Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:22, контрольная работа
Краткое описание
Сущность права раскрывается в его основных принципах, закрепленных в Конституции. Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом. По юридической силе все правовые нормы подразделяются на законы и подзаконные акты. Наибольшее внимание уделено гражданскому праву, регулирующему имущественные и связанные с ними неимущественные отношения граждан, государственных и муниципальных, а также коммерческих структур в условиях становления рыночной экономики.
Содержание
Введение………………………………………………………………..……3 1.Понятие права публичной собственности…………………………..…..4 2.Объекты права публичной собственности…………………….….……13 Заключение…………………………………………………………………19 Список использованной литературы……………………………….…….
В ст. 235 ГК РФ четко устанавливается,
что прекращение права собственности
происходит лишь в случаях, прямо предусмотренных
законом (п. 1). Прежде всего, это случаи
прекращения данного права по воле собственника.
Они охватывают две группы ситуаций: отчуждение
собственником своего имущества другим
лицам и добровольный отказ собственника
от своего права.
В первой ситуации речь идет
о различных сделках по отчуждению своего
имущества, совершаемых его собственником
(купля-продажа во всех ее разновидностях,
мена, дарение, аренда с выкупом и т. д.).
Порядок прекращения права собственности
у отчуждателя (и возникновения права
собственности у приобретателя) регулируется
главным образом нормами о сделках и договорах.
Отказ от права собственности
(ст. 236) формально представляет собой новое
для нашего законодательства основание
прекращения этого права, хотя, по существу,
оно и ранее могло использоваться в имущественных
отношениях. В соответствии с этим правилом
допускается добровольный отказ собственника
от принадлежащего ему права (а по сути,
его отказ от конкретной вещи или вещей)
путем либо публичного объявления об этом,
либо совершения реальных действий, бесспорно
свидетельствующих о его намерении (например,
выброс имущества). Важно иметь в виду,
что в соответствии с ч. 2 ст. 236 ГК до приобретения
права собственности на вещь, от которой
отказался ее прежний владелец, другим
лицом права и обязанности первоначального
собственника не прекращаются. Право собственности
на вещь прекращается также с ее гибелью
или уничтожением (п. 1 ст. 235 ГК), поскольку
при этом исчезает сам объект данного
права. Иное дело - причины, по которым
это произошло. Изъятие имущества у собственника
по общему правилу производится на возмездных
основаниях, то есть с компенсацией собственнику
стоимости изымаемой вещи (вещей). Сюда
относятся: 1) отчуждение имущества, которое
не может принадлежать данному лицу в
силу запрета, имеющегося в законе (ст.
238); 2) отчуждение недвижимости в связи
с изъятием земельного участка (ст. 239);
3) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных
ценностей (ст. 240); 4) выкуп домашних животных
при ненадлежащем обращении с ними (ст.
241); 5) реквизиция (ст. 242); 6) выплата компенсации
участнику долевой собственности взамен
причитающейся ему части общего имущества
при ее несоразмерности выделяемой доле
(п. 4 ст. 252); 7) приобретение права собственности
на недвижимость по решению суда в случаях
невозможности сноса здания или сооружения,
находящихся на чужом земельном участке
(п. 2 ст. 272); выкуп земельного участка для
государственных или муниципальных нужд
в соответствии с решением суда (ст. 282);
9) изъятие у собственника земельного участка,
используемого им с грубым нарушением
предписаний законодательства (ст. 285);
10) продажа с публичных торгов по решению
суда бесхозяйственно содержимого жилого
помещения (ст. 293); 11) национализация имущества
собственников в силу принятия специального
закона (ст. 306). При этом варианты 7-9 предусмотрены
гл. 17 ГК, не вступившей в силу до принятия
нового Земельного кодекса (и, следовательно,
не являются пока действующими).
Лишь в двух случаях закон допускает
безвозмездное изъятие у собственника
принадлежащего ему имущества помимо
его воли. Во-первых, обращение взыскания
на имущество собственника по его обязательствам
(поскольку ст. 24, 56 и 126 ГК допускают обращение
взыскания кредиторов на имущество собственников-должников).
Во-вторых, конфискация имущества собственника
в соответствии со ст. 243 Кодекса.
2.Объекты права публичной
собственности
В качестве объектов как государственной,
так и муниципальной собственности могут
выступать различные виды недвижимости,
включая земельные участки, предприятия
и другие имущественные комплексы, жилищный
фонд и нежилые помещения, здания и сооружения
производственного и непроизводственного
назначения, а также оборудование, транспортные
средства и иные средства производства
и предметы бытового, потребительского
характера. В состав публичного имущества
входят и принадлежащие публично-правовым
образованиям ценные бумаги, в частности
акции приватизированных предприятий,
ставших акционерными обществами, вклады
в банках и других кредитных учреждениях,
валютные ценности, а также различные
памятники истории и культуры.
