Понятие трудового стажа, значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны.

Содержание

Введение ...................................................…... ………………………………… 3
Глава I.ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. . . . . . . . . …. 5
1.1 Понятие трудового стажа в сфере социального обеспечения. . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Значение трудового стажа в системе пенсионного обеспечения . . . . . . . . … 13
Глава II. КЛАССИФИКАЦИЯ вИДОВ ТРУДОВОГО СТАЖА……………....19
2.1 Страховой стаж .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………..19
2.2Специальный трудовой стаж................………………………………………….22
2.3 Непрерывный трудовой стаж…………………………………………………...25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . .29
Список использованной литературы …………………….……..…..…….. .31

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие трудового стажа и его значение.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

Однако, то, что в ранее действующем  законодательстве, называлось специальным  трудовым стажем сохраняется и в  новом пенсионном законодательстве. Но законодатель пошел по пути сокращения льгот по пенсионному обеспечению. В этой связи из нового законодательства исключены пенсии по выслуге лет  и льготный порядок исчисления стажа. В новом законе сохранены прежние  правила исчисление специального трудового  стажа в связи с особыми  условиями работы, в том числе  стаж по выслуге лет, и в связи  с особыми социальными условиями. Предполагается, что в будущем  он будет регулироваться специальным  законом о профессиональных пенсиях.

С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности  определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями  труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

Так, например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении:

- пенсии по старости в связи  с особыми условиями труда  (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствие профессионального  заболевания или увечья, связанного  с производством, на котором  получено указанное увечье или  заболевание);

- времени начала выплаты пенсии  в связи с работой на подземных  работах, на работах с вредными  условиями труда и в горячих  цехах (в таких случаях пенсия  устанавливается: мужчинам по  достижении 50 лет и женщинам по  достижении 45 лет, если они соответственно  трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам).

Законодательство предусматривает  также и другие случаи учета специального трудового стажа.

Страховой и специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением  пенсии; момент назначения пенсии и  ее размер всецело зависят от продолжительности  этих видов стажа.

В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно  полезной деятельности. Порядок включения  периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается  нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет  тем или иным категориям граждан.

Особым видом специального трудового  стажа является и выслуга лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной продолжительности  служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается  пенсия.

Круг субъектов, имеющих право  на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые  на работах с особыми условиями  труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые  лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

В настоящее время законодательство о специальном стаже находится  в процессе реформирования. Реформа  обязательного пенсионного страхования  предусматривает переход на финансирование пенсий за выслугу лет через профессиональные пенсионные системы. С этого времени  за каждого работника, занятого в особых условиях труда, работодатель обязан платить страховые взносы по повышенному тарифу с учетом вредности, тяжести и других факторов, повышающих производственный риск. Право на пенсию для лиц, трудившихся на тяжелых и вредных работах, будет зависеть от продолжительности страхового стажа по дополнительной профессиональной системе.

2.3 Непрерывный трудовой стаж

Действующее законодательство не содержит легального определения непрерывного трудового стажа, однако анализ ряда нормативных актов позволяет  сделать вывод, что непрерывный  трудовой стаж - это продолжительность  последней непрерывной работы на одном предприятии (в учреждении, организации) или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в  трудовой деятельности не превысил установленных  законодательством сроков.

Непрерывный трудовой стаж имеет ряд  существенных отличительных признаков  от страхового и специального стажа.

Во-первых, при определении размера  пенсии или момента начала ее выплаты  непрерывность стажа не учитывается.

Во-вторых, рассматриваемый вид  трудового стажа не должен иметь  превышающих установленные пределы  промежутков времени, в течение  которых трудоспособный работник не осуществлял трудовой деятельности и не предпринимал действий к трудоустройству. Данное условие является определяющим при установлении непрерывности  стажа.

