Перспективные направления совершенствования налоговой системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Сущность фискальной политики государства 5
1.2. Принципы и механизмы воздействия фискальной политики на экономику и население 10
Глава II ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 16
2.1. Налоги в контексте социальной политики 16
2.2 Социологический ракурс налогов 22
ГЛАВА III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ОМСКОМ РЕГИОНЕ 26
3.1.Перспективные направления совершенствования налоговой системы в РФ …………………………………………………………………………...26
3.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы в г. Омске и регионе …………………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Принципиально новым в нашем  законодательстве является введение налога на прибыль, который больше соответствует структуре рыночного хозяйства, чем существовавшие ранее платежи, в особенности те, которые шли министерствам. Хотя налоги на прибыль все еще остаются высокими, тем не менее постепенно законодательные органы начинают осознавать, что их размеры должны быть снижены, и постепенно они действительно начинают пересматриваться. Наряду с этим предприятиям предоставляются различные льготы, например, при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоении новых и наукоемких технологий.

Для подоходного налога существует шкала налогообложения в зависимости от форм собственности; предусматриваются также различные льготы для разных категорий граждан; отменены слишком высокие налоги на индивидуально-трудовую деятельность, хотя встречаются еще неоправданные ставки и ограничения.[28 С. 78]

    1. Принципы и механизмы воздействия фискальной политики на экономику и население

 

С помощью фискальной политики государство непосредственно может влиять на развитие экономики, добиваясь ее устойчивого роста, стабильности цен и полной занятости дееспособного населения. Такая политика заключается в том, чтобы вовремя предвидеть спад производства и рост безработицы, а также нарастание инфляционных процессов в экономике и соответствующим образом воздействовать на них. При наступающем спаде производства правительство увеличивает государственные расходы и сокращает налоги с целью увеличения совокупных расходов и инвестиций. Тем самым оно содействует подъему производства и увеличению занятости. При наступлении инфляции, напротив, государственные расходы уменьшаются, а налоги увеличиваются.

Все мероприятия, предусматривающие  подобного рода государственное  регулирование экономики, получили название дискреционной политики. Вместе с денежно-кредитной политикой она играет важнейшую роль в руководстве государства макроэкономикой, т.е. явлениями, связанными с занятостью, расходами и доходами населения, стабильностью цен и устойчивым развитием производства.

Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов управления. Если бы не существовало никаких других регуляторов, то нам оставалось бы лишь ждать, когда представители правительства заметят негативные явления в экономике и примут меры к их устранению. А реализация таких мер потребует известного времени, пока они будут точно сформулированы, утверждены законодательной властью, а потом, наконец, реализованы.

К счастью, в рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаружатся негативные процессы в экономике. Их называют встроенными стабилизаторами. Принцип саморегулирования, который лежит в основе этих стабилизаторов, аналогичен принципу, на котором построен автопилот или терморегулятор холодильника. Когда автопилот включен, то он поддерживает курс самолета автоматически, на основе поступающих сигналов обратной связи. Любое отклонение от заданного курса благодаря таким сигналам будет скорректировано управляющим устройством. Подобным образом работают и экономические стабилизаторы, благодаря которым осуществляются автоматическое изменение налоговых поступлений; выплаты социальных пособий, в частности по безработице; различные государственные программы помощи населению и др.

Как происходит саморегуляция, или автоматическое изменение, налоговых поступлений? В экономическую систему встроена прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С повышением доходов прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, которые утверждаются правительством заранее. При увеличении или уменьшении дохода автоматически повышаются или понижаются налоги без какого-либо вмешательства правительства и его органов управления и контроля. Такая встроенная стабилизационная система взимания налогов достаточно чутко реагирует на изменения экономической конъюнктуры: в период спада и депрессии, когда доходы населения и предприятий падают, автоматически снижаются и налоговые поступления. Наоборот, в период инфляции и бума номинальный доход растет, и поэтому автоматически повышаются налоги.[39 С. 91]

В экономической литературе по этому вопросу существуют разные точки зрения. Сто лет назад многие экономисты высказывались за стабильность налоговых сборов, ибо она, по их мнению, способствует устойчивости экономического положения общества. В настоящее время есть немало экономистов, придерживающихся противоположной точки зрения и даже заявляющих, что объективные принципы, лежащие в основе встроенных стабилизатор, следует предпочесть некомпетентному вмешательству государственных органов управления, которые нередко руководствуются субъективными мнениями, склонностями предпочтениями. Вместе с тем существует также мнение, что нельзя целиком полагаться на автоматические стабилизаторы, поскольку в определенных ситуациях они могут неадекватно реагировать на последние, и поэтому нуждаются в регулировании со стороны государства.

