Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:37, статья
НАЛОГОВОЕ ПРАВО - отрасль законодательства РФ, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
1.Понятие налогового права, его особенности и значение.
2.Источники налогового права. Конституция РФ как источник налогового права, конституционные основы налогообложения. Налоговый кодекс РФ. Акты органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе источников налогового права. Система законодательства о налогах и сборах. Действие актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц.
3.Принципы налогового права: принцип равного налогового бремени, принцип установления налогов законами, принцип отрицания обратной силы налоговых законов, принципы полноты элементов налога в налоговом законе, принцип сочетания интересов всех субъектов налоговых отношений.
4.Налоговые правоотношения как предмет налогового права. Юридическое содержание и объект налоговых правоотношений.
Тема 1. Налоговое право и налоговое законодательство в Российской Федерации.
1.1 Понятие налогового права
НАЛОГОВОЕ ПРАВО - отрасль
законодательства РФ, которая регулирует
общественные отношения в
Эти общественные отношения
непосредственно связаны с
Данные отношения,
охватывающие разнообразные
Регулятивная роль
налогового права в наибольшей
степени проявляется при
Свое регулятивное
воздействие налоговое право
оказывает на налоговые
Налоговое право регулирует
те отношения с участием
Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов норм налогового права: материальные и процессуальные.
Материальные нормы
о налогообложении
Материальные нормы
налогового права определяют
основы взаимодействия
Процессуальные налоговые
нормы регламентируют
Содержание правовых
норм о налогообложении
Налоговое право исходит
из своего предмета
1.2 Понятие правового
Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Правовое регулирование, как специально-юридическое воздействие, связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном. Оно означает осуществление правовых норм через правоотношения (Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями). Отсюда, правовое регулирование всегда означает правовое воздействие. В этом смысле регулирование - лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения.
Механизм правового
Цель механизма правового регулирования - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достичь его целей (формальный признак).
Принципы правового
Конституционный Суд РФ указал, что "общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации". При разрешении возникающих в практике спорных ситуаций Конституционный Суд РФ нередко обращается именно к налогово-правовым принципам.
1.3 Соотношение налогового
права и других отраслей права;
Современное налоговое право как подотрасль финансового права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отношений, обновляются его внутренние институты.
В науке финансового права относительно понятия налогового права нет принципиальных разногласий. Налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов. Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.
Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем налоговые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, закрепленная в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право.
Все отрасли или подотрасли права различают прежде всего по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют отношения, характеризующиеся следующими признаками:
а) устойчивостью и
б) способностью к внешнему правовому контролю;
в) нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.
Определение предмета налогового права позволяет ограничить его от других составных частей финансового права и отраслей российского права. Таким образом, можно сказать, что налоговое право - это подотрасль финансового права, нормы которой императивным и диспозитивным методами регулируют совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые нарушения.
1.4 Источники налогового права
Источники (формы) налогового права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, то есть формы внешнего содержания налогового права.
Иерархически выстроенная по юридической силе актов, составляющих источники налогового права, система таких источников выглядит так:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Специальное налоговое законодательство (в НК РФ оно именуется законодательством о налогах и сборах), которое, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:
а) федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодательство о налогах и сборах Российской Федерации), которое составляют:
Налоговый кодекс Российской Федерации;
иные федеральные законы о налогах и сборах;
б) региональное законодательство о налогах и сборах:
законы субъектов Российской Федерации;
иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ;
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.
3. Общее налоговое
4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:
а) акты органов общей компетенции:
указы Президента Российской Федерации;
постановления Правительства Российской Федерации;
подзаконные нормативные
правовые акты по вопросам, связанным
с законодательством о налогах
и сборах, принятые органами
подзаконные нормативные
правовые акты по вопросам, связанным
с налогообложением, принятые исполнительными
органами местного
б) акты органов специальной компетенции:
ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
5. Решения Конституционного Суда РФ.
6.Нормы международного
права и международные
Рассмотрим источники налогового права.
Конституция Российской Федерации.
Отдельные положения Основного
закона непосредственно содержат налогово-правовые
нормы, другие имеют большое значение
при установлении общих принципов
налогообложения, введении налогов
и сборов, формировании налоговой
политики Российской Федерации, определяют
магистральные направления
Например, ст.57 Конституции определяет: "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". На основании этой нормы в 1996 г. Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений отметил, что "установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными".