Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:39, курсовая работа
Актуальность темы. Становление в России основ рыночной экономики породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.
Потребительская кооперация представляет собой весьма ёмкое социально-экономическое явление с явно выраженным гражданским содержанием, о чем можно судить по одному из последних определений потребкооперации, приведенном в экономической литературе. «Потребительское общество – это социальное, экономическое, техническое и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачи по удовлетворению спроса населения, его социально – экономической поддержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск».
Введение
Актуальность темы. Становление в России основ рыночной экономики породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.
Потребительская кооперация представляет собой весьма ёмкое социально-экономическое явление с явно выраженным гражданским содержанием, о чем можно судить по одному из последних определений потребкооперации, приведенном в экономической литературе. «Потребительское общество – это социальное, экономическое, техническое и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачи по удовлетворению спроса населения, его социально – экономической поддержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск».
Во-первых, потребительская кооперация есть многофункциональное образование, с доминированием в нем общегражданских задач, решаемых на основе выработки самостоятельных решений и ответственности за риск. Во-вторых, потребительская кооперация-это организация со своей организационной культурой, функциями и методами управления, обеспечивающими ей статус равноправного участника системы рыночных отношений. И, в-третьих, потребительская кооперация – это наиболее демократичная самоуправляющаяся организация, где социальная миссия подчиняет хозяйственную деятельность интересам пайщиков и слабозащищенных слоев населения
Во-вторых, искоренение бедности – посредством, прежде всего, решения проблемы занятости на селе путем новых рабочих мест на предприятиях потребкооперации, задействуя и расширяя производственные мощности; внедрения малых производств; наращивания объемов деятельности; через закупку всего, что выращивается на подворьях, и обеспечение сбыта; через создание подсобных хозяйств; развитие народничества, народных промыслов, сферы бытового обслуживания.
В настоящее время в потребкооперации активно идет процесс расширения кооперативного сервиса, освоения новых видов услуг. В закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребкооперация имеет не только резерв роста собственного производства и соответственно товарооборота, но и мощный источник, который позволяет людям зарабатывать на жизнь, решать проблему занятости населения.
В настоящее время, по мере накопления оборотного капитала, многие потребительские общества, исходя из потребностей рынка диверсифицируют свои производства. Формирование нового качества управления потребительской кооперацией, способствуя повышению его эффективности в решении социально-экономических задач, будет обеспечивать преодоление кризисных, негативных тенденций в этом секторе народно-хозяйственного комплекса. При этом ориентация на усиление в управлении стратегических тенденций обеспечит возможность долговременного динамического развития потребительской кооперации, которая в настоящее время уже не командно-административная по форме, но еще и не рыночная по содержанию, охраняющая и усиливающая свою социальную миссию. Все выше сказанное и обуславливает актуальность исследования потребительской кооперации в современном контексте.
1.Потребительская
кооперация – система
Потребительская кооперация — система потребительских обществ и союзов потребительских обществ
В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение потребительской кооперации:
Потребительская кооперация — система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
Таким образом, законом установлено, что система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских обществ и союзов потребительских обществ.
В потребительской кооперации могут создаваться и другие организации, например хозяйственные товарищества, образовательные учреждения, однако их единственными учредителями являются потребительские общества и потребительские союзы.
Потребительское общество — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
В этом пространном определении отражены следующие черты потребительского общества:
— потребительское общество — коллективная организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства;
— начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;
— потребительское общество осуществляет совместную торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность;
— цель потребительского общества — его социальная миссия — удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов.
Следует подчеркнуть, что потребительские общества создаются по территориальному признаку и являются местными организациями. Члены каждого потребительского общества знают друг друга, знают семьи и их социальные нужды. Это в значительной степени способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей и принципов.
Потребительские общества классифицируются на виды:
а) по территориальному признаку:
— сельское потребительское общество — сельпо;
— городское потребительское общество — горпо;
— районное потребительское общество — райпо;
б) по социальному или профессиональному составу членов:
— рабочее потребительское общество (рабочий кооператив) —раб-кооп;
— рыболовецкое потребительское общество (рыболовецкий кооператив) — рыбкооп;
— студенческое потребительское общество — студпо;
— ученическое потребительское общество — учпо.
Потребительские общества — первичные основные организации системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают союзы. Если не будут образованы потребительские общества, то не будет и их союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.
