Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:49, реферат
Целью работы является изучение налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения поставленных задач необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность налогов и их роль в экономике государства;
2. Рассмотреть понятие и основные характеристики налоговых систем;
3. Дать характеристику правовых основ становления и развития налоговой системы РФ;
4. Изучить структура построения налоговой системы РФ;
5. Провести анализ налоговой системы РФ на современном этапе;
6. Охарактеризовать механизм управления налоговой системой РФ;
7. Выявить проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1.Сущность налогов и их роль в экономике государства 5
1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем 8
1.3. Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 12
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1. Структура построения налоговой системы РФ 15
2.2. Анализ налоговой системы РФ на современном этапе 19
2.3. Механизм управления налоговой системой РФ 26
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований [23,c.19].
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.
Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных налогов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 74-96,5%, тогда как в этот же период собираемость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому фактические поступления косвенных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого налогообложения.
На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределились следующим образом: НДС – 29,7%, НДПИ – 14,9%, налог на прибыль организации – 8,3%, акцизы – 1,8% и т.д. Треть бюджета формируется за счет косвенного налогообложения [10,c.16].
Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты. Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить в основном не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны - их доли в общей сумме налоговых поступлений.
Таким образом, на сегодняшний день российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.
Рассмотрим основные характеристики
федерального бюджета на 2010 год и на плановый
период 2011 и 2012 год сформированы на основе
прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на 2011-2012 годы и реализуют
основные положения Бюджетного послания
Президента Российской Федерации о бюджетной
политике в 2011-2012 годах
(таблица 2.1):
Таблица 2.1
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов
Показатель |
Отчет |
Оценка |
Прогноз | |||||
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
Доходы, млрд. руб. |
5 127,2 |
6 278,8 |
7 781,1 |
9 275,9 |
6 561,3 |
6 636,2 |
7 346,9 |
8 097,4 |
%% к ВВП |
23,7 |
23,3 |
23,5 |
22,2 |
17,0 |
15,7 |
15,7 |
15,5 |
Расходы, млрд. руб. |
3 514,3 |
4 284,8 |
5 986,6 |
7 570,9 |
9 980,1 |
9 822,8 |
9 358,6 |
9 661,2 |
%% к ВВП |
16,3 |
15,9 |
18,1 |
18,2 |
25,9 |
23,2 |
20,0 |
18,5 |
в том числе условно утверждаемые |
234,0 |
483,1 | ||||||
%% к общему объему расходов |
2,5 |
5,0 | ||||||
Дефицит/профицит, млрд. руб. |
1 612,9 |
1 994,1 |
1 794,6 |
1 705,1 |
-3 418,8 |
-3 186,6 |
-2 011,7 |
-1 563,8 |
%% к ВВП |
7,5 |
7,4 |
5,4 |
4,1 |
-8,9 |
-7,5 |
-4,3 |
-3,0 |
В 2011-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,0% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год.
Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации [7].
Для наглядности изобразим данные графически на рисунке 2.1.
Рис. 2.1 Динамика федерального бюджета в %% к ВВП
Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета в период 2010-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП:
Прогнозируемая структура доходов федерального бюджета приведена в таблице 2.2:
Таблица 2.2
Структура налоговых доходов федерального бюджета
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |||||
млрд. |
% к ВВП |
млрд. |
% к ВВП |
млрд. |
% к ВВП |
млрд. |
% к ВВП | |
Всего доходов |
6561,3 |
17,1 |
6636,2 |
15,7 |
7346,9 |
15,7 |
8097,4 |
15,5 |
В том числе: |
||||||||
Нефтегазовые доходы |
2545,8 |
6,6 |
2955,0 |
7,0 |
3245,2 |
6,9 |
3520,8 |
6,7 |
НДПИ (без ненефтегазовых доходов) |
882,8 |
2,3 |
982,9 |
2,3 |
1088,0 |
2,3 |
1187,1 |
2,3 |
Таможенные пошлины |
1663,0 |
4,3 |
1972,1 |
4,7 |
2157,2 |
4,6 |
2333,7 |
4,4 |
Ненефтегазовые доходы |
4015,5 |
10,4 |
3681,2 |
8,7 |
4101,7 |
8,8 |
4576,6 |
8,8 |
НДС |
1943,7 |
5,1 |
2148,4 |
5,0 |
2430,4 |
5,2 |
2792,0 |
5,4 |
Налог на прибыль организаций |
172,8 |
0,4 |
191,5 |
0,5 |
192,4 |
0,4 |
200,3 |
0,4 |
ЕСН |
495,4 |
1,3 |
41,3 |
0,1 |
0 |
0 |
||
Акцизы |
105,8 |
0,3 |
145,1 |
0,3 |
182,7 |
0,4 |
233,9 |
0,4 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
11,1 |
0,0 |
10,7 |
0,0 |
11,2 |
0,0 |
11,8 |
0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
506,6 |
1,3 |
546,3 |
1,3 |
620,7 |
1,3 |
700,5 |
1,3 |
В табл. 2.3. представлена динамика изменения ВВП и ключевых налоговых показателей за 1992-2006 гг.
