Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:39, курсовая работа
Актуальность темы. Становление в России основ рыночной экономики породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.
Потребительская кооперация представляет собой весьма ёмкое социально-экономическое явление с явно выраженным гражданским содержанием, о чем можно судить по одному из последних определений потребкооперации, приведенном в экономической литературе. «Потребительское общество – это социальное, экономическое, техническое и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачи по удовлетворению спроса населения, его социально – экономической поддержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск».
Интересы пайщиков как членов потребительского общества заключаются в следующем:
— покупке в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг на более выгодных условиях;
— получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;
— сбыте потребительскому обществу сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков-товаропроизводителей ;
— предоставлении потребительским обществам рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;
— социальной защите (в ней заинтересованы как пайщики-работники, так и пайщики, не работающие в потребительском обществе).
Потребительское общество,
стремясь выполнить социальную миссию,
заинтересовано в том, чтобы пайщики
активно участвовали в
— покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;
— вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;
— поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохозяйственную и другую продукцию.
Потребительское общество также
заинтересовано в том, чтобы работающие
пайщики были квалифицированными работниками
и добросовестно трудились в
хозяйственных предприятиях—
Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.
Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.
Повышение экономического участия
пайщиков в значительной степени
зависит от условий, созданных государственными
органами и организациями
Потребительское общество заинтересовано в активном экономическом участии пайщиков, так как это участие способствует более эффективной работе потребительского общества и получение дохода от хозяйственной деятельности.
Обоснование преимуществ экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества
По экономическому
участию всех пайщиков можно
разделить на пайщиков-
Все пайщики принимают
участие в формировании
Пайщики-вкладчики. Пайщики
вносят денежные вклады в
Потребительское общество
имеет от пайщика-вкладчика
Пайщики-покупатели. Пайщики
проживают на той же
Значит, покупка товаров
в потребительском обществе
Для потребительского
общества покупка пайщиками
Увеличение объемов
продажи товаров и услуг
Пайщики-поставщики. Многие
пайщики ведут личное
Потребительское общество
закупает сельскохозяйственную
продукцию у пайщиков. В этом
случае пайщики-
Развитие народных
промыслов значительно
Пайщики-работники реализуют
в потребительском обществе
Потребительское общество
предоставляет пайщикам
Следует отметить, что,
увеличивая рабочие места,
Обоснование преимуществ
экономического участия
Взаимоотношения между пайщиками и потребительскими обществами осуществляются на основе баланса экономических и социальных интересов.
Пайщики как члены потребительского общества заинтересованы: в получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества; в покупке товаров и услуг, а также в сбыте продукции на выгодных условиях; в рабочих местах и в социальной защите.
Потребительские общества заинтересованы в экономическом участии в деятельности потребительского общества пайщиков-вкладчиков, пайщиков-поставщиков, пайщиков-сдатчиков, пайщиков-работников, так как участие пайщиков способствует увеличению объемов деятельности и получению дохода потребительским обществом.
Для развития взаимовыгодных отношений между пайщиками и потребительскими обществами должны быть созданы необходимые правовые и экономические условия.
3. Кадровая политика потребительских обществ.
Сохранение и развитие кадрового потенциала потребительской кооперации
Основы кадровой политики потребительской кооперации в XXI в. заложены в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации на 1998— 2002 гг., они апробированы практикой. В новом документе Центросоюза - Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года — сохранены основные направления кадровой политики кооперативной системы.
Кадровая политика потребительской кооперации на период до 2010 г. включает следующие основные направления:
1) сохранение и развитие кадрового потенциала;
2) обеспечение высокого качества подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров потребительской кооперации;
3) создание эффективной
системы социальной защиты
Важнейшим направлением кадровой
политики каждой организации потребительской
кооперации (потребительских обществ
и их союзов) являются сохранение и
развитие кадрового потенциала. Проблема
сохранения постоянного контингента
работников, уменьшения оттока кадров
из потребительской кооперации существует,
и ее решает каждая организация как
самостоятельное юридическое
Проблема кадров и проблема
развития отраслей хозяйственной деятельности
каждой организации — это
С целью сохранения и развития кадрового потенциала в каждой организации ведется следующая работа:
— планирование потребности в кадрах;
— подготовка кадров; .
— привлечение в кооперацию молодежи и создание условий для служебной карьеры; . ,
— рациональный подбор и расстановка кадров так, чтобы обеспечить сочетание опытных и молодых работников;
— выдвижение женщин и молодежи на руководящие должности;
— формирование кадрового резерва с целью заполнения образовавшихся вакантных должностей подготовленными работниками;
— материальное и моральное стимулирование работников;
— организация воспитательной работы с кадрами, направленной на формирование трудовых коллективов, способных к эффективной совместной деятельности в самоуправляемой кооперативной организации.
Работа с кадрами —
прямая обязанность руководителя организации.
Поэтому сохранение и развитие кадрового
потенциала в значительной степени
зависят от председателей советов
и председателей правлений
Обеспечение высокого качества подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров потребительской кооперации
Обеспечение высокого качества подготовки, повышения квалифика-ции и переподготовки кадров — неотъемлемая часть кадровой политики потребительской кооперации.
Подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров в потребительской кооперации ведут учебные заведения: вузы, техникумы, колледжи и профессионально-технические училища.
Качество подготовки специалистов зависит от качественного состава преподавателей. Поэтому преподаватели учебных заведений постоянно повышают свою квалификацию, совершенствуют не только теоретические, но и практические знания.
Для качественной подготовки
кадров необходима современная материально-
В перспективных направлениях подготовки специалистов для рыночной экономики намечено:
— подготовку специалистов осуществлять с учетом требований рыночной экономики: вводить необходимые дисциплины, усилить компьютерную подготовку; вырабатывать способность к самообразованию;
— развивать у студентов качества, необходимые в управленческой деятельности: организованность, дисциплину, доброжелательность, коммуникабельность, доверие к людям, стремление к самообразованию;
— воспитывать у студентов общую и физическую культуру, черты сотрудничества и солидарности.
В кадровой политике по образованию
особое значение уделяется качественной
подготовке специалистов непосредственно
для потребительской
Союзы потребительских обществ
и потребительские общества заключают
договоры с учебными заведениями
на подготовку и переподготовку специалистов.
Потребительским обществам и
их союзам нужны специалисты, хорошо
знающие особенности развития потребительской
кооперации, кооперативные ценности
и принципы. Из таких специалистов
может формироваться аппарат
управления кооперативных организаций,
способный сохранить
Повышению качества подготовки
специалистов в вузах способствует
развитие научных исследований. Поэтому
высшие учебные заведения должны
усилить научно-