Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 14:13, доклад
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" практически полностью изменил не только порядок проведения налоговых проверок, но и процедуру производства по делам о налоговых правонарушениях. Новая редакция ст. 87 НК РФ четко указывает, что к налоговым проверкам относятся только камеральные и выездные проверки.
Приостановление допускается не более
одного раза по каждому лицу, от которого
потребовали документы.
Общий срок приостановления выездной
налоговой проверки не может превышать
шесть месяцев. В случае если она была
приостановлена на основании информации,
представленной иностранными государственными
органами в рамках международных договоров
Российской Федерации, и в течение шести
месяцев налоговый орган не смог получить
запрашиваемую информацию от указанных
органов, срок приостановления проверки
может быть увеличен на три месяца.
На период приостановления выездной налоговой
проверки приостанавливаются действия
налогового органа по истребованию документов
у налогоплательщика, которому в этом
случае возвращаются все подлинники, истребованные
при проведении проверки, за исключением
документов, полученных в ходе проведения
выемки, а также приостанавливаются действия
налогового органа на территории (в помещении)
налогоплательщика, связанные с указанной
проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ).
Окончание проверки.
Четкое определение даты окончания проверки
гарантирует налогоплательщику стабильность
в осуществлении хозяйственной деятельности,
а также защищает его от произвольного
и продолжительного вмешательства налогового
органа в его деятельность. В пункте 15
ст. 89 НК РФ указывается, что в последний
день проведения выездной налоговой проверки
проверяющий обязан составить справку,
в которой фиксируются предмет проверки
и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику
(его представителю). Получается, что день
вручения справки - это последний день
проверки.
Тем не менее в п. 8 ст. 89 НК РФ указывается,
что срок проверки исчисляется до дня
составления, а не вручения справки о проведенной
проверке.
Пунктом 15 ст. 89 НК РФ отдельно предусмотрено,
что налоговый орган может направить налогоплательщику
справку о проведенной проверке заказным
письмом, если тот уклоняется от ее получения.
Бремя доказывания факта уклонения налогоплательщика
от получения справки лежит на налоговом
органе. Однако существует и иная позиция,
состоящая в том, что дата окончания проверки
совпадает с датой составления справки,
а нарушение срока вручения справки не
влечет для налогового органа никаких
негативных последствий.
Оформление результатов проверки
Порядок оформления результатов проверки
приведен в статье 100 НК РФ. Любое отступление
от этого порядка позволяет вам требовать
в суде признать недействительным решение,
принятое налоговой инспекцией по результатам
проверки.
После окончания проверки сотрудник налоговой
инспекции составляет справку о проведенной
проверке. В ней указываются предмет проверки
и сроки ее проведения. Форма справки приведена
в приказе ФНС России от 31 мая 2007 года N
ММ-3-06/338@.
После получения справки фирма вправе
отказаться представлять проверяющим
любые дополнительные материалы, так как
проверка уже закончена.
Не позднее двух месяцев с момента составления
справки о проведенной проверке сотрудники
налоговой инспекции должны оформить
акт проверки (ст. 100 НК РФ).
В акте приводятся выявленные нарушения
налогового законодательства, а также
выводы и предложения проверяющих по их
устранению и применению санкций. К акту
должны быть приложены все документы (например,
протоколы), связанные с проведением проверки.
Форма акта утверждена приказом ФНС России
от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338@.
Ваша подпись на акте - это формальность.
Если вы откажетесь подписывать акт, налоговая
инспекция просто поставит на нем соответствующую
отметку - на дальнейшее развитие событий
это никак не повлияет.
Поэтому, если вы не согласны с выводами,
изложенными в акте, вы можете не подписывать
его или подписать, но сделать оговорку
о своем несогласии.
Акт вручается руководителю фирмы под
расписку.
Если вы уклоняетесь от получения акта,
налоговая инспекция отправит его по почте
заказным письмом. В этом случае датой
вручения акта считается шестой день с
даты отправки заказного письма.
Акт налоговой проверки - это очень важный
документ. Если ваш спор с налоговой инспекцией
дойдет до суда, то исход дела во многом
будет зависеть от того, насколько правильно
составлен акт. Все ошибки и неточности
в нем вы можете обратить в свою пользу.
