Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:30, контрольная работа
Целью работы является освящение налогоплательщиков как правового института налогового права.
Для достижения поставлены следующие задачи:
- анализ действующего законодательства по теме;
- изучение монографической литературы.
1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 2
2. Понятие налогоплательщиков. . . . . . . . . . . стр.2
3. Виды налогоплательщиков. . . . . . . . . . . . . .стр. 6
4. Права налогоплательщиков. . . . . . . . . . . . . стр.12
5. Обязанности налогоплательщиков. . . . . . . ..стр.19
6. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.24
7. Список использованной литературы. . . . . . стр.26
П Л А Н
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода к рыночной экономике в нашей стране государство совершенствует правовое регулирование прав и обязанностей личности как налогоплательщика. Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 года определена налоговая система.
Обязанность граждан платить налоги была конституционно закреплена впервые с переходом страны к рыночной экономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государственной собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязаных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.
Выше упомянута одна из важнейших обязанностей граждан, как налогоплательщиков, но помимо обязанностей существуют и права, которые должны гарантироваться и соблюдаться государством.
Целью работы является освящение налогоплательщиков как правового института налогового права.
Для достижения поставлены следующие задачи:
- анализ действующего законодательства по теме;
- изучение монографической литературы.
Работа состоит из 4 основных пунктов: понятие, виды, права и обязанности налогоплательщиков.
В конце работы будут сделаны выводы по рассматриваемой теме.
ПОНЯТИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ.
В литературе, освещающей вопросы налогового права, и в налоговом законодательстве одним из наиболее употребляемых является термин «налогоплательщик».
Учитывая современное
состояние налогового законодательства,
представляется целесообразным говорить
о двух значениях термина «
Этимологическое значение термина «налогоплательщик» заключается в том, что это лицо, которое платит налоги. Отсюда первое значение этого термина – лицо. Традиционно о налогоплательщиках как о лицах говорится в научных трудах: так называют некоторых субъектов налогового права и участников налоговых правоотношений. В таком смысле рассматриваемая дефиниция чаще всего употребляется и в законодательных актах. Так, согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. В соответствии со ст. 9 Кодекса участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками. Аналогичным был подход и в Законе РФ от 27.12.1991. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»1, в ст. 3 которого говорилось, что «плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги».
У термина «налогоплательщик» может быть и другой смысл. Налогоплательщик – это правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги.
Уплата налога – одна из социальных функций, ролей индивида, существующего в цивилизованном обществе. Она обусловлена необходимостью содержать аппарат государственного механизма, а также решать общесоциальные задачи и проблемы. Для выполнения данной функции лицо располагает набором прав и обязанностей. Позиция индивида в роли налогоплательщика относительно государства определена и закреплена в нормах права. Следовательно, говорится о существовании правового статуса налогоплательщика.
Некоторые субъекты, существующие в государстве и обществе, а именно физические лица и некоторые организации – наряду с прочими выполняют социальную роль налогоплательщиков. Уплата налога ими осуществляется в пользу государства. Следовательно, можно говорить о существовании связи между указанными лицами и государством. Эта связь обусловлена наличием взаимных прав требовать уплаты налога у государства и обязанности осуществить платеж в денежные фонды у физических лиц и организаций. Она закреплена в нормах права – ст. 57 Конституции РФ. Таким образом, говорится о существовании правоотношения по выполнению налоговой обязанности между государством и указанными лицами в роли налогоплательщиков. Подобное налоговое правоотношение относится к общерегулятивным отношениям (или, как их иначе называют, отношениям общего (статусного) типа).
Общерегулятивное налоговое правоотношение есть правовая связь, существующая в обществе. Оно формирует определенный социальный порядок, устанавливая налогообложение, и направляет поведение налогообязанных лиц, поэтому оно включается в правовой статус налогоплательщика.
В общих (общерегулятивных) отношениях одной из сторон выступают Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования в лице их органов, уполномоченных устанавливать налоги. Второй стороной являются налогоплательщики без их персонификации, то есть каждый имеющий общие и специальные признаки субъекта налога. Содержание этих отношений определяется нормами, устанавливающими принципы налогов и правоспособность сторон конкретных налоговых правоотношений. Основную массу налоговых правоотношений составляют конкретные, через которые реализуются общие правоотношения и юридическим содержанием которых являются права и обязанности конкретных персонифицированных субъектов.
Очевидно, что каждое конкретное лицо не является налоговообязанным всем существующим государствам. Следовательно, если индивид уплачивает налоги в пользу того или иного государства, то он неким образом связан с этим государством. Такой связью выступает прежде всего гражданство, с наличием которого связано взимание налогов.