Выплаты пособий по социальной помощи безработным, малоимущим, многодетным семьям, ветеранам и другим категориям граждан, а также государственная программа поддержки фермеров, агропромышленного комплекса тоже осуществляются на основе встроенных стабилизаторов, ибо большая часть таких выплат реализуется за счет налогов. А налоги, как известно, растут прогрессивно вместе с доходами населения и предприятий. Чем выше эти доходы, тем больше налоговых отчислений в фонд помощи безработным, пенсионерам, малоимущим и другим категориям нуждающихся в государственной помощи делают предприятия и их работники.

Несмотря на значительную роль встроенных стабилизаторов, они не могут полностью преодолеть любые колебания экономики. Подобно тому, как при трудных ситуациях автопилоту приходит на помощь настоящий пилот, так и при значительных колебаниях экономической системы включаются более мощные государственные регуляторы в виде дискреционной фискальной, а также монетарной политики.

Рассмотрим кратко основные элементы дискреционной политики. Основной элемент - изменение программ общественных работ. Такие работы были развернуты во время Великой депрессии 30-х годов с целью борьбы с безработицей путем увеличения рабочих мест. Поскольку, однако, подобного рода проекты составлялись наспех и ориентировались на то, чтобы занять людей какой угодно работой, например, строить дороги без необходимого количества машин и механизмов или даже сгребать сухие листья в парках, то экономическая эффективность этих программ была весьма незначительной. К тому же следует иметь в виду, что в настоящее время в развитых странах спады производства бывают гораздо менее продолжительными, поэтому с ними можно бороться, понижая налоговые ставки и используя монетарную политику.

Но это, конечно, никоим образом не означает умаления роли общественных работ для Решения  проблем, затрагивающих интересы всех членов общества, касается ли это строительства  дорог, реконструкции городов, улучшения экологической среды и т.п. Однако такие работы нельзя напрямую связывать с достижением быстрой стабилизации экономики, ликвидацией ее кратковременных спадов. Развитые страны Запада сделали свои выводы из той малоэффективной политики общественных работ, которые были развернуты в 30-е годы.

Другой важнейший элемент - изменение ставок налогов. Когда прогнозируется короткий спад производства, то в дополнение к встроенным стабилизаторам появляются решения об уменьшении налоговых ставок. Хотя прогрессивная система налогообложения дает возможность автоматически изменять налоговые поступления в бюджет, которые будут снижаться с уменьшением объема производства и доходов, но это может оказаться недостаточным, чтобы повлиять на возникшую негативную ситуацию. Именно в этот период возникает необходимость уменьшить ставки налогов и увеличить государственные расходы, чтобы содействовать подъему производства и преодолению его спада. [15 С. 54]

Дискреционная фискальная политика предусматривает также  дополнительные расходы на социальные нужды. Хотя пособия по безработице, пенсии, пособия малоимущим и другим категориям нуждающихся регулируются с помощью встроенных стабилизаторов (повышаются или понижаются по мере поступления налогов, зависящих от доходов), тем не менее, правительство может осуществить специальные программы помощи этим категориям граждан в трудные времена экономического развития.

Вообще говоря, весь опыт развития рыночной экономики, в особенности нашего века, свидетельствует о том, что в развитии экономики и других систем социальной жизни самоорганизация должна идти нога в ногу с организацией, т.е. сознательным регулированием экономических процессов государством.

