Перспективные направления совершенствования налоговой системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Сущность фискальной политики государства 5
1.2. Принципы и механизмы воздействия фискальной политики на экономику и население 10
Глава II ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 16
2.1. Налоги в контексте социальной политики 16
2.2 Социологический ракурс налогов 22
ГЛАВА III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ОМСКОМ РЕГИОНЕ 26
3.1.Перспективные направления совершенствования налоговой системы в РФ …………………………………………………………………………...26
3.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы в г. Омске и регионе …………………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

в 2008 году – 1079833 тыс. рублей (или 97,6 процента от общего объема налоговых  льгот);

в 2009 году – 1250143 тыс. рублей (97,8 процента);

в 2010 году – 1342792 тыс. рублей (98,1 процента).[39 С. 35]

С 1 января 2011 года Решением Омского городского Совета от 13 октября 2010 года № 359 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 16.11.2005 № 298 «О земельном налоге на территории города Омска» вышеуказанная налоговая льгота была отменена. При этом следует учитывать, что в связи с отменой льгот органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям города Омска по уплате земельного налога возникла необходимость в финансировании расходов на уплату земельного налога из бюджета города Омска. Таким образом, возможности органов местного самоуправления города Омска по оптимизации сложившейся системы льготного налогообложения на сегодняшний день достаточно ограничены.

В 2011 году прогноз потерь бюджета города Омска от предоставления налоговых льгот составляет 360237,2 тыс. рублей.

В рамках реализации Плана  мероприятий по реформированию муниципальных  финансов была разработана и утверждена система анализа информации относительно объема налоговых льгот по видам  налогов:

- Решением Омского  городского Совета от 14 ноября 2007 года № 65 «О порядке проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам» установлен порядок проведения оценки предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот;

- распоряжением Мэра  города Омска от 11 января 2008 года  № 3-р «О комиссии по оценке эффективности налоговых льгот» определен состав и регламент работы комиссии по оценке эффективности налоговых льгот.

В целях обеспечения  наибольшей эффективности предоставления налоговых льгот на территории города Омска и дальнейшего сокращения уровня недополученных доходов бюджета необходимо:

-актуализировать действующий  порядок оценки эффективности  предоставленных и планируемых  к предоставлению налоговых льгот  – оптимизировать критерии оценки  эффективности налоговых льгот;

- в соответствии с актуализированным порядком оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот подготовить предложения по оптимизации сложившейся системы налоговых льгот.

Система мероприятий, направленных на решение поставленной задачи, сроки реализации и ответственные исполнители определены в перечне мероприятий по основным направлениям реализации Программы в разделе IV настоящей Программы.

Основным инструментом совершенствования системы взаимной зависимости бюджетной политики с задачами по созданию устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения города может стать бюджетная стратегия города Омска, раскрываемая в основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Омска, разрабатываемых на очередной финансовый год и плановый период. Так, бюджетная стратегия Администрации города Омска на 2012 – 2014 годы сориентирована на создание условий для устойчивого социально-экономического развития города Омска, повышение качества жизни населения города Омска на основе роста объема и качества услуг социальной сферы, улучшения жилищных условий и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, роста предпринимательской активности и развития общественных отношений.

Анализ нормативной  базы города Омска показал отсутствие в ней четкой методологической взаимоувязки долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Таким образом, является целесообразным продолжение практики не только разработки, но и нормативного правового закрепления приоритетов бюджетной стратегии на уровне городского округа в рамках основных направлений бюджетной и налоговой политики города Омска, с обеспечением более четкой взаимоувязки источников финансовых ресурсов и путей достижения стратегических целей и решения задач социально-экономического развития города Омска в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджетно-налоговая политика государства представляет собой  формирование государственного бюджета  через систему налогообложения  и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических  колебании и стабилизацию экономики  в краткосрочном периоде, — поддержание: стабильного уровня совокупного  объема выпуска (ВВП); полной занятости ресурсов; стабильного уровня цен. Фискальная политика является основным инструментом, наряду с денежно-кредитной политикой, в обеспечении макроэкономического регулирования.

В настоящее время  бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

Налог-контрибуция - это вид налога, который следует развивать, чтобы уменьшить удар (негативные последствия), наносимый более негативными формами восприятия налога. Налогоплательщик подходит к налогу (воспринимает налог) конкретно в зависимости от типичной информации, которой он располагает. Его рациональность часто допускает отклонения от рассуждения, но гражданин не должен сводиться к объективно эгоистичному экономическому субъекту.

Интересная методическая работа, в которой сравнивается реакция  респондентов на конкретные и абстрактные  вопросы, касающиеся шкалы налогообложения (прогрессивной, пропорциональной и регрессивной), была проделана М. Робертсом, П. Хайт и К. Брендлей. Авторы выяснили, что в ответах на абстрактные вопросы респонденты с большей вероятностью поддерживают идею прогрессивного налогообложения частных доходов, в то время как ответы на конкретные вопросы свидетельствуют о большей поддержке пропорциональной и регрессивной шкалы налогообложения. Прозрачность целей, правил, роли налога, административных действий, короче говоря, всей фискальной системы, должна поощряться с тем, чтобы создать гражданское представление о налоге (сформировать правильное отношение к налогу).