Таблица 2.3
Величина ВВП и соотношение федерального и регионального налогообложения в Российской Федерации (за 2000-2009 гг)
Показатель |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Абсолютные показатели, трлн. Руб. | ||||||||||
ВВП |
1,43 |
2,63 |
4,82 |
7,31 |
8,94 |
10,83 |
13,29 |
17,05 |
21,63 |
26,88 |
T∑ |
0,36 |
0,57 |
1,01 |
1,71 |
2,34 |
3,14 |
13,74 |
4,84 |
5,55 |
6,61 |
T∑фед |
0,17 |
0,26 |
0,51 |
0,96 |
1,46 |
2,04 |
2,39 |
3,15 |
3,22 |
3,71 |
T∑рег |
0,19 |
0,31 |
0,5 |
0,75 |
0,88 |
1,1 |
1,35 |
1,79 |
2,33 |
2,9 |
Относительные показатели | ||||||||||
kT∑/ВВП |
0,25 |
0,22 |
0.21 |
0,23 |
0,26 |
0,29 |
0,28 |
0,28 |
0,26 |
0,25 |
kT∑рег/ВВП |
0,13 |
0.12 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,11 |
0,11 |
T∑ф.суб/ВВП |
1,80 |
1,60 |
1,18 |
1,43 |
1,79 |
2,20 |
1,94 |
1,70 |
1,65 |
1,52 |
kT∑рег/ T∑ |
0,53 |
0,54 |
0,50 |
0,44 |
0,38 |
0,35 |
0,36 |
0.36 |
0,31 |
0,32 |
k T∑фед/ T∑рег |
0.89 |
0,84 |
1,02 |
1,28 |
1,66 |
1,85 |
1,17 |
1,76 |
1,38 |
1,28 |
T∑, T∑рег, T∑фед, T∑ф.суб – соответственно, совокупность поступлений по всем налогам
Анализ таблицы показывает, что доля
поступлений от территориальных налогов за десять лет снизилась
почти на 40 процентов, но при этом соотношение
налоговых доходов федерального и территориальных
бюджетов после максимума начала века
(достигшего в 2002 г. величины 1,85) стремится
к выравниванию (1,28 – в 2009 г.). Причем налоговая
нагрузка по территориальным налогам
не превышает 10-11 процентов (это приблизительно
1/3 общей налоговой нагрузки). Отмечается
также значительная доля трансфертов
из федерального бюджета на развитие регионов
(ежегодно, в среднем 1,68 % от ВВП). Таким
образом, очевидны шаги по стабилизации
значимых показателей фискального обеспечения
федеративного государства. Причем у региональных
и местных властей есть существенный задел
по увеличению налоговых доходов и росту
соответствующего налогового потенциала,
в частности, за счет: а) развития малого
предпринимательства, б) поддержки частной
инициативы, в) эффективного использования
земли и г) развития стимулов к росту объемов
имущества плательщиков.
Анализ соотношения прямого и косвенного
налогообложения России в 2000-2009 гг. приведен
в табл. 2.4.
Таблица 2.4.
Абсолютные макроэкономические и налоговые показатели характеризующие соотношение прямого и косвенного налогообложения в Российской Федерации за 2000-2009 гг. (трлн.руб.)
Показатель |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
ВВП |
1,43 |
2,63 |
4,82 |
7,31 |
8,94 |
10,83 |
13,29 |
17,05 |
21,63 |
26,88 |
ЧНП |
1,26 |
1,26 |
1,26 |
1,26 |
8,68 |
10,52 |
12,92 |
16,69 |
21,20 |
26,45 |
НД |
1,24 |
1,24 |
1,24 |
1,24 |
8,56 |
10,31 |
12,48 |
16,32 |
20,66 |
25,57 |
ДН |
0,91 |
1,78 |
2,91 |
3,98 |
5,33 |
6,83 |
8,90 |
10,98 |
13,82 |
17,27 |
T∑ |
0,36 |
0,57 |
1,01 |
1,71 |
2,35 |
3,14 |
3,74 |
4,94 |
5,55 |
6,61 |
T∑косв |
0,19 |
0,35 |
0,62 |
1,07 |
1,49 |
2,20 |
2,62 |
3,35 |
3,26 |
3,70 |
T∑пр, |
0,17 |
0,22 |
0,39 |
0,64 |
0,86 |
0,94 |
1,12 |
1,59 |
2,29 |
2,91 |
T∑труд |
0,04 |
0,07 |
0,12 |
0,18 |
0,26 |
0,36 |
0,46 |
0,58 |
0,71 |
0,93 |
T∑соц |
0,09 |
0,18 |
0,30 |
0,492 |
0,62 |
0,81 |
0,96 |
1,16 |
1,53 |
1,88 |
Информация о работе Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