Организационная структура предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:10, реферат

Краткое описание

Рассмотрение вопросов, связанных с формированием организационных структур управления, важно даже в его историческом аспекте. Прохождение компанией определенных этапов развития организационных структур является обязательным. Эти этапы могут быть разными по времени. Так, например, без прохождения этапа деятельности в условиях линейно-функциональной структуры в компании отсутствует возможность отработки отношений "руководитель - подчиненный" и достижения соответствия этих отношений уровню, адекватному требованиям внешней среды. Парадокс порой заключается в том, что "новые" российские компании, и это подтверждают результаты исследования, приведенного в этом же номере журнала в статье Суворовой И.А., Хаита И.А. и Яковлевой Е.С.

Содержание

Введение 2
1 Понятие организации и организационной структуры 3
2 Типовые организационные структуры предприятий 5
2.1 Иерархический тип структур управления 5
2.1.1 Линейная организационная структура 5
2.1.2 Линейно - штабная организационная структура 7
2.1.3 Дивизионная структура управления 9
2.2 Органический тип структур управления 11
2.2.1 Бригадная (кросс - функциональная) структура управления 12
2.2.2 Проектная структура управления 14
2.2.3 Матричная (программно - целевая) структура управления 15
2.2.4 Многомерная организационная структура 17
3 Влияние организационной структуры на эффективность деятельности организации 26
4 Формирование организационной структуры 27
Заключение 31
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

орг структура.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 2

1 Понятие организации и организационной структуры 3

2 Типовые организационные структуры предприятий 5

2.1 Иерархический тип структур управления 5

    2.1.1 Линейная организационная структура 5

    2.1.2 Линейно - штабная организационная структура 7

    2.1.3 Дивизионная структура управления 9

2.2 Органический тип структур управления 11

    2.2.1 Бригадная (кросс - функциональная) структура управления 12

    2.2.2 Проектная структура управления 14

    2.2.3 Матричная (программно - целевая) структура управления 15

    2.2.4 Многомерная организационная структура 17

3 Влияние организационной структуры на эффективность деятельности организации 26

4 Формирование организационной структуры 27

Заключение 31

Список литературы 32

 

Введение

 

     Рассмотрение вопросов, связанных с формированием организационных структур управления, важно даже в его историческом аспекте. Прохождение компанией определенных этапов развития организационных структур является обязательным. Эти этапы могут быть разными по времени. Так, например, без прохождения этапа деятельности в условиях линейно-функциональной структуры в компании отсутствует возможность отработки отношений "руководитель - подчиненный" и достижения соответствия этих отношений уровню, адекватному требованиям внешней среды. Парадокс порой заключается в том, что "новые" российские компании, и это подтверждают результаты исследования, приведенного в этом же номере журнала в статье Суворовой И.А., Хаита И.А. и Яковлевой Е.С. "Новый бизнес в России", построив первоначально свои структуры управления по проектному принципу, используя неформальные организационные структуры, в дальнейшем по мере роста компании вынуждены переходить к использованию иерархических принципов, которые можно охарактеризовать как более низкий уровень развития организационных структур1.  

     Не  существует однозначно хороших или  плохих структур управления, могут  быть разные условия их применения. Нам хотелось бы рассмотреть разнообразные  виды организационных структур: как  хорошо забытые (и причем, не всегда заслуженно) старые, так и новейшие, получившие развитие как в российской практике, так и в мировой.

 

1 Понятие  организации и  организационной  структуры

 

     Организация - пространственно-временная структура  производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

     Организация обладает следующими общими признаками:

     - определение ее характера кадрами  и менеджером;

     - объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;

     - сохранение как предварительно  запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего  от ситуации реагирования работника  и менеджера. Незапланированные  действия предполагают установление ответственности в менеджменте;

     - определенная, зависящая от процесса  гибкость, что обеспечивает функционирование  системы в изменяющихся условиях;

     - единство рабочих процессов и  процессов управления, как результата  разумного разделения труда.

     Организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и  внутренней сред фирмы.

     Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

     Вертикальное  разделение определяется числом уровней  управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:

     - на подпроцессы промышленного  производства;

     - изготавливаемые изделия;

     - пространственные производственные  условия.

     Организационная структура регулирует:

     - разделение задач по отделениям  и подразделениям;

     - их компетентность в решении  определенных проблем;

     - общее взаимодействие этих элементов.

     Тем самым фирма создается как  иерархическая структура.

     Основные  законы рациональной организации:

     - упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;

     - приведение управленческих задач  в соответствии с принципами  компетентности и ответственности  (согласование компетентности и  ответственности, согласование "поля  решения" и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);

     - обязательное распределение ответственности  (не за сферу, а за "процесс");

     - короткие пути управления;

     - баланс стабильности и гибкости;

     - способность к целеориентированной  самоорганизации и активности;

     - желательность стабильности циклически  повторяемых действий.

     На  организационную  структуру влияют следующие факторы:

     - размеры предприятия;

     - применяемая технология;

     - окружающая среда.

 

2 Типовые  организационные  структуры предприятий

2.1 Иерархический тип структур управления

     Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с  принципами управления, сформулированными  еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал  немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):

     принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий  уровень контролируется вышестоящим  и подчиняется ему;

     вытекающий  из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;

     принцип разделения труда на отдельные функции  и специализации работников по выполняемым  функциям; принцип формализации и  стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками  своих обязанностей и скоординированность различных задач;

     вытекающий  из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;

     принцип квалификационного отбора, в соотвествии  с которым найм и увольнение с  работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

     Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической  структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно - функциональная (линейная структура).

2.1.1 Линейная организационная структура

 

     Основы  линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого  процесса по функциональным подсистемам  организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д. )2. По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу (см. Рис. 1). Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Рис.1. Линейная структура управления  

Преимущества  линейной структуры:

четкая  система взаимных связей функций  и подразделений;

четкая  система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках  руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

ясно  выраженная ответственность;

быстрая реакция исполнительных подразделений  на прямые указания вышестоящих.  

Недостатки  линейной структуры:

отсутствие  звеньев, занимающихся вопросами стратегического  планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;

тенденция к волоките и перекладыванию ответственности  при решении проблем, требующих  участия нескольких подразделений;

малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

критерии  эффективности и качества работы подразделений и организации  в целом - разные;

тенденция к формализации оценки эффективности  и качества работы подразделений  приводит обычно к возникновению  атмосферы страха и разобщенности;

большое число "этажей управления" между  работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;

перегрузка  управленцев верхнего уровня;

повышенная  зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Вывод: в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества.

2.1.2 Линейно - штабная организационная структура

 

Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной (Рис.2 )3.

Рис.2. Линейно - штабная структура управления  

Достоинства линейно - штабной  структуры:

более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;

некоторая разгрузка высших руководителей;

возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;

при наделении  штабных подразделений правами  функционального руководства такая  структура - хороший первый шаг к  более эффективным органическим структурам управления.

Недостатки  линейно - штабной  структуры:

Информация о работе Организационная структура предприятия