Поэтому, получив акт, обязательно проверьте:
- соответствует ли он установленной форме,
есть ли в наличии все указанные в нем
приложения и расчеты;
- правильны ли расчеты, сделанные сотрудниками
налоговой инспекции;
- не вышли ли проверяющие за круг вопросов,
указанных в решении о проведении проверки;
- не нарушены ли сроки проверки;
- содержит ли акт ссылки на нормативные
документы, положения которых вы нарушили,
а также на статьи Налогового кодекса
РФ, предусматривающие ответственность
за эти нарушения;
- действовали ли на момент совершения
нарушения нормативные акты, на которые
ссылается инспекция;
- каковы были ставки налогов на момент
нарушения.
Возражения по Акту.
Если вы обнаружили ошибки, вы можете направить руководителю налоговой инспекции свои возражения. На это закон (ст. 100 НК РФ) дает вам 15 рабочих дней со дня получения акта. Разногласия по акту проверки излагаются в свободной форме.
Решение по результатам проверки
После истечения пятнадцатидневного
срока, отведенного вам для представления
возражений по акту, все материалы по проверке
передаются руководителю (заместителю
руководителя) налоговой инспекции.
В течение 10 рабочих дней он должен рассмотреть
их и принять решение.
Этот срок может быть продлен, но не более
чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа извещает о времени
и месте рассмотрения материалов налоговой
проверки лицо, в отношении которого проводилась
эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась
налоговая проверка, вправе участвовать
в процессе рассмотрения материалов указанной
проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась
налоговая проверка (его представителя),
извещенного надлежащим образом о времени
и месте рассмотрения материалов налоговой
проверки, не является препятствием для
рассмотрения материалов налоговой проверки,
за исключением тех случаев, когда участие
этого лица будет признано руководителем
(заместителем руководителя) налогового
органа обязательным для рассмотрения
этих материалов.
Если налоговая инспекция этого не сделала, вы можете в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор.
По результатам рассмотрения материалов
проверки руководитель налоговой инспекции
или его заместитель может принять следующие
решения:
- привлечь налогоплательщика к ответственности
за выявленные нарушения;
- не привлекать налогоплательщика к ответственности;
- провести дополнительные мероприятия
налогового контроля.
В случае необходимости получения дополнительных
доказательств для подтверждения факта
совершения нарушений законодательства
о налогах и сборах или отсутствия таковых
руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа вправе вынести решение
о проведении в срок, не превышающий один
месяц, дополнительных мероприятий налогового
контроля (ст.101 НК РФ).
В решении о назначении дополнительных
мероприятий налогового контроля излагаются
обстоятельства, вызвавшие необходимость
проведения таких дополнительных мероприятий,
указываются срок и конкретная форма их
проведения.
В качестве дополнительных мероприятий
налогового контроля может проводиться
истребование документов в соответствии
со статьями 93 и 93.1 настоящего Кодекса,
допрос свидетеля, проведение экспертизы.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
излагаются обстоятельства, послужившие
основанием для такого отказа. В решении
об отказе в привлечении к ответственности
за налоговые правонарушения могут быть
указаны размер недоимки, если эта недоимка
была выявлена в ходе проверки, и сумма
соответствующих пеней.
В решении о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
либо в решении об отказе в привлечении
к ответственности за совершение налогового
правонарушения указываются срок, в течение
которого лицо, в отношении которого вынесено
решение, вправе обжаловать указанное
решение, порядок обжалования решения
в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему
должностному лицу), а также наименование
органа, его место нахождения, другие необходимые
сведения.
Вступление в силу решения.
Решение о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
и решение об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
вступают в силу по истечении 10 дней со
дня вручения лицу (его представителю),
в отношении которого было вынесено соответствующее
решение.
В случае подачи апелляционной жалобы
на решение налогового органа в порядке,
предусмотренном статьей 101.2 настоящего
Кодекса, указанное решение вступает в
силу со дня его утверждения вышестоящим
налоговым органом полностью или в части.
Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее
решение, вправе исполнить решение полностью
или в части до вступления его в силу. При
этом подача апелляционной жалобы не лишает
это лицо права исполнить не вступившее
в силу решение полностью или в части.
Требование об уплате недоимки, пеней
и штрафов
Кроме решения о привлечении к ответственности
налоговая инспекция должна вручить фирме
требование об уплате недоимки, пеней
и штрафов. Сделать это она должна в течение
10 рабочих дней с момента вступления в
силу решения о привлечении к ответственности
(решение вступает в силу через 10 рабочих
дней после вынесения).
Формы требований приведены в приказе
ФНС России от 1 декабря 2006 года N САЭ-3-19/825.
В них налоговая инспекция должна указать
все необходимые данные, чтобы можно было
понять, что за налог вам приходится доплачивать
и какой платить штраф.
Обеспечительные меры.