Однако такое регулирование  достигается непросто. Начнем с того, что необходимо своевременно прогнозировать спад или инфляцию, когда они еще не начались. Опираться в таких прогнозах на статистические данные вряд ли целесообразно, поскольку статистика подводит итог прошлому, и поэтому из нее трудно определить тенденции будущего развития. Более надежным инструментом прогнозирования будущего уровня ВВП является ежемесячный анализ опережающих индикаторов, к которому часто обращаются политические деятели развитых стран. В этом индексе указывается 11 переменных, характеризующих текущее состояние экономики, в числе которых средняя продолжительность рабочей недели, новые заказы на потребительские товары, цены рынка акций, изменение заказов на товары длительного пользования, изменение цен некоторых видов сырья и т.п. Ясно, что если происходит, например, сокращение рабочей недели в обрабатывающей промышленности, уменьшаются заказы на сырье, сокращаются заказы на потребительские товары, то с известной вероятностью можно ожидать в будущем спада производства.

Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать государственные расходы.

 

Глава II ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    1. Налоги в контексте социальной политики

 

Одним из значимых показателей степени  формирования социальных институтов правового  государства и гражданского общества является цивилизованное отношение граждан к уплате налогов, т.к. важнейшая составляющая рыночной экономики - налоговая система. От ее обоснованности и соответствия объективным условиям и потребностям общества во многом зависят возможности и приоритеты его экономического и социального развития, обороноспособность и правопорядок.

Начнем с определения  социального подхода к налогу: социология налога или фискальная социология изучает социальные и политические аспекты процесса налогообложения; она стремиться объяснить отношения между налогообложением, государством (другими общественными организациями) и обществом.

 Фискальная социология - относительно молодая дисциплина. На важность изучения фискальной истории для понимания процесса формирования государств первым указал историк Р. Голдшейд в 1917 г. В поле социологического анализа фискальную систему ввел Й. Шумпетер, определивший фискальную социологию как дисциплину, которая изучает социальные процессы, стоящие за налогообложением и государственными финансами.

Фискальная социология - это дисциплина, изучающая: то, как налогообложение и государственные финансы влияют на широкий круг политических, культурных, исторических и институциональных факторов, а также обратное влияние данных факторов на налогообложение и государственные финансы; неэкономические причины и следствия фискальной политики государства; принципы управления государственными финансами и принципы перераспределения налоговой нагрузки между различными экономическими классами; то, как доходы и расходы государства определяются социальной сферой и влияют на нее.

Фискальная социология - это социологический анализ налогообложения и государственных финансов.

По своей методологии социология налога является уникальной: она использует эмпирические данные для создания новых теорий, т.е. она является теоретико-эмпирической дисциплиной. Ее результаты, теоретические модели опираются на различные данные: официальные (статистика, административная документация), юридические, экономические и, особенно, эмпирические данные, полученные из анкет, опросов общественного мнения, опыта и истории.[8 С. 118]

Отношение индивида к  налогу является частью расширенной  концепции (Будон, 1989) рациональности, которая учитывает одновременно экономическую выгоду, в понимании  последователей Адама Смита, ценность (мораль, чувство долга), способ которым экономический субъект трактует информацию, которой он располагает.

а) Экономическая выгода уклонения от налога

Доминирующий подход к экономике фискального правонарушения базируется на экономической выгоде индивида при создании теорий, границы которых следует очертить.

Рассмотрим 3 типа экономических теорий:

Экономистами (утилитаристами) уклонение  от налога анализируется либо как  риск, связанный со способами взимания налогов и контроля, либо как частичная криминальная категория, или как отказ от финансирования общественных благ.

В первом случае уклонение  от налога рассматривается экономистами как риск, который зависит от предполагаемой объективной выгоды. Эта экономическая  выгода рассчитывается по отношению к налоговой ставке, вероятности налоговой проверки, возможности подвергнуться наказанию, к характеру применяемых санкций. В развитых странах часто придерживаются того мнения, что на неуплату налога толкает размер обязательных сборов. Такая точка зрения заставляет многих специалистов рекомендовать сокращение маргинальной ставки подоходного налога, чтобы увеличить фискальную сознательность граждан. Также согласно этой экономической теории жесткая репрессивная политика, предусматривающая частые проверки и строгие санкции, должна убедить индивида не совершать правонарушения.

Информация о работе Перспективные направления совершенствования налоговой системы в РФ