Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:22, контрольная работа
Краткое описание
Сущность права раскрывается в его основных принципах, закрепленных в Конституции. Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом. По юридической силе все правовые нормы подразделяются на законы и подзаконные акты. Наибольшее внимание уделено гражданскому праву, регулирующему имущественные и связанные с ними неимущественные отношения граждан, государственных и муниципальных, а также коммерческих структур в условиях становления рыночной экономики.
Содержание
Введение………………………………………………………………..……3 1.Понятие права публичной собственности…………………………..…..4 2.Объекты права публичной собственности…………………….….……13 Заключение…………………………………………………………………19 Список использованной литературы……………………………….…….
1.Понятие права публичной собственности…………………………..…..4
2.Объекты права публичной собственности…………………….….……13
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………….…….20
Введение
Сущность права раскрывается
в его основных принципах, закрепленных
в Конституции. Право выражается в правовой
норме, представляющей собой общее правило
поведения, обязательное для всех, санкционированное
законом или иным нормативным актом. По
юридической силе все правовые нормы подразделяются
на законы и подзаконные акты.
Наибольшее внимание уделено
гражданскому праву, регулирующему имущественные
и связанные с ними неимущественные отношения
граждан, государственных и муниципальных,
а также коммерческих структур в условиях
становления рыночной экономики.
Так, гражданское законодательство
определяет правовое положение участников
гражданского оборота: государства, граждан,
граждан-предпринимателей, организаций,
фирм и других образований.
В Конституции РФ идея взаимосвязи
государственного суверенитета и публичной
собственности определенно не выражена.
В результате приватизации должно произойти
воссоединение средств производства с
работниками производства, а собственность
обретет свое подлинное содержание. Во
всяком обществе важнейшее значение имеет
собственность на средства производства,
которая определяет и характер собственности
на предметы потребления. Любое государство
нуждается в экономических ресурсах для
выполнения тех публичных задач и функций,
ради которых оно существует.
Наличие публичного имущества
с необходимостью требует эффективного
управления им. При этом повышение эффективности
управления государственной и муниципальной
собственностью называется в качестве
едва ли не основной задачей государственной
политики в рассматриваемой сфере. Однако
решение данной задачи в первую очередь
должно базироваться на оптимизации состава
публичного имущества, в том числе на его
четком распределении, исходя из целей
использования между РФ, субъектами РФ
и муниципалитетами.
1.Понятие права публичной
собственности
С юридической точки зрения
собственность - это отношение между человеком
и группой или сообществом субъектов с
одной стороны, и любой субстанцией материального
мира (объектом), с другой стороны, заключающееся
в постоянном или временном, частичном
или полном отчуждении, отсоединении,
присвоении объекта собственности1.
Субъект собственности - активная
сторона отношений собственности, имеющая
возможность и право обладания объектом
собственности.
Объект собственности - пассивная
сторона отношений собственности в виде
предметов природы, имущества, вещества,
информации, духовных и интеллектуальных
ценностей.
Собственность - это отношение
между различными субъектами гражданского
права по поводу материальных предметов,
имущества, вещей. В этих отношениях один
из субъектов относится к этому имуществу
как к своему; для остальных оно является
чужим. Деление вещей на «свои» и «чужие»
имеет смысл только в обществе, в общественных
отношениях. Собственность возникает
в процессе и в результате общественного
производства.
Собственность охватывает два
вида отношений:
1) отношение лица к
вещи как к своей;
2) отношение между лицами
по поводу этой вещи (по поводу
присвоения вещей и нахождения
их у некоторых субъектов).
Право собственности - это система
правовых норм, закрепляющих отношения
собственности на средства производства
и предметы потребления. Основным законодательным
актом по этим вопросам является ГК РФ,
раздел 2 «Право собственности и другие
вещные права»2. В ГК впервые появилось понятие
вещных прав как общей категории различных
прав, в число которых включается и право
собственности. Последнее остается главным
и самым широким вещным правом.
Собственник имеет в отношении
своего имущества три права (правомочия):
владения, пользования и распоряжения.
Право владения означает возможность
физического обладания вещью, хозяйственного
воздействия на вещь.
Право пользования есть право
извлекать полезные свойства вещи путем
ее эксплуатации, применения. В процессе
использования имущество либо полностью
потребляется, либо изнашивается (амортизируется).
Право распоряжения понимается,
как право определять юридическую судьбу
вещи (продать, подарить, передать в аренду).