Как политический принцип  и социологическая реальность (реализм, данность) налоговая демократия должна быть твердой по отношению к действительным неплательщикам, но она должна оправдывать свою легитимность. Проблема налогообложения, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному образу жизни всех субъектов государства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Налоговый Кодекс РФ, официальный текст по состоянию на 01.11.2012.
  2. О проекте Налогового кодекса Российской Федерации (Общая часть). Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Второй созыв. Заседание 16.04.1998 // Бюллетень № 170(312).
  3. Алле М. За реформу налоговой системы. Переосмысливая общепризнанные истины/Пер. с франц. Т.А.Карлова; Под ред. И.А.Егорова.— М.: ТЕИС. 2001.
  4. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы/Под ред. ГВ. Ocunoea. - M.- Прогресс, 1999.
  5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: "Медиум", 1995
  6. Бабосов Е.М., Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 288 с.
  7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: "Медиум", 1995
  8. Журавлев Г.Т., Рытченко Т.А., Пономаренко Е.Н., Удачина Е.Б., курс лекций «Методы прикладного социологического исследования», МЭСИ, Москва, 1992 г.
  9. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект, 2005. - 1136 с.
  10. Квятковский С. Изучение общественного мнения и политика // Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения, его использование в управлении социальными процессами. М., 1999
  11. Миненкова Л.Р. Фискальное поведение россиян в условиях трансформирующейся экономики: Социологический анализ. – Спб, 2006.
  12. Миненкова Л.Р. Фискальное поведение россиян в условиях трансформирующейся экономики: Социологический анализ. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2006.
  13. Балацкий Е.В. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 11. С. 274
  14. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследование. М.: "Аванти плюс", 2004.
  15. Павенкова М.В. Институт социального управления: определение и логика использования в социологии управления // Социология политики и управления: Сб.статей / Под ред.Л.Т. Волчковой. -- СПб.: Книжный дом, 2002.
  16. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
  17. Фролов С.Ф., «Социология: сотрудничество и конфликты» уч. пособие, М.: Юристъ, 1997 г.
  18. Чувилин, Е.В. "Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика", 1991.
  19. Социология. Учебное пособие. / Под ред. Э.В.Тадевосяна - М.: Знание, 1995.
  20. Торговые операции: учет и налогообложение: учеб. /под ред. В.И.Макарьевой. - М.: Налоговый вестник ,2001.-384с.
  21. Социологический энциклопедический словарь. На рус., анг - Л., не - М., фр. и чешск. яз. Ред.-коорд. - акад. РАН Г.В.Осипов. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1998. - 488 с.
  22. Аукуционек С., Батлева А. Какие налоговые реформы выгодны государству? // «Вопросы экономики», №9, 2001.
  23. Волкова,Т.А. В Кремле состоялось обсуждение стратегии и тактики налоговой политики / Т.А.  Волкова // Налоги .-  2008 – №7. - С. 12-17.
  24. Гусаков С.В., Жак С.В. Оптимальные равновесные цены и точка Лаффера // «Экономика и математические методы», №4, 1995.
  25. Есипов С. Общий уровень налогообложения // «Бизнес информ», №1, 1997.
  26. Юринец В., Лондар С. Фактор теневой экономики и оптимальная налоговая ставка // «Бизнес информ», №9, 1998.
  27. Астапов К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой // «Финансы», 2002, № 10
  28. Афонцев С. Структурные характеристики предприятий и их налоговое поведение // Вопр. экономики. № 9. М., 2001. - С. 82-100
  29. Бабленкова И.И. Методология управления государственным сектором экономики регионов : Дис. д-ра экон. наук:08.00.05. СПб, 2004.
  30. Бабленкова И.И. Роль государственного регулирования экономики М.: Налоговый вестник, 2002Балацкий E.B. Воспроизводственный цикл и налоговое бремя // Экономика и мат. методы. Т. 36, вып 1. М., 2000- С. 3-16
  31. Банхаева Ф.Х. Налоговое планирование : (регион, аспект) : Дис. . д-ра наук; Экономические науки : 08.00.10. СПб., 1999
  32. Банхаева Ф.Х. Финансовое планирование и моделирование налогового процесса региона М. : Финансы, 1999
  33. Гринберг P.C. Среди рисков и шансов Москва : Ин-т экономики РАН, 2008.
  34. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля Дис.. д-ра юрид. наук. - М., 2000
  35. Социально-экономическое положение России. 2003 год. Спр. М.: Госкомстат России, 2004. С. 103
  36. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономического развития регионов: проблемы и стратегия // Финансы и кредит. 2003. - №№ 18,19
  37. Капогузов Е.А. Влияние налоговой политики на экономический рост: Дис. канд. экон. наук. Омск, 2002.
  38. Статистические данные ФНС РФ: форма № 4 – НМ «О задолженно-сти по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ» за 2008 – 2011гг.

 


 



Информация о работе Перспективные направления совершенствования налоговой системы в РФ