Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:37, статья
НАЛОГОВОЕ ПРАВО - отрасль законодательства РФ, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
1.Понятие налогового права, его особенности и значение.
2.Источники налогового права. Конституция РФ как источник налогового права, конституционные основы налогообложения. Налоговый кодекс РФ. Акты органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе источников налогового права. Система законодательства о налогах и сборах. Действие актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц.
3.Принципы налогового права: принцип равного налогового бремени, принцип установления налогов законами, принцип отрицания обратной силы налоговых законов, принципы полноты элементов налога в налоговом законе, принцип сочетания интересов всех субъектов налоговых отношений.
4.Налоговые правоотношения как предмет налогового права. Юридическое содержание и объект налоговых правоотношений.
К важным нормам Конституции Российской Федерации в области налогового права прежде всего следует отнести положения статей 8, 15, 34, 35, 46, 57, 71 (п."е", "ж", "з", "к"), 72, 74, 75, 76, 90, 104, 106, 114 (ч.3).
Специальное налоговое законодательство (специальное законодательство о налогах и сборах) включает в себя:
федеральное законодательство о налогах и сборах (Налоговый кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы о налогах и сборах);
региональное
местные акты о налогах
и сборах, принятые представительными
органами местного
Остановимся на каждой из названных групп.
Федеральное законодательство о налогах и сборах, или, как оно именуется в Налоговом кодексе, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из:
Налогового кодекса Российской Федерации;
принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
К иным федеральным законам, составляющим вместе с НК федеральное законодательство о налогах и сборах, относятся:
федеральные законы
о налогах и сборах, принятые
до введения в действие
федеральные законы
о налогах и сборах, принятые
в соответствии с Налоговым
кодексом Российской Федерации.
Региональное законодательство
о налогах и сборах состоит
из законов и иных нормативных
правовых актов о налогах и
сборах субъектов Федерации, принятых
в соответствии с НК РФ. К таким
региональным законам в первую очередь
относятся законы, вводящие на территории
этих субъектов установленные
Нормативные правовые акты
органов местного самоуправления о
местных налогах и сборах принимаются
представительными органами местного
самоуправления в соответствии с
Налоговым кодексом Российской Федерации.
К таким местным актам
Общее налоговое законодательство включает в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия "законодательство о налогах и сборах" (синоним - "специальное налоговое законодательство") и содержащие нормы налогового права.
Рассматриваемую группу источников налогового права составляют федеральные законы, направленные в первую очередь на регулирование не налоговых, а иных правоотношений, но содержащие отдельные положения о налогообложении. К таким законам, в частности, относятся: Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (в ст.3 которого предусматривается, что на референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты), Таможенный кодекс Российской Федерации, ежегодные федеральные законы о бюджете, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (п.3 ст.7 которого предусматривает, что население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан (самообложение)).
Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. В соответствии с положениями ст.3 Налогового кодекса федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Так как после принятия Конституции РФ подзаконные акты не включаются в объем понятия "законодательство", Налоговый кодекс Российской Федерации также не включает подзаконные нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах (ст.40).
Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, в свою очередь подразделяются на две группы: акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции.
К актам органов общей компетенции относятся:
а) указы Президента РФ, которые
не должны противоречить Конституции
РФ и налоговому законодательству и
имеют приоритетное значение по отношению
к другим подзаконным актам. Указы
могут приниматься по любому вопросу,
входящему в компетенцию
б) постановления Правительства РФ. В соответствии с п."б" ч.1 ст.114 Конституции Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой и налоговой политики. Постановления Правительства принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.
В предусмотренных
ставки федеральных налогов, в случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ, в порядке и в пределах, определенных Налоговым кодексом (п.1 ст.53 НК РФ);
порядок списания безнадежных
недоимок по федеральным
перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонных характер (п.2 ст.64 НК РФ);
порядок ведения Единого
государственного реестра
порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п.4 ст.131 НК РФ).
Примерами таких нормативных
правовых актов могут служить
постановления Правительства РФ
от 10 марта 1999 г. № 266 "О порядке
ведения единого
и от 6 апреля 1999 г. № 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения".
в) подзаконные нормативные
правовые акты по вопросам, связанным
с налогообложением и сборами, принятые
органами исполнительной власти субъектов
РФ. Органы исполнительной власти регионов
в предусмотренных
Примерами таких нормативных
правовых актов могут служить
постановление правительства
г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления. В соответствии с п.1 ст.4 НКРФ исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях также издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
9) подзаконные нормативные
правовые акты органов
Министерство финансов Российской Федерации;
Государственный таможенный комитет Российской Федерации;
органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.
Например, в соответствии с положениями НК ведомственными нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам утверждаются:
форма требования об уплате налога (п.5 ст.69 НК РФ);
форма налоговых уведомлений (ст.52 НК);
формы налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, формы расчетов по налогам и сборам (п.3 ст.31; п.3 ст.80 НК);
особенности постановки
на учет крупнейших
форма заявления и
свидетельства о постановке
формы извещения и специальной декларации, предусмотренные процедурой контроля за расходами физических лиц (ст.86.1, 86.3 НК);
форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (ст.89 НК);
форма и требования к составлению акта налоговой проверки (п.3 ст.100 НК);
форма акта, составленного
должностным лицом налогового
органа при обнаружении фактов,
свидетельствующих о нарушении
законодательства о налогах и
сборах лицами, не являющимися
налогоплательщиками,
К числу таких ведомственных
актов относятся приказы МНС
РФ от 22 декабря 1999 г. № АП-3-08/408 "Об
утверждении Положения о
Кроме того, Минфином и Министерством по налогам и сборам совместно издаются:
инструкции по заполнению
налоговых деклараций по
ведомственные акты, определяющие
порядок учета доходов и
Решения Конституционного Суда РФ. По-прежнему остается дискуссионным важный вопрос: является ли источником права судебная и арбитражная практика, в частности акты правосудия Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ?
Вопрос об отнесении к источникам права решений Конституционного Суда РФ практически решен. Как известно, Конституционный Суд занимается толкованием Основного закона, т.е. разъясняет смысл интерпретируемых норм. Результатом такого толкования становится правовая позиция КС, т.е. прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивировочной части постановления КС РФ; он имеет письменную форму и обладает нормативным значением.
В отношении же судебной и арбитражной практики в целом необходимо отметить, что, хотя вопрос о судебной практике как источнике права остается дискуссионным, нельзя не признать, что акты правосудия (решения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) оказывают существенное влияние на применение налогового законодательства.
Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Положениями ч.4 ст.15 Конституции предусмотрено, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Следовательно, в отечественную правовую систему введено две категории международно-правовых норм. Причем, согласно Конституции, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Под общепризнанными принципами и нормами международного права следует понимать нормы, содержащие основополагающие принципы международного права, и общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Вторую категорию составляют нормы, содержащиеся в международных договорах России.
Следует учитывать, что в
соответствии со ст.57 Конституции РФ
международные договоры по вопросам
налогообложения могут
Выделяют две группы международных актов, являющихся источниками налогового права России:
международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения, признанные цивилизованными нациями. К актам такого вида следует отнести, например, Европейскую социальную хартию, которая была принята 18 октября 1961 г. и вступила в действие в 1965 г.;