После вынесения решения о привлечении
к ответственности за совершение налогового
правонарушения или решения об отказе
в привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения руководитель
(заместитель руководителя) налогового
органа вправе принять обеспечительные
меры, направленные на обеспечение возможности
исполнения указанного решения, если есть
достаточные основания полагать, что непринятие
этих мер может затруднить или сделать
невозможным в дальнейшем исполнение
такого решения и (или) взыскание недоимки,
пеней и штрафов, указанных в решении.
Для принятия обеспечительных мер руководитель
(заместитель руководителя) налогового
органа выносит решение, вступающее в
силу со дня его вынесения и действующее
до дня исполнения решения о привлечении
к ответственности за совершение налогового
правонарушения или решения об отказе
в привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения либо до дня
отмены вынесенного решения вышестоящим
налоговым органом или судом.
Обеспечительными мерами могут быть:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог)
имущества налогоплательщика без согласия
налогового органа.
2) приостановление операций по счетам
в банке в порядке, установленном статьей
76 настоящего Кодекса.
По просьбе лица, в отношении которого
было вынесено решение о принятии обеспечительных
мер, налоговый орган вправе заменить
обеспечительные меры, предусмотренные
пунктом 10 статьи 101, на:
1) банковскую гарантию, подтверждающую,
что банк обязуется уплатить указанную
в решении о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
или решении об отказе в привлечении к
ответственности за совершение налогового
правонарушения сумму недоимки, а также
суммы соответствующих пеней и штрафов
в случае неуплаты этих сумм принципалом
в установленный налоговым органом срок;
2) залог ценных бумаг, обращающихся на
организованном рынке ценных бумаг, или
залог иного имущества, оформленный в
порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего
Кодекса;
3) поручительство третьего лица, оформленное
в порядке, предусмотренном статьей 74
настоящего Кодекса.
Порядок обжалования решения налогового органа.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в порядке, определяемом статьей 101.2 НК РФ.
Решение о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
или решение об отказе в привлечении к
ответственности за совершение налогового
правонарушения, не вступившее в силу,
может быть обжаловано в апелляционном
порядке путем подачи апелляционной жалобы.
В случае, если вышестоящий налоговый
орган, рассматривающий апелляционную
жалобу, не отменит решение нижестоящего
налогового органа, решение нижестоящего
налогового органа вступает в силу с даты
его утверждения вышестоящим налоговым
органом.
В случае, если вышестоящий налоговый
орган, рассматривающий апелляционную
жалобу, изменит решение нижестоящего
налогового органа, решение нижестоящего
налогового органа с учетом внесенных
изменений вступает в силу с даты принятия
соответствующего решения вышестоящим
налоговым органом.
Вступившее в силу решение о привлечении
к ответственности за совершение налогового
правонарушения или решение об отказе
в привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения, которое не
было обжаловано в апелляционном порядке,
может быть обжаловано в вышестоящий налоговый
орган.
По ходатайству лица, обжалующего решение
налогового органа, вышестоящий налоговый
орган вправе приостановить исполнение
обжалуемого решения.
Пункт 5 статьи 101.2 НК РФ (в редакции Федерального
закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) применяется
к правоотношениям, возникающим с 1 января
2009 г
Решение о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
или решение об отказе в привлечении к
ответственности за совершение налогового
правонарушения может быть обжаловано
в судебном порядке только после обжалования
этого решения в вышестоящем налоговом
органе. В случае обжалования такого решения
в судебном порядке срок для обращения
в суд исчисляется со дня, когда лицу, в
отношении которого вынесено это решение,
стало известно о вступлении его в силу.
Камеральная проверка деклараций, проверенных в ходе выездной проверки
Камеральная налоговая проверка (ст.88
НК РФ) проводится по месту нахождения
налогового органа на основе налоговых
деклараций (расчетов) и документов, представленных
налогоплательщиком, а также других документов
о деятельности налогоплательщика, имеющихся
у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится
уполномоченными должностными лицами
налогового органа в соответствии с их
служебными обязанностями без какого-либо
специального решения руководителя налогового
органа в течение трех месяцев со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации
(расчета) и документов, которые в соответствии
с настоящим Кодексом должны прилагаться
к налоговой декларации (расчету), если
законодательством о налогах и сборах
не предусмотрены иные сроки.
Поскольку проверка налоговых деклараций в ходе выездной проверки не освобождает налогоплательщика от подачи деклараций в налоговый орган, то и камеральная проверка деклараций, проверенных в ходе выездной проверки законна.
Информация о работе Порядок проведения выездной налоговой проверки