Оценка практики контрольной работы налоговых органов и направления ее совершенствования в современных условиях
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 12:15, дипломная работа
Краткое описание
Цель настоящей дипломной работы - изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
Очевидно, что для охраны своих
имущественных интересов в налоговой
сфере государство должно, во-первых, создать
специальный государственный орган или
органы и наделить их соответствующими
властными полномочиями по отношению
к лицам, обязанным уплачивать налоги
и сборы. Во-вторых, законодательным путем
установить порядок, формы и методы осуществления
деятельности созданных уполномоченных
органов, а также виды воздействия данных
органов на поведение обязанных лиц, обеспечивающие
в совокупности не только надлежащее поведение
налогоплательщиков, но и поступление
налоговых платежей в соответствующий
бюджет. При этом государство путем законодательного
регулирования системы взаимоотношений
уполномоченных органов и налогоплательщика
(а также иных обязанных лиц) должно обеспечить
определенный баланс публичного и частного
интереса, учитывая конституционные ограничения
на вмешательство в экономическую деятельность
субъекта налоговых правоотношений в
условиях рыночной экономики.
Таким образом, из вышесказанного
вытекает необходимость существования
системы налогового контроля, а также
в общем виде отражается юридическая основа
ее построения.
Необходимость налогового контроля
также определяется наличием весьма частого
уклонения плательщиков от налогообложения.
Это явление развивалось параллельно
с самим налогообложением и приобрело
форму устойчивой закономерности. Существует
масса способов ухода от налогов посредством
осуществления определенных операций
на фондовом рынке, например, а также многие
другие. В итоге государство недополучает
порой весьма значительные суммы налоговых
платежей.
В теории выделяют четыре вида
причин уклонения от налогов: моральные,
политические, экономические и технические.
Общая суть моральных причин
ухода от налогов состоит в том, что многие
плательщики считают себя вправе противостоять
налогам, мотивируя это непомерной, по
их мнению, тяжестью налогового бремени.
Зачастую общественные потребности, реализуемые
государством посредством финансирования
из бюджета, формируемого за счет налогов,
не осознаются плательщиками как объективная
реальность. К политическим причинам ухода
от налогов следует отнести тенденции
лоббирования расходов при определении
направлений экономической политики.
Экономической же причиной является выгода,
получаемая налогоплательщиком при избежании
налогов. Технические причины ухода от
налогов кроются в запутанности и сложности
национального налогового законодательства.
Техническая сложность налогообложения,
расчета налогов позволяют плательщику
избежать платежа, не нарушая при этом
закона.
Таким образом, причин ухода
от налогов много, но какими бы они ни были,
необходимо противостоять неуплате причитающихся
государству налоговых платежей, и в этом
велика роль государственного налогового
контроля.
Необходимо отметить, что организация
налогового контроля базируется на совокупности
принципов, являющих собой базовые положения,
которые определяют эффективное осуществление
налогового контроля. Данными принципами
должны руководствоваться субъекты налогового
контроля при реализации ими контрольных
мероприятий в сфере налогообложения
(Приложение 1).
Прежде всего, это общеправовые
принципы.
1. Принцип законности.
В общем плане этот принцип
подразумевает строгое соблюдение предписаний
законодательных актов и основанных на
них предписаний иных правовых актов.
Другими словами, любые действия в рамках
налогового контроля должны базироваться
на действующем законодательстве.
2. Принцип юридического
равенства.
Применительно к налогообложению
данный принцип выражается в том, что налоги
и сборы не могут иметь дискриминационного
характера и различно применяться исходя
из социальных, расовых, национальных,
религиозных и иных подобных критериев.
3. Принцип соблюдения
прав человека и гражданина.
Исходя из того, что права и
свободы человека, согласно Конституции,
являются наивысшей ценностью, органы
и лица, уполномоченные осуществлять налоговый
контроль, обязаны корректно и внимательно
относиться к налогоплательщикам, не унижать
их честь и достоинство.
4. Принцип гласности.
Данный принцип означает открытую
и доступную для всех организаций и граждан
деятельность государственных органов,
а также получения информации.
5. Принцип ответственности.
Этот принцип заключается в
том, что к лицу, совершившему правонарушение,
применяются меры юридической ответственности.
В ходе налогового контроля происходит
установление и документальная фиксация
правонарушений в документах налогового
контроля.
6. Принцип защиты
прав.