Правом собственности обладают
различные категории собственников: граждане
и частные юридические лица, Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации,
муниципальные организации, общественные
организации, иностранные граждане и государства,
международные организации3.
Имущество - это самая важная
и наиболее сложная категория объектов
гражданских прав. Сюда относятся вещи
(в это понятие включаются материальные
предметы, деньги и ценные бумаги) и иное
имущество, в том числе имущественные
права.
В зависимости от принадлежности
имущества собственнику той или иной категории
его права определяются законом шире или
уже. Поэтому различают следующие формы
собственности: частную, государственную,
муниципальную, общественных и религиозных
организаций, иностранцев.
В Российской Федерации различают
две формы государственной собственности:
* федеральная собственность
(собственность Российской Федерации
в целом);
* собственность субъектов
Российской Федерации (республик, краев,
областей, городов федерального
назначения, автономных областей, автономных
округов).
Пункт 3 ст. 212 ГК РФ содержит
бланкетную норму о том, что виды имущества,
которые могут находиться только в государственной
или муниципальной собственности, определяются
законом. В Приложении 1 приведена ст. 212
ГК РФ.
В России в соответствии с п.
4 ст. 214 Гражданского кодекса имущество,
находящееся в государственной собственности,
закрепляется за государственными организациями
во владение, пользование и распоряжение.
Гражданский кодекс Российской Федерации
(ГК РФ) (части первая, вторая, третья и
четвертая)4.
Установление государственной
собственности позволяет обеспечить единое
централизованное регулирование процесса
создания и распределения, важнейших благ
с соответствующим выделением необходимых
ресурсов.
Вместе с тем государственной
собственности присущи и определенные
недостатки. К ним относятся неизбежная
ограниченность средств, направляемых
государством на создание экономических
благ, бюрократический стиль управления,
незаинтересованность в использовании
новых достижений науки и техники, отсутствие
стимулов к рациональному использованию
ресурсов, росту качества продукции.
В России муниципальная собственность
на законодательном уровне рассматривается
как самостоятельная форма собственности.
К муниципальной собственности относится
имущество, принадлежащее на праве собственности
городским и сельским поселениям, a также
муниципальным образованиям. Субъектами
муниципальной собственности являются
органы местного самоуправления. К объектам
муниципальной собственности относятся
средства местного бюджета, жилищный фонд,
предприятия торговли и бытового обслуживания,
транспорт, промышленные и иные предприятия,
организации социальной сферы и т. д. Имущество,
находящееся в муниципальной собственности,
закрепляется за муниципальными предприятиями
и организациями во владение, пользование
и распоряжение.
Государственная собственность
как экономическая категория означает
принадлежность имущества народу в лице
избранных им представительных органов
государственной власти. С этой точки
зрения право государственной собственности
в объективном смысле представляет собой
совокупность правовых норм, закрепляющих
и охраняющих принадлежность материальных
благ народу (населению соответствующей
территории) в лице избранного им представительного
органа государственной власти, а также
устанавливающих порядок приобретения,
использования и отчуждения государственного
имущества5.
Особенностью института государственной
собственности является то, что как совокупность
указанных правовых норм, институт права
государственной собственности охватывает
нормы конституционного, гражданского
права, и нормы других правовых отраслей,
также регулирующих рассматриваемые отношения:
государственного, административного,
финансового, земельного и прочее, то есть
представляет собой комплексный правовой
институт. По содержанию в нем преобладают
гражданско-правовые нормы, а определяющую
роль играют конституционные (государственно-правовые)
нормы.
Регулируя правовое положение
государственной собственности ст. 214
ГК РФ развивает правила, установленные
ранее действовавшим Законом "О собственности
в РСФСР".
Прежде всего, сохраняется правило
о множественности субъектов государственной
собственности, в роли которых выступают
Российская Федерация в целом (в отношении
имущества, составляющего федеральную
собственность) и ее субъекты: республики,
края, области и т. д. (в отношении имущества,
составляющего собственность субъекта
Российской Федерации). В соответствии
с п. 5 ст. 214 ГК закон должен определить
порядок отнесения государственного имущества
к собственности Федерации и ее субъектов.
Государственной собственностью
в Российской Федерации является имущество,
принадлежащее на праве собственности
Российской Федерации (федеральная собственность),
и имущество, принадлежащее на праве собственности
субъектам Российской Федерации - республикам,
краям, областям, городам федерального
значения, автономной области, автономным
округам (собственность субъекта Российской
Федерации).