Как верно отмечает С.Г. Кулюхин, непрерывный  трудовой стаж является самостоятельной  оценочной категорией трудовой деятельности работника, характеризующей не общую  продолжительность времени работы, а конкретный промежуток трудового  стажа работника. 16

Юридическое значение непрерывного трудового  стажа заключается в том, что  он является основным критерием при  определении размера пособия  по временной нетрудоспособности, т.е. продолжительность непрерывного трудового  стажа влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности. В  зависимости от непрерывного стажа  работы определяется социальное обеспечение  и в отношении одиноких матерей. Действует особый порядок выплаты  пособий по уходу за больными детьми. Так, пособие по уходу за больным  ребенком в размере от 60 до 100% (конкретный размер которого как раз определяется в зависимости от непрерывного стажа). В зависимости от непрерывного стажа  определяются «северные надбавки».

В настоящее время действует  целый комплекс разно уровневых  нормативных актов регулирующих порядок исчисления непрерывного трудового  стажа.

Непрерывный трудовой стаж у работника, уволенного в связи с истечением срока трудового договора, по общему правилу, сохранится, если перерыв между  датой увольнения и датой поступления  на новую работу не превысит одного месяца. Например, если работник уволен 5 января (последний день его работы), то его трудовой стаж не прервется, если он поступит на работу не позднее 6 февраля.

Согласно п.п. 2-10 Правил непрерывный  трудовой стаж сохраняется:

1) при увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию  без уважительных причин непрерывный  трудовой стаж сохраняется при  условии, что перерыв в работе  не превысил трех недель. Причины,  признаваемые уважительными при  увольнении по собственному желанию,  определяются Государственным комитетом  СССР по труду и социальным  вопросам и ВЦСПС.

2) если перерыв в работе не  превысил двух месяцев в случае:

- поступления на другую работу  лиц, работавших в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностях, после увольнения с  работы по истечении срока  трудового договора;

- поступления на работу в  Российской Федерации после освобождения  от работы в учреждениях, организациях  и на предприятиях Российской  Федерации за границей или  в международных организациях;

- поступления на работу в  Российской Федерации граждан,  переселившихся из стран, с  которыми Россия заключила соглашения  или договоры о социальном  обеспечении, после освобождения  от работы в учреждениях, организациях  и на предприятиях этих стран  (двухмесячный период в этом  случае исчисляется начиная со  дня приезда в Россию).

3) если перерыв в работе не  превысил трех месяцев в случае:

- поступления на работу лиц,  высвобождаемых с предприятий,  из учреждений и организаций  в связи с их реорганизацией  или ликвидацией либо осуществлением  мероприятий по сокращению численности  или штата работников, а также  при поступлении на работу  рабочих и служащих, увольняемых  из частей, учреждений, организаций  из предприятий Вооруженных Сил  Российской Федерации в связи  с проведением мероприятий по  сокращению их в соответствии  с решениями Правительства РФ;

- поступления на работу после  окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с  действующим законодательством  увольнение с прежней работы, а также при поступлении на  работу после увольнения с  работы в связи с инвалидностью  либо после увольнения инвалидов  по другим основаниям (кроме оснований,  не обеспечивающих сохранение  непрерывного стажа), по которым  не установлены более льготные  условия сохранения непрерывного  трудового стажа (трехмесячный  период в этих случаях исчисляется  начиная со дня восстановления  трудоспособности, дня вынесения  заключения об этом врачебно-консультационной комиссией (ВКК) либо дня, по который была установлена инвалидность);

- поступления на работу после  увольнения вследствие обнаружившегося  несоответствия работника занимаемой  должности или выполняемой работе  по состоянию здоровья, препятствующему  продолжению данной работы (согласно  медицинскому заключению, вынесенному  в установленном порядке);

- поступления на работу учителей  начальных классов общеобразовательных  школ, освобожденных от работы  в школе в связи с переводом  4-х классов на систематическое  преподавание основ наук и  временным сокращением числа  учащихся начальных классов.

4) независимо от продолжительности  перерыва в работе в случае:

- поступления на работу после  увольнения по собственному желанию  в связи с переводом мужа  или жены на работу в другую  местность;

- поступления на работу после  увольнения по собственному желанию  в связи с уходом на пенсию  по старости либо после увольнения  пенсионера по старости по  другим основаниям, кроме оснований,  не обеспечивающих сохранение  непрерывного стажа (это правило  распространяется также на пенсионеров,  получающих пенсии по другим  основаниям, например за выслугу  лет, если они одновременно  имеют право на пенсию по  старости).

