Проблемы совершенствования налоговой системы в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Самое важное место между огромным количеством экономическихспособов воздействиязанимают налоги,при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов в условиях рыночных отношений, а также основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги -это мощный инструмент управления экономикой в условиях рынка, как и вся налоговая система.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоритическое обоснование налоговой системы…………………………5
1.1 Сущность налогов и их классификация…………………………….………….5
1.2Понятие, задачи, роль и функции налоговой системы государства..………7
Глава 2. НалоговаясистемаРФ………………………………………………………10
2.1Анализпоступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010-2012 гг. …………10
2.2Проблемы современной налоговой системы РФ…………………………….13
Глава 3.Проблемы совершенствования налоговой системы в современных условиях………………………………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………….………20
Библиографический список…………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Богомолова Дарья 4141 - проблемы совершенствования налоговой системы в современных условиях .docx

— 57.72 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Глава 2. Налоговая система РФ

2.1 Анализ поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2010-2012 гг.

Если обратиться к динамике поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по данным государственной статистики можно проанализировать следующую ситуацию (приложение 1).

В консолидированный бюджет Российской Федерации, по данным Федеральной налоговой службы, в 2010 году поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России меньше на 26,8%, чем в 2011 году. Что касается 2011 года, то там поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России на сумму 9719,6 млрд. рублей.[4]

Налоги на доходы физических лиц – 20,5% (1994,9 млрд. руб.); налога на прибыль организаций - 23,4% (2270,3 млрд. руб.); налога на добычу полезных ископаемых - 21% (2042,5 млрд. руб.); налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 19% (1844,9 млрд. руб.) – это налоги, которые составляют основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011г. [5]

По оперативным данным Федеральной налоговой службы в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2011 года поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России на 18,8% меньше, чем 2012г. Следовательно, в январе-феврале 2012 года поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 1316,3 млрд. рублей. В феврале 2012 года поступления в консолидированный бюджет были больше по сравнению с предыдущим месяцем на 0,1% и они составили 658,5 млрд.рублей. 

Налога на добычу полезных ископаемых - 30,7%; налога на доходы физических лиц - 21,4%; налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 19,4%;  налога на прибыль организаций - 13,2%  -  это налоги, которые составляют основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-феврале 2012 года.

Таким образом в январе-феврале 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов, региональных - 22,1 млрд.рублей (1,7%), 1231,3 млрд.рублей (93,6% от общей суммы налоговых доходов), налогов со специальным налоговым режимом - 35,7 млрд.рублей (2,7%), местных - 26,6 млрд.рублей (2,0%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2011 года было на 41,1% меньше, чем в соответствующем периоде 2012 года. Следовательно, поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012 году составили 174,2 млрд.рублей.

В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-феврале 2011 года доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 0,6 процентного пункта. Таким образом, прибыль в 2012 году составила  94,9%, а доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 1,0 процентного пункта, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего 2011 года, и составила 2,4%.

В январе-феврале 2011 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации на 42,9% меньше, чем за соответствующий период в 2012 году. Таким образом в январе-феврале 2012 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации на сумму 112,9 млрд.рублей. Основную часть поступлений (95,3%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию (за исключением пива и вин). В январе 2012 года поступило акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации на 37,4% больше по сравнению с предыдущим месяцем. Таким образом в феврале 2012 года поступило акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации на сумму 43,5 млрд.рублей.

В январе-феврале 2011 года поступление налога на добычу полезных ископаемых уменьшилось по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 40,6%. Таким образом, в январе 2012 года поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 404,0 млрд.рублей. Доля поступлений налога на добычу нефти в 2011 году увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2012  года на 1,9 процентного пункта. Таким образом, доля поступлений налога на добычу нефти в 2012 году составила 87,7%. В январе 2012 года поступление налога на добычу полезных ископаемых было меньше на 12,9% по сравнению с февралем 2012 года и составило 214,3 млрд.рублей.

Если хорошо изучить данные государственной статистики по динамике задолженности по налогам и сборам  можно заметить, что общая задолженность хоть не быстро, но все же снижается. Обратимся к данным на 1 апреля 2010 года. Задолженность составляла  775,5 млрд. руб., и если мы обратимся к данным 1 января 2012  года, то задолженность равна 675,3 млрд. руб. Таким образом, общая сумма задолженности по налогам и сборам за период с 1 апреля 2010 года по 1 января сократилась на 13%.(6)

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 марта 2012 года составила 689,4 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2012 годом она увеличилась на 2,1%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 5,9%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 7,1%, налогу на прибыль организаций - на 2,2%, акцизам в целом - на 1,6%.

