Права налогоплательщиков и плательщиков сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:03, контрольная работа

Краткое описание

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, налоги имеют большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.
С юридической точки зрения, налог – установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………… 3
Вопрос 1. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов………………….…………………………………………………… 4
Вопрос 2. Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика………………………………………..
Вопрос 3. Порядок зачёта или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа……………………………………………..
Задача………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..………..…. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..……………………... 23

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..…………

3

Вопрос 1. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов………………….……………………………………………………

4

Вопрос 2. Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика………………………………………..

 

Вопрос 3. Порядок зачёта или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа……………………………………………..

 

Задача………………………………………………………………………

 

7

 

12

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..………..….

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..……………………...

23

   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Существование любого современного государства неразрывно связано  с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин  Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке. Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный  фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором, и наоборот, хотя и существуют определенные различия. Так, при уплате пошлины или сбора плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа, налоги никогда не бывают индивидуально возмездными.

Налоги играют важнейшую  роль среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, налоги имеют большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

С юридической точки  зрения, налог – установленная  законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

 

 

 

 

  1. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов.

 

В соответствии с ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации и  физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Налогоплательщики (плательщики  сборов) имеют права, которые направлены на то, чтобы обеспечить им возможность  защиты своих прав и интересов. Налоговый  кодекс (ст. 21), закрепил следующие права налогоплательщиков (и плательщиков сборов):

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Этот перечень не является исчерпывающим. Кодекс подчеркивает, что  налогоплательщики имеют также  иные права, установленные Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

 

 К иным правам, установленным НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах, относятся права:

- передавать имущество в залог  для обеспечения обязанности  по уплате налогов и сборов (статья 73 НК РФ);

- выступать поручителем перед  налоговыми органами (статья 74 НК РФ);

- применять специальные налоговые  режимы (в соответствии с главами  26.1, 26.2, 26.3, 26.4 НК РФ и статьями 12, 18 НК РФ);

- осуществлять другие права,  предусмотренные в НК РФ и  в других актах законодательства  о налогах и сборах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика.

 

На момент формирования современной налоговой системы  в начале 1990-х гг. внутренняя налоговая  политика Российской Федерации состояла в решении следующих задач:

   – ограничение стихийности рыночных отношений;

   – воздействие  на формирование производственной  и социальной инфраструктур;

   – снижение  инфляции.

   Формирование  налоговой системы, а вместе  с ней и государственной политики  в сфере налогов проходило  в условиях глобальных экономико-политических преобразований, повлекших за собой пересмотр уже действующих и создание качественно иных механизмов обеспечения существования государства.

   Дальнейшее развитие  налоговой системы потребовало  пересмотра, как отдельных элементов, так и ее основных задач и непосредственной роли в системе государственной власти РФ. Было принято решение о реформировании налоговой системы.

   Основными задачами, решение которых происходило  в ходе налоговой реформы, стали:

   – повышение  уровня справедливости и нейтральности налоговой системы;

   – снижение  общего налогового бремени;

   – упрощение  налоговой системы;

   – обеспечение  стабильности и предсказуемости  налоговой системы;

   –создание эффективного инструмента государственного противодействия негативному влиянию на налоговую систему «проблемных налогоплательщиков».

   В процессе  реформирования налоговой системы  РФ к настоящему моменту уже  проведено несколько этапов.

   Основными задачами  первого этапа реформирования  налоговой системы РФ были названы:

   – формирование  единого подхода к вопросам  налогообложения, включая предоставление  права на получение налоговых  льгот, а также защиту законных  интересов всех налогоплательщиков;

   – четкое разграничение  прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

   – закрепление приоритета норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

   – достижение  однократности налогообложения,  означающей, что один и тот  же объект может облагаться  налогом одного вида только  один раз за установленный  законом период налогообложения;

   – определение  конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов – с другой.

   Нормативное закрепление  путей своего достижения поставленные  задачи нашли в Законе об  основах налоговой системы.

   Отсутствие единой  научно обоснованной концепции  на первом этапе формирования современной налоговой системы Российской Федерации привело к несбалансированному построению механизма налогообложения, недостатки которого продолжают проявляться и сегодня.

   Второй этап  налоговой реформы, реализация  которого началась с середины 1990-х гг., преследовал задачи:

   – построения  стабильной, единой для Российской  Федерации налоговой системы  с правовым механизмом взаимодействия  всех ее элементов в рамках  единого налогового правового  пространства;

   – развития  налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходов;

   – создания  рациональной налоговой системы,  обеспечивающей достижение баланса  общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан;

   – сокращения  общего количества налогов в  стране, запрет на введение налогов  и сборов, не указанных в налоговом законодательстве;

   – снижения  общего налогового бремени;

   – формирования  единой налоговой правовой базы;

   – совершенствования  системы ответственности плательщиков  за нарушение налогового законодательства;

   – интеграции  всего массива законодательных и нормативных актов в единый нормативный документ;

   – закрепления  единого понятийного аппарата, предусматривающего  однозначную трактовку положений  налогового законодательства;

   – отмены всех  видов налогов и сборов, имеющих  базой объем производимой продукции (налог с оборота);

   – реформирования  порядка налогообложения средств,  направляемых на оплату труда;

   – исчисления  базы для налога на прибыль  согласно действующим мировым  стандартам;

   – отказа от  многочисленных льгот и преференций;

   – создания  системы предупреждения совершения  противоправных действий в налоговой  сфере;

   – повышения  экономической ответственности  за совершение налоговых правонарушений  и преступлений.

   Одним из важнейших  результатов второго этапа реформирования налоговой системы РФ стало принятие первой, а затем и второй части НК. С середины 1998 г. началась активная работа органов налоговой администрации по сокращению размера налоговых недоимок. Закрытый перечень налогов и сборов, предусмотренный в первоначальном варианте текста НК, включал только 28 наименований (с 1 января 2006 г. в стране действует налоговая система, состоящая из 14 налогов и сборов и четырех специальных налоговых режимов), что по сравнению с почти сотней различных налогов и сборов уже является существенным позитивным фактором.

   Безусловно, действующая  в России налоговая система  еще находится в стадии становления  и пока недостаточно сбалансирована. Налоговое законодательство, служащее  правовой основой ее существования,  содержит в себе ряд неточностей. Только в течение 2005 г. принятыми федеральными законами в текст первой и второй частей НК было внесено около 700 поправок и дополнений.

Информация о работе Права налогоплательщиков и плательщиков сборов