Российская Федерация и ее субъекты
могут быть собственниками любого имущества,
в том числе изъятого из оборота или ограниченного
в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты
РФ в настоящее время являются собственниками
лишь отдельных видов изъятого из оборота
имущества. Муниципальные же образования
могут быть собственниками ограниченного
в обороте имущества только по специальному
указанию закона и не вправе иметь в собственности
вещи, изъятые из оборота.
Объекты публичной собственности
распределяются между Российской Федерацией,
ее субъектами и муниципальными образованиями
как самостоятельными собственниками
принадлежащего им имущества. Порядок
отнесения государственного имущества
к федеральной собственности и к собственности
субъектов Федерации должен устанавливаться
специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). Пока
такой закон имеется лишь применительно
к одному виду публичного имущества - земельным
участкам (ст. ст. 16 - 19 ЗК)7 .
Согласно его правилам право
собственности Российской Федерации,
ее субъектов и муниципальных образований
на конкретные земельные участки возникает
в соответствии с их перечнями, составленными
федеральным органом исполнительной власти,
согласованными с органами государственной
власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления и утвержденными Правительством
РФ.
В отсутствие общего закона
сохраняет силу Постановление Верховного
Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О
разграничении государственной собственности
в Российской Федерации на федеральную
собственность, государственную собственность
республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга
и муниципальную собственность" 8. Согласно этому законодательному
акту все государственное имущество, за
исключением прямо определенного в качестве
муниципальной собственности 9, предполагается федеральным.
Последнее разделено на:
- исключительно федеральное
имущество;
- федеральное имущество, которое может
быть передано в собственность субъектов
Федерации.
Если же объекты государственной
собственности прямо не упомянуты ни в
одном из приложений к названному Постановлению,
они передаются в собственность соответствующих
субъектов Российской Федерации после
специального обращения по этому поводу
их высших органов (а до этого момента
считаются находящимися в федеральной
собственности).
Таким образом, имущество, составляющее
собственность субъектов Федерации, может
образовываться за счет федерального
имущества только в случаях его прямой
передачи (отчуждения) от Российской Федерации
в собственность ее соответствующего
субъекта . Такая передача неоднократно
имела место на протяжении 90-х гг. по специальным
постановлениям Правительства РФ. В свою
очередь, субъект Российской Федерации
вправе передавать находящиеся в его собственности
объекты в муниципальную собственность.
Такого рода передача осуществляется
безвозмездно, будучи публично-правовым
актом распоряжения государственным собственником
своим имуществом. В дальнейшем же, после
завершения разграничения публичной собственности,
отчуждение публичного имущества, в том
числе в пользу других публичных собственников,
будет возможно только на гражданско-правовых
(чаще всего - договорных) началах, ибо
имущественные отношения равноправных
собственников, в том числе публичных,
составляют предмет гражданско-правового
регулирования.
Находящееся в государственной
или муниципальной собственности имущество
подразделяется на две части. Одна часть
закрепляется за государственными или
муниципальными предприятиями и учреждениями
на ограниченных вещных правах хозяйственного
ведения или оперативного управления 10. Это распределенное публичное
имущество составляет базу для участия
в имущественном обороте этих организаций
как самостоятельных юридических лиц.
Оно не может служить для обеспечения
покрытия возможных долгов публичного
собственника, ибо унитарные предприятия
как юридические лица не отвечают своим
имуществом по долгам своего учредителя
(п. 5 ст. 113 ГК) - этим имуществом они должны
отвечать по собственным долгам перед
своими кредиторами. По смыслу закона
имущество учреждений и казенных предприятий
также не должно обращаться на погашение
долгов создавшего их публичного собственника,
если только последний не изымает это
имущество в установленном законом порядке
(п. 2 ст. 296 ГК), либо не ликвидирует созданное
им юридическое лицо и забирает остаток
имущества после удовлетворения требований
всех кредиторов (п. 7 ст. 63 ГК), что, впрочем,
возможно и применительно к обычному унитарному
предприятию (п. 1 ст. 295 ГК).
Имущество, не закрепленное
за предприятиями и учреждениями (нераспределенное
государственное или муниципальное имущество),
прежде всего средства соответствующего
бюджета, составляет казну публично-правового
образования. Под казной закон понимает
именно нераспределенное имущество, а
не государственный или муниципальный
орган (казначейство). Такое имущество
может быть объектом взыскания кредиторов
публичного собственника по его самостоятельным
обязательствам (п. 1 ст. 126 ГК).
