Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:40, реферат
Налоговый контроль является одним из важнейших элементов налоговой системы и составляет основу государственного управления в сфере налогообложения. Именно в рамках налогового контроля непосредственно реализуются государственные интересы в области государственных финансов, бюджета и налогов.
Официальное определение налогового контроля закреплено в пункте 1 статьи 82 НК РФ, согласно которому под налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
1.1. Назначение налогового контроля в РФ
Налоговый контроль является
одним из важнейших элементов
налоговой системы и составляет
основу государственного управления в
сфере налогообложения. Именно в
рамках налогового контроля непосредственно
реализуются государственные
Официальное определение налогового контроля закреплено в пункте 1 статьи 82 НК РФ, согласно которому под налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Контроль за соблюдением законодательства позволяет, прежде всего, устранять недостатки в функционировании объектов управления и оценивать дисциплину исполнения законодательных актов. Кроме того, контроль за соблюдением законодательства позволяет судить о том, насколько эффективно само правовое регулирование в той или иной сфере управления, о том, какие изменения следует внести в нормативные акты для повышения степени их исполнения, о том, насколько нормы правовых актов соответствуют сущности и закономерностям развития регулируемых общественных отношений.1 То же самое можно сказать и о налоговом контроле. Налоговый контроль позволяет выявить недостатки в системе налогообложения, оценить уровень налоговой дисциплины и налоговой культуры всех участников налоговых правоотношений, а также определить приоритетные направления совершенствования системы налогообложения.
В этой связи необходимо отметить, что налоговый контроль осуществляется не только в отношении граждан и их объединений, но и в отношении государственных органов, а также органов местного самоуправления, которые также являются подконтрольными субъектами, выступая в отношениях по налоговому контролю в качестве юридических лиц. Также необходимо отметить, что налоговый контроль является составной частью финансового контроля и представляет собой разновидность финансовой деятельности государства. Помимо налогового контроля, можно назвать такие виды финансового контроля, как бюджетный, банковский, валютный, таможенный и др.
В процессе осуществления налогового контроля проверяется реализация такого важного направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства.2 Именно в связи с этим налоговый контроль специалисты относят к общегосударственному финансовому контролю.3
Налоговый контроль обладает общими признаками государственного контроля. Кроме того, налоговый контроль имеет также специфические черты. В этих специфических чертах отражаются его сущность и его отличие от других видов государственного контроля. Данные специфические признаки налогового контроля получили отражение в самом понятии налогового контроля, которое, как было отмечено выше, закреплено в пункте 1 статьи 82 НК РФ. Среди таких признаков необходимо назвать следующие:
1. Налоговый контроль - это деятельность государственных органов, которая заключается в проведении определенных организационных мероприятий, исходя из целей и задач этих органов.
Как правило, эта деятельность осуществляется налоговыми органами в трех направлениях:
а) сбор информации о проверяемом субъекте, осуществляемый в формах, установленных статьей 82 НК РФ;
б) оценка собранной информации, например, в акте камеральной или выездной налоговой проверки;
в) реагирование на полученную информацию, например, путем вынесения соответствующего решения.
2. Налоговый контроль
осуществляется специально
На налоговые органы возложены
многообразные функции в
Определение налоговых органов дано в пункте 1 статьи 30 НК РФ, согласно которому налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за:
- соблюдением законодательства о налогах и сборах;
- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов;
- а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.
В указанную систему входят
федеральный орган
Налоговым органом в РФ является ФНС России. Полномочия ФНС России закреплены в НК РФ, Положении о ФНС России, утвержденном Постановлением Правительства РФ в 2004 году.
Отдельными полномочиями налогового органа наделена ФТС России (по налогам и сборам при перемещении товаров, работ, услуг через таможенную границу РФ), что закреплено в НК РФ, ТК РФ, Положении о ФТС России.
3. Налоговый контроль представляет собой контроль за деятельностью налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также иных субъектов, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности в сфере налоговых отношений. Это также закреплено в пункте 1 статьи 82 НК РФ.
Контрольная деятельность
налоговых органов в сфере
налогообложения касается не
только налогоплательщиков, обязанных
точно и своевременно
Отдельные обязанности НК
РФ в целях налогового контроля предусматривает
и в отношении органов юстиции,
адвокатских палат, органов опеки
и попечительства, нотариусов, например,
в области учета
4. Налоговый контроль
осуществляется в порядке,
- формы и методы налогового контроля (например, учет, проверки);
- порядок организации
проведения налоговых проверок (например,
обязательное составление и
- порядок проведения налоговых проверок;
- круг полномочий всех
участников данных
- порядок принятия решений
по результатам проведенных
Кроме того, отдельные вопросы налогового контроля содержатся в подзаконных актах. Например, формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются приказами Министерства финансов РФ. Порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками утверждается приказами ФНС России.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность по осуществлению налогового контроля регулируется НК РФ и иными принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
5. Налоговый контроль
осуществляется в целях
С учетом изложенного можно
определить налоговый контроль как
особый вид государственного контроля
(надзора) в сфере налогообложения,
который реализуется в
Далее перейдем к содержанию налогового контроля.
Налоговый контроль в РФ, исходя из анализа Главы 14 НК РФ, включает в себя:
- проверки выполнения налогоплательщиками налоговых обязательств;
- проверки применения налоговых льгот;
- проверки полноты и
своевременности учета
- выявление налоговых правонарушений;
- пресечение и предупреждение
правонарушений в налоговой
Как любая управленческая деятельность, налоговый контроль осуществляется на базе следующих принципов:
- принципа законности;
- принципа планирования
- принципа соблюдения налоговой
тайны (специального режима
- принципа последовательности
проведения мероприятий
- принципа документального
- принципа недопустимости
Реализация указанных принципов налогового контроля не только обеспечивает результативность контрольных мероприятий налоговых органов, но и являются в значительной степени определяющим фактором повышения уровня собираемости налогов и сборов в бюджетную систему государства.
Как следует из Главы 14 НК РФ «Налоговый контроль», налоговый контроль осуществляется в различных формах, применяются различные методы налогового контроля.
Все эти формы и методы налогового контроля можно классифицировать следующим образом.
1. По месту проведения
контрольных мероприятий
- по месту расположения
налогоплательщика, т.е.
- по месту нахождения налогового органа, т.е. камеральный.
При этом в соответствии
с абзацем 2 пункта 1 статьи 89 НК РФ, в
случае, если у налогоплательщика
отсутствует возможность
2. По степени осуществления
контрольных мероприятий
Для опосредованного налогового контроля, напротив, характерно то, что проверяющие (т.е. налоговые органы) и проверяемый субъект не вступают в непосредственный контакт. Помимо этого, проверяющие имеют дело в основном с отчетной документацией.6
3. По времени проведения
контрольных мероприятий
Предварительный налоговый
контроль осуществляется до совершения
какой-либо деятельности, влекущей в
последующем возникновение
Текущий налоговый контроль
осуществляется в процессе производства
какой-либо финансовой деятельности. В
ходе этого контроля выясняется вопрос,
является ли проводимая операция законной.
Задача текущего контроля заключается
в пресечении нарушений законодательства
о налогах и сборах. Некоторые
авторы рассматривают текущий
Последующий налоговый
контроль осуществляется после
завершения налогового (отчетного)
периода либо после истечения
иного срока, отведенного для
исполнения той или иной