Общее положение о налоговом контроле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Изучить историю и развитие налогового контроля.
Рассмотреть и изучить различные классификации налогового контроля;
Оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками.

Содержание

Введение 2
Глава 1. История развития налогово контроля 3
1.1. Общее положение о налоговом контроле 3
1.2 Налоговый контроль с древнейших времен 7
1.3 Развитие налогового контроля в России 11
1.4. Налоговый контроль в Зарубежных странах. 14
Глава 2. Современный налоговый контроль в РФ 19
2.1 Формы налогового контроля 20
2.1. Методы налогового контроля 23
2.3 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля 24
2.4. Виды налоговых проверок 25
2.5. Оценка эффективности налоговых проверок в РФ 33
Глава3. Проблемы налогового контроля. 37
3.1.Современные проблемы налогового контроля в России. 37
3.1. Пути совершенствования налогового контроля 40
Выводы и предложения 47
Список литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговый контроль - копия.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

К XIV веку складывается система кормлений: как вознаграждение за хорошую службу княжеские слуги получали права на управление той или иной территорией. Первоначально эти права сводились к сбору доходов и судопроизводству от имени князя. Доходы и пошлины собирались холопами, пошлинниками, тиунами, назначенными кормленщиком. Содержание кормленщика и всех его чиновников возлагалось на население соответствующей территории.

С конца XIV в. произвол наместников, вызывавший недовольство населения, ограничивается уставными  грамотами. Наместники получают указания, как и с кого собирать доходы, а населению предоставляется право челобитья, т.е. обжалования злоупотреблений кормленщиков. Сборы постепенно утрачивают характер личных доходов наместника и становятся государственным налогом13.

Объединение русских  земель к концу XV века не повлекло создания единой и стройной системы управления государственными финансами. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, но наряду с ним существовали и приказы, специализировавшиеся на сборе определенных видов налогов, а также местные приказы, которые собирали налоги с подведомственных им территорий, причем территории делились не только по географическим, но и по иным основаниям. Столь сложная и запутанная система органов, занимавшихся сбором налогов, была несколько упорядочена в 1655 году путем создания Счетного приказа, а затем реформой 1679—1681 годов, когда во главе финансовых учреждений Российского государства был поставлен Приказ Большой казны.

В начале XVIII века налоговые органы были децентрализованы, и губернские учреждения получили значительные полномочия по сбору налогов. Петр I, по инициативе которого произошла эта реорганизация, считал, что такое устройство прекратит дробление губернских податных учреждений и облегчит личное наблюдение его доверенных лиц за взиманием налоговых платежей14.

Однако уже в 1719 году утвержден регламент Камер-коллегии, обязанности которой состояли в «надзирании и правлении над окладными и неокладными приходами», поэтому именно этот государственный орган можно считать прообразом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Но наряду с  чисто налоговыми функциями Камер-коллегия выполняла и иные задачи, как связанные, так и не связанные со взиманием  налогов: составление переписных книг, сбор сведений по вопросам земледелия, состояния и строительства дорог  и т.д. К тому же очень скоро сбор ряда налогов перешел в компетенцию других ведомств, например: монетной и горной регалии — к Берг-коллегии, а подушной подати — к Военной коллегии. В последние годы существования Камер-коллегия все более теряла свое значение общегосударственного налогового органа, и в конце концов превратилась в контору по винному откупу.

В 1780 году учреждена  экспедиция о государственных доходах, которая, однако, никогда не имела  значения самостоятельного ведомства, а подчинялась канцелярии генерал-прокурора. В 1802 году создано Министерство финансов, структурным подразделением которого с 1811 года стал Департамент податей и сборов, взимавший прямые и косвенные налоги с населения, а с 1833 года, кроме того, занимавшийся и проведением переписей податного населения. Вопросы налогообложения решались на местах казенными палатами, которые подчинялись Министерству финансов; с 1885 года в их штате появились должности податных инспекторов. Функции податных инспекторов заключались в контроле  за правильным взиманием налогов на своих участках и в руководстве деятельностью уездных податных присутствий. Несмотря на то, что в России в 1902 году было уже 500 таких присутствий, назначение на должность и распределение по губерниям выполнял лично министр финансов.

В 1918 году Декретом СНК финансовые органы царской России были упразднены, а сбор налогов передан в ведение создаваемых финансовых отделов губернских и уездных исполкомов. В 1921 году в составе Наркомфина образуется управление налогами и государственными доходами. При этом должности податных инспекторов при уездных финансовых отделах были упразднены, а контроль  за взиманием налогов поручен финансовым инспекторам, переданным в подчинение губернским финансовым отделам.