У работников, которые увольняются  в связи с переходом на пенсию по старости, при последующем поступлении  на работу продолжительность перерыва в трудовом стаже не имеет значения для исчисления непрерывного стажа. Стаж, имевшийся у них к моменту  увольнения, сохраняется и присоединяется к стажу по новому месту работы.

Согласно действующему законодательству непрерывный стаж у работника  прерывается, если он в течение года дважды увольняется по собственному желанию без уважительных причин. Если работник уволился по собственному желанию первый или (и) второй раз  по уважительной причине, непрерывный  стаж у него не прервется, если перерывы между днем увольнения и днем поступления на новую работу не превысили установленных сроков, в течение которых непрерывный стаж сохраняется.

В соответствии с данным нормативным  актом трудовой стаж суммируется  независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.

Работа по договору подряда выполняется  в рамках гражданско-правового договора, заключаемого в соответствии с правилами  гл. 37 ГК РФ «Подряд». Работа же, о которой  идет речь в Правилах, предполагает выполнение работником трудовых функций  по трудовому договору (контракту), заключаемому в соответствии со ст. 56 ТК РФ. Что касается иных видов  деятельности, перечисленных в Правилах и засчитываемых в непрерывный  трудовой стаж, то работа по договору подряда  также не включена в указанный  перечень.

Таким образом, работа по договору подряда  не включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.

Заключение

Итак, в заключение работы подведем итоги по проделанному исследованию.

Рассмотрение трудового стажа  в современном праве социального  обеспечения возможно только в русле  реформирования законодательства о  пенсионном обеспечении. И среди  существенных недостатков современной  пенсионной реформы специалисты  отмечают, что размер стажа практически  не влияет на размер будущей пенсии работника. Между тем было бы справедливо, чтобы заработки и стаж работника  предопределяли величину его пенсии, и он был бы заинтересован уплачивать пенсионные взносы, которые будут  использованы на содержание нынешних пенсионеров.

Принципиальным отличием новых  законов является то, что для получения  права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Во многом современное правовое регулирование трудового стажа  строится на нормативных актах, которые  уже давно морально устарели (И  это несмотря на принятие целого комплекса  законов). Несомненно, что необходимо их обновление и систематизация. Нормы  о различных видах стажа (зачастую даже противоречащие друг другу) «разбросаны» по десяткам разно уровневых нормативных актов. Возможно, что идеальным вариантом было бы принятие трех-четырех консолидирующих акта, которые бы вобрали в себя все положения о трудовом стаже, не урегулированные законодательными актами.

Таким образом, трудовой стаж является определённым критерием оценки (измерения) трудового вклада человека, с учётом которого предоставляются конкретные виды социального обеспечения и  устанавливается его уровень. В  нём можно выделить количественный и качественный показатели. Первый показатель свидетельствует об общей, суммарной продолжительности трудовой и некоторой иной деятельности, а второй отражает особенности трудовой и иной деятельности (в определённых условиях, местности и т.д.). Задачи, сформулированные во введении, решены, цель работы достигнута.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. М. : Проспект. 2011.
  2. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета.   24 июля 2009.
  3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета.      28 сентября 2010.
  4. Федеральный закон от 25.11.2008г. № 214 ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.»// Российская газета. 25 ноября 2011.
  5. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ ««Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Российская газета.   3 декабря 2011.
  6. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Российская газета.   27 июля 2010.
  7. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // 2009. № 30 ст. 3738
  8. Белянинова, Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"                     // Российская газета. 2010.
  9. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"// Российская газета. 28 июля 2012.
  10. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 27 декабря 2009.
  11. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах») // Российская газета. 3 декабря 2011.
  12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -7 января 2002 г. (Часть I). - №1. - Ст. 3.

Информация о работе Понятие трудового стажа, значение