты определенной суммы. В Византийской империи сборщики налогов назначались на определенное время, в течение которого им отдавались на откуп налоговые поступления какого-либо округа5. Во Франкском государстве в середине первого тысячелетия нашей эры сбором отдельных налогов занимались откупщики, которые брали на себя обязательство доставлять королю определенные суммы денег и отвечали за это своим имуществом6.

Налоги в  средневековых государствах-городах  часто взимались тоже с помощью  откупщиков. Во Флоренции XIV века, например, сбор налога с продаж и городских  сборов поручался тем, кто предлагал казне наибольшую цену. Эту сумму откупщик немедленно уплачивал в виде своеобразной арендной платы, в результате чего приобретал возможность получить прибыль — разницу между оценочной стоимостью налога и реальной величиной налоговых поступлений7. В странах континентальной Европы такой способ сбора налоговых платежей был господствующим вплоть до середины XVIII века.

 Использование  для пополнения казны органов  местного самоуправления и откупщиков  характерно для многих государств  в период их становления, развития, укрепления центральной власти. В отсутствие развитой системы государственных органов и отлаженного механизма их взаимодействия такой способ взимания налоговых платежей зачастую был единственно возможным. Государство при этом экономило огромные средств а, избавляясь от расходов на содержание собственных чиновников, и гарантировало себе поступление твердой, платившейся вперед суммы налогов. Кроме того, основанное на личной заинтересованности откупщиков их использование было во многих случаях гораздо эффективнее, нежели работа государственного аппарата.

Но, конечно, оба  изложенных способа имели и множество  недостатков. Общинные органы в Римской  империи, игравшие большую роль в  определении размеров налогов и  их взимании, полностью подчинялись местной правящей верхушке, которая пыталась переложить налоговое бремя на низшие слои населения, и государство не всегда могло это вовремя обнаружить и этому воспрепятствовать. Злоупотребления местных чиновников нередко оставались безнаказанными и вследствие сословной солидарности8.

Деятельность  же откупщиков была во все времена  еще более бесконтрольна со стороны  государства. Результатом ее были коррупция  и злоупотребление властью. Стремясь извлечь максимальную прибыль, откупщики  использовали все возможности, законные и незаконные, чтобы собрать налоги с населения. «Главные откупщики, просто откупщики и подчинявшийся им персонал — все они стремились не остаться внакладе, и не составляет труда представить себе, как безжалостно и произвольно на практике взимали налоги»9. Злоупотреблениям откупщиков в немалой степени способствовало и отсутствие в те времена должного учета налогоплательщиков и точного порядка расчета их налоговых обязательств.

Средневековый автор называет откупщиков «грабителями, не заслуживающими наименования сборщиков налогов»10. Неудивительно, что откупщики и их помощники нередко становились жертвами народных восстаний11. Результатом деятельности откупщиков было разорение населения непосильным налоговым бременем, бунты, массовый уход крестьян в сопредельные территории.

Все это, разумеется, совершенно не отвечало интересам публичной  власти, поэтому практически в  каждом государстве существовали специальные  государственные органы или чиновники, функции которых были аналогичны функциям современных налоговых органов: контроль за сбором налогов откупщиками и должностными лицами на местах, взимание отдельных налогов, исчисление сумм платежей применительно к каждому налогоплательщику или группам налогоплательщиков и т.д. Так, одним из важнейших элементов реформ императора Октавиана Августа в I в. н.э. было создание особых финансовых учреждений в провинциях, которые осуществляли контроль за определением суммы налогов и их взиманием откупщиками12.

  • 1.3 Развитие налогового контроля в России

В древнерусских  княжествах пополнение казны происходило с помощью взимания дани, которая была, по существу, одним из первых прямых налогов. Дань обычно взималась «полюдьем» при объезде подвластных территорий князем или княжеской дружиной. В древнерусских княжествах косвенные налоги (сборы за право торговли, за перевоз через реку и т.п.) собирались специально назначенными чиновниками — осьменниками, таможенниками, мытниками, пош-линникамиидр.

Информация о работе Общее положение о налоговом контроле