Защита прав субъектов должна
гарантироваться на любом этапе развития
налоговых отношений, в том числе и при
проведении мероприятий налогового контроля.
Контролируемые субъекты могут обжаловать
действия и акты налоговых органов на
любой стадии осуществления контрольной
деятельности. Принцип защиты прав проверяемой
организации или физического лица в ходе
осуществления налогового контроля предполагает
также право соответствующего объекта
не исполнять неправомерные требования
должностных лиц или уполномоченных органов.
Кроме общеправовых принципов
налоговому контролю присущи принципы,
традиционно выделяемые авторами при
рассмотрении контрольной деятельности
как особого вида управленческой деятельности.
Их также целесообразно перечислить и
вкратце охарактеризовать.
1. Принцип независимости.
Лимская декларация руководящих
принципов контроля устанавливает, что
контрольные органы могут выполнять возложенные
задачи объективно и эффективно только
в том случае, когда они независимы от
проверяемых ими организаций и защищены
от постороннего влияния. Хотя государственные
органы не бывают абсолютно независимы,
так как они являются частью государства
в целом, высший контрольный орган должен
иметь функциональную и организационную
независимость, необходимую для выполнения
возложенных на него задач.
2. Принцип планомерности.
Этот принцип подразумевает,
что любая контрольная деятельность, для
которой характерно ее постадийное осуществление,
должна быть тщательно подготовлена и
распланирована по конкретным временным
рамкам. То есть мероприятия налогового
контроля должным образом подготавливаются,
устанавливаются сроки и очередность
проверок тех или иных субъектов хозяйствования.
3. Принцип регулярности
(систематичности) контроля.
Согласно данному принципу,
контрольная деятельность носит цикличных
характер и отдельные ее действия повторяются
через определенные промежутки времени.
4. Принцип объективности
и достоверности.
Принцип объективности и достоверности
результатов налогового контроля предполагает,
что решение руководителя уполномоченного
органа должно соответствовать фактически
существующим обстоятельствам, выявленным
в ходе проведения мероприятий налогового
контроля, и содержать вывод о соответствии/несоответствии
налоговому законодательству совершенных
налогоплательщиком действий.
5. Принцип документального
оформления результатов контроля.
Здесь имеется в виду, что в
ходе осуществления мероприятий налогового
контроля все обнаруженные факты, действия
и события должны фиксироваться в документах
установленных видов и форм с обязательным
наличием соответствующих реквизитов.
6. Принцип взаимодействия
и обмена информацией с другими
государственными органами.
Как правило, для реализации
результатов контрольной деятельности,
особенно в тех случаях, когда выявлены
нарушения законодательства, контролирующим
органам необходимо обращаться к другим
государственным органам, которые имеют
соответствующие полномочия по применению
мер ответственности.
Следует отметить, что вышеперечисленные
общеправовые принципы и принципы контрольной
деятельности не исчерпывают систему
принципов налогового контроля, но они
являются основополагающими при его организации.
Говоря о налоговом контроле,
необходимо выделить основные его направления:
--учет организаций и
физических лиц;
--налоговый контроль за своевременностью
уплаты налогов и сборов;
--налоговый контроль за правильностью
исчисления и полнотой уплаты сумм налогов
и сборов, за надлежащим учетом доходов,
расходов и объектов налогообложения;
--налоговый контроль за законностью
использования налоговых льгот;
--налоговый контроль за своевременностью
и правильностью удержания сумм налогов
налоговыми агентами;
--налоговый контроль за соответствием
крупных расходов физических лиц их доходам;
--налоговый контроль за своевременностью
перечисления налоговых платежей;
--налоговый контроль за правомерностью
возмещения сумм косвенных налогов из
бюджета.
Таким образом, налоговый контроль
занимает весьма значительное место в
системе государственного финансового
контроля, поскольку посредством осуществления
контрольных функций государственными
налоговыми органами обеспечивается не
только соблюдение налогового законодательства,
но и непосредственное привлечение финансовых
ресурсов в государственный бюджет. Здесь
очевидна большая роль налогового контроля
в обеспечении исполнения бюджета государства
по доходам, поскольку 80-90% бюджетных доходов
страны базируется на налоговых поступлениях.
Без эффективной работы налоговых органов
в области контроля невозможно выполнение
государством своих непосредственных
функций.
