Понятие налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:37, статья

Краткое описание

НАЛОГОВОЕ ПРАВО - отрасль законодательства РФ, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

Содержание

1.Понятие налогового права, его особенности и значение.
2.Источники налогового права. Конституция РФ как источник налогового права, конституционные основы налогообложения. Налоговый кодекс РФ. Акты органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе источников налогового права. Система законодательства о налогах и сборах. Действие актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц.
3.Принципы налогового права: принцип равного налогового бремени, принцип установления налогов законами, принцип отрицания обратной силы налоговых законов, принципы полноты элементов налога в налоговом законе, принцип сочетания интересов всех субъектов налоговых отношений.
4.Налоговые правоотношения как предмет налогового права. Юридическое содержание и объект налоговых правоотношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 30.38 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Налоговое право  и налоговое законодательство в  Российской Федерации.

  1. Понятие налогового права, его особенности и значение.
  2. Источники налогового права. Конституция РФ как источник налогового права, конституционные основы налогообложения. Налоговый кодекс РФ. Акты органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе источников налогового права. Система законодательства о налогах и сборах. Действие актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц.  
  3. Принципы налогового права: принцип равного налогового бремени, принцип установления налогов законами, принцип отрицания обратной силы налоговых законов, принципы полноты элементов налога в налоговом законе, принцип сочетания интересов всех субъектов налоговых отношений.
  4. Налоговые правоотношения как предмет налогового права. Юридическое содержание и объект налоговых правоотношений.

 

1.1 Понятие налогового  права

 

 НАЛОГОВОЕ ПРАВО - отрасль  законодательства РФ, которая регулирует  общественные отношения в сфере  налогообложения, т. е. в связи  с осуществлением сбора налогов  и иных обязательных платежей, организацией и функционированием  системы органов налогового регулирования  и налогового контроля на всех  уровнях государственной власти  и местного самоуправления.

 

 Эти общественные отношения  непосредственно связаны с государственным  налоговым контролем и управлением  экономическим и социальным развитием  общества через механизм налогообложения.

 

 Данные отношения,  охватывающие разнообразные сферы  государственных, имущественных,  властно-распорядительных отношений  и составляют предмет налоговое  право. Преимущественно властный  характер этих отношений не  означает, что налоговое право  безразлично к регулированию  имущественных отношений, вытекающих  из властных.

 

 Регулятивная роль  налогового права в наибольшей  степени проявляется при функционировании  системы налоговых органов. Соответственно  налоговое право фактически выступает  в качестве юридической формы  реализации задач, функций, методов  и полномочий, возлагаемых Конституцией  и действующим законодательством  РФ на субъектов исполнительной власти, функционирующих в рамках разделения властей.  Поэтому налоговое право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой финансовой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или - правом управления). Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере налогового управления и контроля оно придает налоговым общественным отношениям характер правоотношений.

 

 Свое регулятивное  воздействие налоговое право  оказывает на налоговые общественные  отношения, придавая им тем  самым упорядоченный, т. е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре его внимания находятся те виды отношений, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций налогообложения.

 

 Налоговое право регулирует  те отношения с участием соответствующих  субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу  осуществления ими возложенных  именно на них налоговых функций.  Имеется в виду практическая  реализация принадлежащих им  юридически-властных налоговых полномочий. Без таковых налоговый орган  не может выступать в роли  субъекта исполнительной власти, осуществлять управленческие функции.  Управленческие налоговые отношения  представляют собой применение  полномочий и осуществление функций  именно субъектов исполнительной  власти.

 

Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов  норм налогового права: материальные и  процессуальные.

 

 Материальные нормы  о налогообложении характеризуются  тем, что они юридически закрепляют  комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников  регулируемых налоговым правом  финансовых отношений. В материальных  нормах находит свое выражение  тот правовой режим, в рамках  которого должна действовать  налоговая система.

 

 Материальные нормы  налогового права определяют  основы взаимодействия налогоплательщиков  и органов управления в налоговой  сфере.

 

 Процессуальные налоговые  нормы регламентируют государственное  управление и связанные с ним  управленческие отношения. Например, это нормы, определяющие порядок  приема, рассмотрения, разрешения жалоб  и заявлений налогоплательщиков; порядок производства по делам  о налоговых правонарушениях  и т.п. Их назначение сводится  к определению порядка (процедуры)  реализации юридических обязанностей  и прав, установленных нормами  материального налогового права  в рамках регулируемых налоговых  отношений.

 

 Содержание правовых  норм о налогообложении является  юридической формой экономической  сущности налогов и их фискально-регулятивной  функции.