В перечне объектов, составляющих
казну соответствующего публично-правового
образования, на первом месте законом
названы бюджетные средства. Они в первую
очередь и составляют реальный объект
такого взыскания, а также служат источником
дополнительной ответственности публично-правового
образования по долгам его учреждений
(или казенных предприятий) при недостатке
у них денежных средств (имущества) для
расчетов со своими кредиторами. Однако
государственный долг РФ, как и долги других
публичных собственников, "полностью
и без условий" обеспечивается всем
имуществом казны, а не только средствами
бюджета (п. 1 ст. 126 ГК; п. 2 ст. 97 Бюджетного
кодекса)11.
Закон специально оговаривает,
что находящиеся в публичной собственности
земля и другие природные ресурсы могут
стать объектом взыскания кредиторов
соответствующего публично-правового
образования только в случаях, прямо предусмотренных
специальным законом (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК).
В его отсутствие такого рода объекты,
по сути, забронированы от взыскания кредиторов,
что призвано сохранить публичную собственность
на землю.
К числу вещей, составляющих
объект исключительно федеральной собственности,
по действующему законодательству относятся
ресурсы континентального шельфа, территориальных
вод морской экономической зоны РФ, некоторые
особо охраняемые природные объекты (в
том числе некоторые заповедники, целебные
источники и т.п.), особо ценные объекты
историко-культурного наследия и некоторые
художественные ценности, большинство
видов вооружений и объектов оборонного
значения, оборудование некоторых важнейших
предприятий и учреждений. Эти виды имущества,
как правило, изъяты из оборота.
Некоторые виды недвижимостей,
прежде всего природные ресурсы, могут
находиться только в федеральной или в
государственной собственности субъектов
Федерации, но не в муниципальной (и не
в частной) собственности. К ним относятся
участки недр, природные лечебные ресурсы
(минеральные воды, лечебные грязи и т.п.),
земли особо охраняемых природных территорий.
Это означает, что по сути они также изъяты
из имущественного (гражданского) оборота.
В федеральной собственности
находится и имущество, которое при определенных
условиях, например при обращении взыскания
по требованиям кредиторов, может переходить
в собственность других лиц. К этой категории
следует, например, отнести имущество
государственной казны РФ, состоящее из
средств федерального бюджета и внебюджетных
фондов, золотого запаса, алмазного и валютного
фондов и имущества Центробанка, а также
имущество, находящееся в государственном
резерве. Это федеральное имущество нельзя,
следовательно, считать изъятым из оборота.
Имущество может поступать
в публичную собственность не только общими
(общегражданскими), но и специальными
способами, не свойственными отношениям
частной собственности: с помощью налогов,
сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации
и национализации 12. Имеется и специальное основание
прекращения права собственности публично-правовых
образований, которым является приватизация
(служащая одновременно особым, самостоятельным
основанием возникновения права частной
собственности) 13.
С учетом целевого характера
государственного и муниципального имущества,
предназначенного для материального обеспечения
решения публично-правовых задач, законодательство
устанавливает некоторые дополнительные
(в сравнении с предусмотренными для всех
собственников) ограничения в его использовании
, главным образом для муниципальных образований.
Последние, например, не вправе передавать
средства местных бюджетов и находящиеся
в муниципальной собственности земельные
участки в уставные капиталы банков и
других кредитных организаций (п. 4 ст.
13 Закона о финансовых основах местного
самоуправления в РФ). Если же в их собственности
окажется имущество, не предназначенное
для осуществления их публичных функций
или для обеспечения их деятельности,
оно подлежит перепрофилированию или
отчуждению в порядке, предусмотренном
законом.
Заключение
Публичная собственность
в соответствии с российским законодательством
имеет две разновидности - государственную
и муниципальную собственность. Право
государственной собственности характеризуется
множественностью субъектов, в роли которых
выступают Российская Федерация в целом
(в отношении имущества, составляющего
федеральную собственность) и ее субъекты
- республики, края, области и т. д. (в отношении
имущества, составляющего их собственность).
Следовательно, субъектами права государственной
собственности выступают именно соответствующие
государственные (публично-правовые) образования
в целом, т. е. Российская Федерация и входящие
в ее состав республики, края, области
и т. д., но не их органы власти или управления
(п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном
обороте от имени соответствующего государственного
образования и в соответствии со своей
компетенцией осуществляют те или иные
правомочия публичного собственника (ст.
125 ГК).
Основное изменение в сфере
права государственной собственности
заключается в прекращении существования
единого фонда государственной собственности.
Теперь имеется федеральная государственная
собственность, государственная собственность
субъектов федерации и муниципальная
собственность. В последних двух случаях
существует множественность субъектов,
а, следовательно, множественность собственников.
Этот процесс имеет политические основания,
он закреплен Конституцией и нашел выражение
и развитие в Гражданском кодексе, имея
весьма значительные юридические последствия.