Задолженность по уплате пеней и штрафов на 1 января 2012 года была на 2,4% больше, чем на 1 марта 2012 года и составила 321,3 млрд.рублей. [7]

Если обратиться к последним трем годам поступления налогов, то можно заметить, что экономика страны никак иначе как показывает рост, и конечно же отдать должное нужно совершенствованию налоговой политике нашей страны, а также сокращению задолженности по зачисленным налогам и сборам.

 

2.2 Проблемы современной налоговой системы РФ

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития,  внешнеэкономической деятельности, ускоренного развития приоритетных отраслей, структурных изменений в производстве, инвестиционной стратегии.

В современном мире выделяют три направления налоговой политики государства, рассмотрим их:

  1. политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;
  2. политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;
  3. политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

Если обратиться к странам с развитой экономикой, то в них преобладают два последних направления. Для нашей же страны, России, все же характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при этом нашему государству определена «налоговая ловушка», это когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

Есть достаточное количество проблем в отечественной налоговой системе, но к основным можно отнести:

1. Чрезмерное  налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика.[8].

2. Нестабильность  налоговой политики

3. Огромное количество налоговых льгот, а как известно, это приводит к огромным потерям бюджета (нужно отметить, что в последние годы многие из них были отменены).

4. Низкий  уровень собираемости налогов  и высокая неплатежеспособность  предприятий.

5. Отсутствие  стимулов для развития реального  сектора экономики.

6. Чрезмерный  объем начислений на заработную  плату.

7. Эффект  инфляционного налогообложения. В  условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота несет дополнительную налоговую нагрузку.

8. Единая  ставка налога на доходы физических  лиц.

Основной причиной перехода на «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц является стремление вывести заработную плату из «тени». Но как показывает практика, данная мера не оправдала возложенные на нее надежды.

9. Теневая  экономика.

10. Тенденция  к расширению доли прямых налогов.

11. Перенос  основного налогового бремени  на производственные отрасли.

12. Из-за того, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты, такие как инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Большая проблема заключается в том, что это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. И этого очень сложно избежать.

13. Также нельзя не отметить проблемы в налоговом законодательстве.

Главная проблема Налогового кодекса РФ, как представляется, заключается в том, что он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения.

Помимо основных есть ряд других нерешенных проблем в современном налоговом законодательстве Российской Федерации:

  1. вводимые налоги не подкрепляются экономико-правовой документацией; нет ссылок на конституционные основы установления того или иного налога; нет связи бюджетных интересов и интересов налогоплательщика;
  2. понятие цели налога как инструмента финансового обеспечения деятельности государства официально не прокомментировано, и в практике бюджетного распределения финансирования социальных интересов гражданина осуществляется оп остаточному методу;
  3. среди функций налогообложения на первый план выходит фискальная (по ст. 8 НК РФ).[9]

Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике. Но капиталы, которые укрывают от налогообложения, и при огромном желании очень сложно вернуть в легальную производственную сферу: так как крупные инвестиции не останутся без внимания налоговых органов к источнику средств. Поэтому все капиталы, которые единожды ушли в теневую экономику, чаще всего уходят за границу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Проблемы совершенствования налоговой системы в современных условиях

Выделяют несколько основных предложения по совершенствованию налоговой системы Российской федерации:

1. Снижение общей налоговой нагрузки.

Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже прослеживается в Налоговом кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико. Часто льготы получают в результате пробивания интересов отдельных хозяйственных группировок и довольно часто отмечается фиктивное применение льгот.

Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета, как известно, было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно.

2. Упрощение налоговой системы.

Установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной стандартизации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.

3. Совершенствование работы налоговых органов.

Необходимо осуществлять постоянный контроль за качеством работы соответствующих органов, а также осуществлять проверку компетентности их работников.

4. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога.

Приведем пример, практически во всех странах, которые добились  успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога: в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%.[10] Равномерность распределения доходов, которое обеспечивается прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов очень плохо влияет на экономический рост. А если в течении большого количества времени сохраняется такое состояние, то это приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это прямое подтверждение.

Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения - его справедливость. И теперь получается, что не зависимо богат ты или беден, ты обязан платить налоги наравне со всеми.

Например в Индии необлагаемый налогом месячный доход установлен до 8125 руб., в Бразилии - до 24 750 руб., а в России - 400 руб., что примерно в 45 раз ниже среднего по Европе.[11]

5. Отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются.

С 2011-го года повышены социальные взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда. Велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. Если отменить данную льготу, то только в виде социальных взносов бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей.

6. Работа по снижению задолженности по налогам и сборам.

В Российской Федерации серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов. Основной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых документальных проверок, просветительская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и совершенствовать нормативно-правовую базу, оперативное перекрытие возможных каналов возникновения налоговых нарушений.

Информация о работе Проблемы совершенствования налоговой системы в современных условиях