 

 Налоговое право исходит  из своего предмета регулирования,  которым являются налоговые отношения  (как часть финансовых отношений  в государстве), возникающие в  процессе налоговой деятельности  государства и выполнения налоговых  обязательств налогоплательщиками.  Они отличаются от финансовых  отношений юридическим и экономическим  содержанием, государственными формами  их реализации, функциями налоговых  норм в государственном управлении, контроле, имущественных отношениях.

1.2 Понятие правового регулирования

 

Правовое регулирование  обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств  воздействие на общественные отношения  с целью их упорядочения. Правовое регулирование, как специально-юридическое  воздействие, связано с установлением  конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о  должном и возможном. Оно означает осуществление правовых норм через правоотношения (Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями). Отсюда, правовое регулирование всегда означает правовое воздействие. В этом смысле регулирование - лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения.

 

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления  препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

 

Цель механизма правового  регулирования - обеспечить беспрепятственное  движение интересов субъектов к  ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования - система  различных по своей природе и  функциям юридических средств, позволяющих  достичь его целей (формальный признак).

 

Принципы правового регулирования  являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства. Огромное значение имеют они и  для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться  на основе базовых подходов, установленных  налогово-правовыми принципами.

 

Конституционный Суд РФ указал, что "общие принципы налогообложения  и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным  законом обеспечивает реализацию и  соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма  в Российской Федерации". При разрешении возникающих в практике спорных  ситуаций Конституционный Суд РФ нередко обращается именно к налогово-правовым принципам.

1.3 Соотношение налогового  права и других отраслей права;  налоговое право как подотрасль финансового права

 

Современное налоговое право  как подотрасль финансового права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отношений, обновляются его внутренние институты.

 

В науке финансового права  относительно понятия налогового права  нет принципиальных разногласий. Налоговое  право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или  иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов. Некоторые  авторы определяют налоговое право  как основанную на собственных принципах  подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.

 

Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства  и местного самоуправления, носят  многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем налоговые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, закрепленная в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право.

 

Все отрасли или подотрасли права различают прежде всего по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют отношения, характеризующиеся следующими признаками:

 

а) устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность  с достаточной точностью фиксировать  правоотношения субъектов;

 

б) способностью к внешнему правовому контролю;

 

в) нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.

 

Определение предмета налогового права позволяет ограничить его  от других составных частей финансового  права и отраслей российского  права. Таким образом, можно сказать, что налоговое право - это подотрасль финансового права, нормы которой императивным и диспозитивным методами регулируют совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые нарушения.

1.4 Источники налогового  права

 

Источники (формы) налогового права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие  в процессе налогообложения, то есть формы внешнего содержания налогового права.

 

Иерархически выстроенная  по юридической силе актов, составляющих источники налогового права, система  таких источников выглядит так:

 

1. Конституция Российской  Федерации. 

 

2. Специальное налоговое  законодательство (в НК РФ оно  именуется законодательством о  налогах и сборах), которое, в  свою очередь, включает в себя  следующие элементы: 

а) федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодательство о налогах и сборах Российской Федерации), которое составляют:

 Налоговый кодекс Российской  Федерации; 

 иные федеральные законы  о налогах и сборах;

 

б) региональное законодательство о налогах и сборах:

 законы субъектов Российской  Федерации; 

 иные нормативные правовые  акты о налогах и сборах, принятые  законодательными (представительными)  органами субъектов РФ;

 

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

 

 

 

3. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие  нормы налогового права);

 

4. Подзаконные нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с налогообложением и сборами:

 

а) акты органов общей  компетенции:

 указы Президента Российской  Федерации; 

 постановления Правительства  Российской Федерации; 

 подзаконные нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с законодательством о налогах  и сборах, принятые органами исполнительной  власти субъектов РФ;

 подзаконные нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с налогообложением, принятые исполнительными  органами местного самоуправления;

 

б) акты органов специальной  компетенции:

ведомственные подзаконные  нормативные правовые акты органов  специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание  которых прямо предусмотрено  Налоговым кодексом РФ.

 

5. Решения Конституционного  Суда РФ.

 

6.Нормы международного  права и международные договоры  Российской Федерации.

 

Рассмотрим источники  налогового права.

 

Конституция Российской Федерации. Отдельные положения Основного  закона непосредственно содержат налогово-правовые нормы, другие имеют большое значение при установлении общих принципов  налогообложения, введении налогов  и сборов, формировании налоговой  политики Российской Федерации, определяют магистральные направления совершенствования  и развития налогового права и  в целом образуют конституционные  основы налогообложения.

 

Например, ст.57 Конституции  определяет: "каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы". На основании этой нормы  в 1996 г. Конституционный Суд РФ в  одном из своих постановлений  отметил, что "установить налог или  сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут  считаться "законно установленными".

Информация о работе Понятие налогового права