Союз потребительских обществ1 — это добровольное объединение потребительских обществ разного уровня: районного, областного, краевого, республиканского, центрального.
Объединение потребительских обществ в союзы обеспечивает им более прочное правовое положение в регионе и в стране, а их социально-экономическая деятельность становится более организованной и защищенной в условиях рыночных отношений.
Система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую организационную структуру.
Рассмотрим организационную структуру системы потребительской кооперации.
В основу организационного
построения системы потребительской кооперации
положен принцип административно-
Первый уровень системы образуют потребительские общества как добровольные объединения граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).
Второй уровень системы занимают районные (окружные) союзы потребительских обществ — добровольные объединения потребительских обществ на территории районов (национальных округов).
Третий уровень системы составляют областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ — добровольные объединения потребительских обществ областей, краев, республик.
Четвертый уровень системы представлен Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюзом РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ страны.
Большинство районных союзов (рай-потреб союзов) и их потребительские общества преобразованы в районные потребительские общества — райпо (рис 1.)
Основное преимущество создания рай-по в условиях рыночных отношений — это концентрация капитала, а значит, упрочение положения
потребительских обществ. Районные
потребительские общества — это
крупные конкурентоспособные
Райпо, как любое потребительское общество, объединяет пайщиков, поэтому образует первый уровень системы потребительской кооперации.
Образование райпо способствует формированию трехуровневой системы потребительской кооперации (рис. 2).
Потребительская кооперация является крупной системой, объединяющей около 3000 потребительских обществ, свыше 200 районных и окружных потребсоюзов, 77 областных, краевых, республиканских потребсоюзов и Центросоюз РФ.
Переход с четырехуровневой на трехуровневую организационную структуру способствует сокращению числа потребительских обществ и их укрупнению, улучшает управляемость системы.
Таким образом, потребительские
общества и потребительские союзы
образуют четырехуровневую или трехуровневую
организационную структуру
Структура органов управления и контроля потребительских обществ и союзов потребительских обществ
В Гражданском кодексе Российской Федерации указано, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Потребительские общества и
потребительские союзы как
При изучении органов управления следует учитывать, что в зависимости от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские общества без кооперативных участков (небольшие) и потребительские общества с кооперативными участками (крупные). Их органы управления отличаются.
Потребительское общество без
кооперативных участков создается
в тех случаях, когда количество
пайщиков невелико и можно всех пайщиков
привлечь для участия в общем
собрании. Потребительское общество
с кооперативными участками создается
тогда, когда пайщиками
Причем максимальное количество
пайщиков в потребительском обществе
не ограничено: на одно потребительское
общество может приходиться и
несколько сотен, и несколько
тысяч пайщиков. В потребительской
кооперации преобладают крупные
потребительские общества. В таких
потребительских обществах
Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пункта, одна улица города или другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 300 человек).
Органы управления потребительского общества без кооперативных участков (небольшого потребительского общества) следующие:
— высший орган управления — общее собрание пайщиков потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в год;
— представительный орган управления — совет потребительского общества; совет избирается общим собранием пайщиков и осуществляет управление в период между общими собраниями пайщиков;
— исполнительный орган управления — правление потребительского общества; назначается советом как орган профессионального менеджмента для осуществления руководства финансово-хозяйственной деятельностью;
— контрольный орган управления — ревизионная комиссия потребительского общества, которая избирается общим собранием пайщиков и контролирует соблюдение устава потребительского общества, его финансовую и хозяйственную деятельность.
В потребительском обществе
с кооперативными участками (т. е. в
крупном потребительском
— высший орган управления — общее собрание уполномоченных потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в год;
— высший орган управления кооперативного участка — собрание пайщиков кооперативного участка, созывается не реже 1 раза в год;
— представительный орган управления — совет потребительского общества.
2. Механизм взаимодействия
экономических интересов
Участие пайщиков в деятельности
потребительского общества в основном
связано с экономической
Основными формами экономического участия пайщиков являются:
— покупка товаров и услуг в предприятиях потребительского общества;
— внесение паевых взносов и вкладов в потребительское общество;
— поставка сельскохозяйственной и другой продукции в потребительское общество;
— труд в потребительском обществе.
Пайщики могут принимать и другое участие в хозяйственных операциях потребительского общества.
Механизм взаимодействия
экономических интересов