Состояние гражданства является условием приобретения различных прав и выполнения обязанностей применительно ко всем отраслям права, в том числе - налоговых прав и обязанностей. Иными словами, законы государства распространяются прежде всего на граждан этого государства. Соответственно поскольку в Конституции РФ закреплена обязанность уплачивать налоги, то в первую очередь именно граждане являются налоговообязанными лицами.
Однако гражданином может быть признано только физическое лицо, а налоги уплачиваются и организациями. Кроме того, иностранные граждане также в ряде случаев несут налоговую обязанность в отношении "чужого" государства. Налоги уплачиваются и апатридами - лицами, не имеющими никакого гражданства.
Следовательно, гражданство - это не единственный вид связи, которая может иметь место между государством и его налоговообязанными лицами.
В налоговом праве используется термин "резидентство". Им оперируют тогда, когда речь идет о местонахождении (местопребывании) лица на территории государства, в связи с чем возникает обязанность уплачивать налоги в пользу этого государства. При этом, как правило, отмечается постоянный или длительный характер пребывания. Также этот термин применяется в нормах, регулирующих валютные отношения, в аналогичном значении. Налоговое резидентство - это, как и гражданство, правовая связь государства с субъектом, территориальная по характеру и устанавливаемая в целях налогообложения.
Физическое лицо будет связано с территорией государства, если оно проживает на территории данного государства, организация - если прошла здесь регистрацию. Кроме того, любое лицо будет связано с территорией государства, если оно извлекает доход, осуществляет какую-либо деятельность или имеет имущество в этой стране.
Однако не любая такая связь является резидентством. Фактическая территориальная связь только тогда станет резидентством, когда в нормах права будет установлено, что она используется в целях налогообложения. Необходимость ее закрепления в правовых актах обусловлена тем, что взимание налогов происходит на основании закона.
Государство любой
вид территориальных связей вправе
признать резидентством. Кроме того,
оно может устанавливать
Взимание налогов
на основании территориальной
Таким образом,
налоговое резидентство - это правовая
связь государства с
ВИДЫ НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИКОВ.
В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что определение "налогоплательщик" относится к налоговому праву и должно использоваться только в тех значениях и понятиях, которые применяются Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе и в других отраслях права (см. п. 3 ст. 11 НК РФ). Главной обязанностью налогоплательщиков по НК РФ признается обязанность уплачивать налоги и сборы.
Среди налогоплательщиков выделяются организации и физические лица. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются только те организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Ранее Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"2 в составе плательщиков налогов наряду с физическими и юридическими лицами допускал и другие категории плательщиков, в том числе и российские организации, не являющиеся юридическими лицами. Сейчас среди организаций, не являющихся юридическими лицами, налогоплательщиками могут быть признаны только иностранные организации. В соответствии с этим законы по большинству видов налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций и т.д.) признавали налогоплательщиками филиалы и иные обособленные подразделения предприятий.
В результате возникали
сложные правовые проблемы, например,
при отсутствии у налогоплательщика
- обособленного подразделения
В свою очередь организации подразделяются на два вида налогоплательщиков.
Во-первых, российские организации, под которыми НК РФ подразумевает юридические лица. Если организация не обладает статусом юридического лица, она не может быть признана "налогоплательщиком". Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются юридическими лицами и согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации не участвуют самостоятельно в имущественных отношениях, вместе с тем ч. 2 ст. 19 НК РФ оставляет перечень иных обособленных подразделений открытым. Указанные обособленные подразделения российских организаций сами налогоплательщиками не являются, они не имеют обязанностей по уплате налогов и сборов, а только могут выполнять их по месту своего нахождения за юридических лиц, подразделениями которых являются. К данной категории обособленных подразделений следует относить филиалы, представительства и отделения российских организаций, причем критерий признания обособленного подразделения таковым определен п. 2 ст. 11 НК РФ. Филиалы и иные обособленные подразделения в порядке, предусмотренном Кодексом, выполняют только обязанности этих юридических лиц по уплате налогов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции юридического лица (ч. 2 ст. 19 НК РФ).
В соответствии со статьей 9 Вводного закона филиалы и представительства российских юридических лиц, являвшиеся до 1 января 1999 г. налогоплательщиками по отдельным налогам в соответствии с законодательством о налогах, самостоятельно представляют необходимую отчетность в налоговые органы и уплачивают налоги, пени и штрафы, подлежащие уплате на 1 января 1999 г. (текущие обязанности).
Во-вторых, иностранные организации. Для целей налогообложения среди них принято выделять:
- иностранные
организации, которые являются
юридическими лицами в странах,