В ходе реформы 1930 года в системе районных и городских финансовых отделов создаются налоговые инспекции, переименованные в 1959 году в управления, отделы и инспекции государственных доходов. Основная работа по обеспечению доходов бюджета и контролю  за поступлением налогов выполнялась городскими и районными инспекциями, которые являлись подразделениями финансовых отделов соответствующих исполкомов. В штатах инспекций состояли экономисты, которые изыскивали дополнительные источники доходов, вели учет налогоплательщиков, разрабатывали предложения по повышению собираемости налогов и иных доходов бюджета.

С переходом  России к рыночной экономике возникла необходимость реорганизации органов, занимающихся сбором налогов, и в 1990 году была образована Главная государственная  налоговая инспекция Минфина  СССР, а в 1991 году — Государственная налоговая служба— отдельный и не зависимый от Минфина России орган исполнительной власти федерального уровня. В 1998 году Госналогслужба России переименована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (расформировано 30.09.2004) 15

Как видим, история  российских налоговых органов в  целом следует тенденциям, наблюдаемым  в мировой истории. Между тем  необходимо отметить, что в государствах, существовавших на территории России — от Киевской Руси до Российской империи, откупщики и органы самоуправления все же в значительно меньшей степени, нежели в странах Западной Европы, заменяли собой государственные финансовые учреждения.

Другой особенностью развития налоговых органов в  России является их постепенное обособление  в качестве специализированных органов, функцией которых является контроль  за взиманием налоговых платежей. Сначала такой контроль и собственно сбор налогов осуществлялись органами, на которые были возложены и иные, не связанные с налоговыми отношениями, задачи. Потом налоговые органы существовали в системе финансовых учреждений, ведавших как доходами, так и расходами бюджета. Наконец, уже в наше время, произошло разделение налогового и финансового ведомств, которые сейчас существуют в виде самостоятельных органов исполнительной власти.

 

 

 

 

  • 1.4. Налоговый контроль в Зарубежных странах.

Большинство экономистов  рассматривают налоговый контроль  как один из элементов управления налогообложением. По нашему мнению, налоговый  контроль является относительно самостоятельным процессом, имеющим присущие только ему особенности. Как всякая сложная система, налоговая система представляет собой специфический объект управления.

 В общем  плане задача налогового управления  сводится к переводу системы  из одного состояния в другое, наиболее адекватное изменяющимся условиям развития экономики, приоритетам экономической и социальной политики государства. По сути дела, налоговое управление включает в себя и разработку налогового законодательства, установление объектов и субъектов налоговых правоотношений, что можно понимать как реализацию самого налогового процесса. Как и всякое управление, оно предполагает прогнозирование состояния налоговой системы в целом (анализ тенденций и предложение мер по изменению налогового законодательства, его методологическое обеспечение в форме других подзаконных актов), планирование развития налоговой системы во взаимосвязи с развитием бюджетной системы и экономики в целом, регулирование налогового процесса, анализ и контроль.

Налоговые органы решают вопросы не только налогообложения, но и ведут акты гражданского состояния, перепись населения и содействуют обеспечению общих выборов. Наряду с этим они оказывают помощь налогоплательщикам, которые хотят честно и правильно платить налоги, зная о достаточно сложной национальной налоговой системе и частых изменениях в налогообложении.

 Одной из  важнейших задач, стоящих перед  налоговыми органами, является контроль  за соблюдением законодательства  о налогах и сборах. Вопросами  взимания и контроля за правильностью  уплаты налогов занимается специальный аппарат — налоговая служба, которая существенно различается по организационной структуре и административной ответственности. Однако в большинстве стран налоговая администрация или налоговое ведомство является, как правило, составной частью министерства финансов. Вместе с тем это не исключает некоторую их автономность в осуществлении своих функций. В США и Великобритании к этому аппарату относится Служба внутренних доходов (СВД), во Франции — Главное налоговое управление (ГНУ), в Германии — Федеральное налоговое управление и налоговые управления земель и т. д.

 Налоговые  инспектора появились в качестве  сборщиков налогов еще в XVIII веке. По мере раскручивания государственной  машины этот вид бюрократического  аппарата также расширялся. Налоговые ведомства имеют огромный штат работников, например, в США 120 тыс. человек, в Великобритании — около 100 тыс., во Франции — 82,4 тыс., что составляет примерно 45% занятых в системе Министерства экономики, финансов и бюджета. Сейчас лидерство, видимо, принадлежит России — 180 тыс. человек (включая налоговую полицию).