Однако следует отметить, что
налоговый контроль может быть не только
государственным. Так, выделяют такое
понятие, как налоговый аудит. Как и любой
аудит, это вид независимого финансового
контроля, который осуществляется на платной
договорной основе аудиторами, имеющими
соответствующую лицензию.
Налоговый аудит--это разновидность
так называемой аудиторской проверки
на соответствие требованиям. Цель--независимое
подтверждение информации о результатах
деятельности плательщиков и соблюдении
ими налогового законодательства. Другими
словами, аудит в сфере налогообложения
-- независимая экспертиза правильности
исчисления, полноты и своевременности
уплаты налогов и других обязательных
платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Заказчику налоговый аудит
гарантирует конфиденциальность и сохранение
коммерческой тайны. Однако это не гарантия
от другой налоговой проверки, проводимой
налоговыми органами, в частности, теми,
которые имеют право перепроверки работы
аудитора. В то же время от обязательной
аудиторской проверки в соответствии
с действующим законодательством могут
быть освобождены юридические лица, которых
в отчетном периоде проверяли налоговые
органы по вопросам правильности исчисления,
полноты и своевременности уплаты налогов
и других обязательных платежей в бюджет.
Таким образом, налоговый контроль
играет важную роль не только в системе
государственного финансового контроля,
но и в рамках независимого аудита, то
есть в целом во всей системе финансового
контроля он занимает значительное место.
Ознакомившись с сущностью
налогового контроля, его принципами и
местом в системе финансового контроля,
целесообразно перейти к изучению его
элементов и видов.
1.2 Формы, виды
и методы налогового контроля
Налоговый контроль как деятельность
уполномоченных органов может быть структурирован
и представлен в виде неразрывно связанных
между собой и составляющих единое целое
элементов, урегулированных правовым
образом.
Одним из первых элементы контроля
выделил Э.А. Вознесенский, который, в частности,
указывал, что “функционирование контрольных
органов предполагает наличие комплекса
условий организационного и методологического
порядка; определение субъектов и объектов
контроля, границ контрольной деятельности,
прав и обязанностей контрольных органов,
периодичности контроля, методики проверки,
взаимной координации работы органов
контроля и т. д. … Весь перечисленный
комплекс условий должен подлежать соответствующей
правовой регламентации контрольной деятельности
органов государственного управления”.
В настоящее время выделяют
различные элементы контроля. Для характеристики
налогового контроля из всей совокупности
его элементов наиболее значимыми являются
следующие:
1) субъекты налогового
контроля;
2) объект и предмет
налогового контроля;
3) формы, методы и мероприятия
налогового контроля;
4) документы налогового
контроля;
5) этапы и порядок проведения
налогового контроля.
Субъектами налогового контроля
являются налогоплательщики--юридические
и физические лица, на которых в законодательном
порядке возложена обязанность уплачивать
налоги и другие обязательные платежи
в бюджет и внебюджетные фонды, с одной
стороны, а с другой - государственные
налоговые органы.
Объектом налогового контроля
являются те финансовые отношения, которые
возникают между юридическими и физическими
лицами с одной стороны и государством
с другой в процессе исчисления и внесения
налогов и других обязательных платежей
в бюджет и внебюджетные фонды.
Более подробно следует остановиться
на формах, видах и методах налогового
контроля, поскольку они являются важными
составляющими его классификации по наиболее
характерным признакам. При этом в связи
с тем, что налоговому контролю как составной
части финансового контроля присущи основные
свойства системы, критерии, лежащие в
основе классификации налогового контроля.
используются те же, что и при классификации
финансового контроля.
В зависимости от временного
фактора можно выделить три формы налогового
контроля;
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
Рассмотрим данные формы контроля.
Предварительный налоговый
контроль осуществляется на стадии формирования
бюджета, а также при разработке и рассмотрении
проектов законов и других нормативных
актов, касающихся вопросов налогов и
налогообложения. Цель данного вида контроля
-- предотвратить возможные противоречия
в действующем налоговом законодательстве,
предупредить налоговые нарушения и их
отрицательные последствия еще на стадии
планирования, то есть до совершения финансово-хозяйственных
операций, до уплаты налогов и других обязательных
платежей. Действительно, эффективным
является проведение превентивных мер,
направленных на недопущение налоговых
нарушений. Хотя, с точки зрения поступления
средств в бюджет, применение экономических
санкций за уже имевшие место нарушения
в ходе последующего налогового контроля
также результативно.