Важно подчеркнуть, что субъектами
права государственной собственности
выступают именно соответствующие государственные
(публично-правовые) образования в целом,
то есть Российская Федерация и входящие
в ее состав республики, края, области
и т. д., но не их органы власти или управления
(п. 3 ст. 214 ГК РФ). Последние выступают в
имущественном обороте от имени определенного
государственного образования и в соответствии
со своей компетенцией осуществляют те
или иные конкретные правомочия публичного
собственника (ст. 125 ГК РФ).
По содержанию право государственной
собственности не отличается от содержания
права собственности вообще. Вместе с
тем ему присущи особенности. Специфика
этого права заключается и в том, что Российская
Федерация и нередко субъект РФ в законодательном
порядке сами устанавливают для себя правила
поведения как собственника.
Что же касается конкретных
органов и лиц, уполномоченных государственным
собственником в порядке ст. 125 ГК РФ выступать
от его имени, то их вид и название зависят
от вида тех отношений, в которых они призваны
участвовать.
Правительство РФ вправе делегировать
свои полномочия по управлению и распоряжению
объектами федеральной собственности
федеральным органам исполнительной власти,
а также органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. При этом
порядок передачи этих полномочий определяется
Федеральным договором и законами Российской
Федерации.
Однако основную оперативную
работу по управлению и распоряжению объектами
федеральной собственности осуществляют:
специальный федеральный орган по управлению
государственным имуществом.
Находящееся в государственной
собственности имущество подразделяется
на две части. Одна часть закрепляется
за государственными юридическими лицами
- предприятиями и учреждениями - на ограниченных,
но вполне самостоятельных вещных правах
хозяйственного ведения или оперативного
управления. Это "распределенное"
государственное имущество составляет
базу для участия этих организаций в обороте
в качестве самостоятельных юридических
лиц. Оно не может служить для обеспечения
покрытия возможных долгов государства,
ибо предприятия и учреждения как юридические
лица не отвечают своим имуществом по
долгам учредившего их собственника-государства
- этим имуществом они отвечают по собственным
долгам перед кредиторами (если речь не
идет о казенных предприятиях и учреждениях,
где возможна дополнительная ответственность
государства по их долгам, но все равно
исключается их имущественная ответственность
по долгам государства) (ст. 56, п. 5 ст. 113,
п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК РФ).
Разграничение собственности
на государственную и муниципальную до
сих пор вызывает много проблем. Объясняется
это, прежде всего, единым публично-правовым
статусом субъектов государственной и
муниципальной собственности: наличием
у них особых властных полномочий, позволяющих
принимать нормативные акты, которые регламентируют
порядок осуществления принадлежащего
им права собственности, а также осуществлением
своих прав собственности в публичных
(общественных) интересах и отсутствием
должной нормативной базы, регулирующей
данные отношения6.
Важное значение имеет соотношение
государственной собственности и потенциала
государства. Эффективно управляемая
государственная собственность способствует
приумножению государственных ресурсов,
а значит и повышению потенциала государства.
В то же время неэффективно используемые
государственные ресурсы наоборот, влияют
на способность государства организовывать
коллективные действия, разрушают потенциал
государства.
В широком смысле основным объектом
собственности современного государства
является его материальное пространство
вместе с заключенными в нем природными
ресурсами. Однако в отношении многих
из этих объектов невозможно обеспечить
исключительность, и фактически они функционируют
в режиме свободного доступа при некотором
контроле и регулировании со стороны государства,
как правило, неэффективном.
Государство является крупнейшим
собственником и другого недвижимого
и движимого имущества. Ряд объектов недвижимого
имущества позволяет считать государство
собственником-предпринимателем.
Право собственности является
не только широким, но и наиболее устойчивым
вещным правом, составляя основную юридическую
предпосылку и результат нормального
имущественного оборота. Поэтому закон
специально регулирует не только основания
приобретения права собственности (правопорождающие
юридические факты - титулы этого права),
но и основания его прекращения (правопрекращающие
юридические факты). Последние подлежат
тщательной регламентации, с тем, чтобы
сохранить и поддержать "прочность"
права собственности в соответствии с
провозглашенным в п. 1 ст. 1 ГК принципом
неприкосновенности собственности.