 Работа в  налоговых органах считается  не только высокооплачиваемой, но  и престижной. Как правило, прием  на работу ведется на основе  конкурсного отбора. Широко развита  сеть специальных курсов и высших учебных заведений. Для специалистов, уже работающих в налоговых службах, во многих странах уже действуют курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.

 В зарубежных  странах, в частности в США,  косвенные методы в практике контрольной работы федерального налогового ведомства уже давно применяются, и, прежде всего, в отраслях хозяйства, связанных с оборотом крупных сумм наличных денег, где учет и контроль значительно затруднены. Если налогоплательщик оказывается не в состоянии предоставить налоговому органу отчетные данные требуемой полноты и состава, налоговый орган обязан реконструировать доходы налогоплательщика косвенным методом. В этой ситуации, в случае если налогоплательщик примет решение оспорить в судебном порядке результаты расчетов налогового ведомства, американский суд исходит из правомерности применения налоговым ведомством косвенных методов расчета налогооблагаемой базы 16.

 Для повышения  собираемости налогов необходимо  совершенствовать работу судебной  системы, бороться с коррупцией в налоговых органах, повышать их техническую оснащенность и квалификацию работников, охранять от посягательств криминализированного бизнеса. Предлагаются такие меры: стимулирование полной и своевременной уплаты налогов предприятиями и гражданами, создание условий, при которых уклонение от уплаты налогов становится экономически невыгодным: издержки нарушения финансовой дисциплины превышают возможную прибыль от таких действий. Этим обусловлено введение дополнительных штрафов за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в размере ставки рефинансирования. Немало сторонников и у более жесткого порядка – начислять проценты на сумму задолженности за период от установленного срока до даты ее погашения по повышенной ставке; предотвращение искажения смысла отдельных операций, которые налогоплательщики проводят для занижения налогооблагаемой базы или необоснованного получения льгот.

 Подводя  черту вышесказанному, можно говорить  о том, что одновременно следует  увеличить количество и улучшить качество налоговых проверок документов и проверок с выездом на место; пресечение хозяйственной деятельности, которая не отражается в бухгалтерском учете и скрывается от налоговой администрации (хотя формально разрешена законом); для сокращения неучтенного наличного оборота пресечение деятельности короткоживущих фирм, специализирующихся на обналичивании денег; присвоение предприятиям и гражданам индивидуальных номеров налогоплательщиков; регистрация реального местонахождения плательщиков; принудительная ликвидация предприятий, не представляющих налоговую отчетность; обязательная регистрация всех банковских счетов предприятий; регламентация деятельности банков для борьбы с фиктивными банковскими депозитами, передачей векселей юридических лиц гражданам; строгий контроль за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц, в том числе за оффшорными счетами. Для этого нужно ввести обязательную регистрацию зарубежных счетов (а не только получение разрешения на их открытие) и жесткие санкции за уклонение от регистрации; обращение взыскания задолженности на имущество злостных неплательщиков, введение личной материальной ответственности собственников предприятий и управляющих за неуплату налогов в бюджет 17.

Создание Службы внутренних доходов (Internal Revenue Service - IRS) США относится к 1862 году, когда конгресс учредил Ведомство комиссара по внутренним доходам с целью сбора средств для финансирования гражданской войны 1861 года. В 1952 году указанная организация была переименована в Службу внутренних доходов (СВД).

 В США  налоговая система имеет 3 уровня:

1. На верхнем  уровне СВД, осуществляет контроль  за соблюдением налогового законодательства  и сбором федеральных налогов  — подоходного налога, налога  на недвижимость, налога на дарения, а также некоторых акцизов;

2. На среднем  уровне действуют налоговые службы  штатов, собирающие налоги и сборы,  вводимые законодательными собраниями  штатов. Эти налоги поступают  в бюджеты штатов;

3. На нижнем  уровне — местные налоговые  органы, которые взимают налоги, вводимые местными органами власти. Ставки налогов устанавливают налоговый инспектор, председатель совета школ и руководитель муниципалитета.

 Служба внутренних  доходов США включает центральный  аппарат, 7 региональных и 58 окружных  налоговых управлений. Региональные и районные отделения СВД осуществляют контроль за своевременным поступлением налогов, правильностью заполнения налоговых деклараций, взиманием задолженности по налогам, возвратом налогоплательщику переплаченных сумм, удержанием штрафа с налогоплательщиков. Служба отвечает за соблюдение налогового законодательства плательщиками, выпускает материалы и руководства по применению федерального налогового законодательства, контролирует правильность применения налогового кодекса, включая сбор налогов и проведение проверок, и защиту интересов США в налоговых спорах.

Информация о работе Общее положение о налоговом контроле