Совершенствование учетной политики для целей налогообложения на примере ООО «Апекс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследование организации налогового учета на предприятии.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
- изучение организации налогового учета на предприятии в свете существующего законодательства;
- Провести анализ и рассмотреть организацию налогового учета на предприятии
- Составить рекомендации по соверщенствованию учетной политики для целей налогообложения.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и значение налогового учета на предприятии
1.1 Понятие налогового учета цели, задачи.
1.2 Формирование регистров для целей налогообложения на предприятии
1.3 Элементы учетной политики для целей налогообложения
Глава 2. Анализ деятельности предприятия
2.1 Общая характеристика ООО «Апекс»
2.2 Анализ формирования налоговых обязательств предприятия
2.3 Анализ элементов учетной политики предприятия
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия
3.1 Обоснование создания резерва по сомнительным долгам
3.2 Разработка налоговых регистров
3.3 Оценка влияния выбранной учетной политики на результаты хозяйственной деятельности предприятия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_goloschapova.docx

— 140.55 Кб (Скачать файл)

Казалось бы, можно выбрать третий путь - адаптировать для налогового учета действующий План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н (далее -бухгалтерский План счетов), пересмотрев порядок аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и вести в одном плане счетов и бухгалтерский, и налоговый учет. Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете не представляется возможным совместить два учета в одном.

Велик соблазн просто заменить бухгалтерский учет налоговым, то есть вести учет с использованием бухгалтерского Плана счетов, но отражая доходы и расходы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Такой точки зрения часто придерживаются бухгалтеры организаций, которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Они мотивируют свою позицию тем, что их деятельность контролируют только налоговые органы, которых интересует только правильность исчисления налогов, поэтому незачем нагружать сотрудников бухгалтерии ведением еще и классического бухгалтерского учета, который становится ненужным.

Однако согласно ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность и представлять ее учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Кроме того, бухгалтерский учет должен отражать реальное финансовое положение организации, что представляет интерес не только для менеджеров, но и для акционеров и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.

Некоторые предлагают компромиссный вариант - использовать для налогового учета дополнительно вводимые "налоговые" счета к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов и расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ. Обороты и остатки по этим счетам не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

Это будет удобно бухгалтерам, ведущим учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они должны будут добавить в алгоритм проведения некоторых хозяйственных операций дополнительные записи по счетам налогового учета и составить новые алгоритмы в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.

Для государства достаточно важно поддерживать стабильный уровень налоговых поступлений в течение всего финансового года и пресечение возможных налоговых нарушений в виде неполной уплаты или неправомерной задержки уплаты налогов. Одним из традиционных инструментов, позволяющих решить указанную задачу, является использование для целей налогообложения так называемого временного критерия признания доходов и расходов (признание по методу начисления либо по кассовому методу). На протяжении целого ряда лет этот критерий в обязательном порядке накладывался на правила ведения бухгалтерского учета, зачастую значительно искажая результаты бухгалтерской отчетности. Введение в действие гл. 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса РФ и изменения, внесенные Федеральным законом РФ от 29.05.02 № 57-ФЗ в гл. 21 “Налог на добавленную стоимость” НК РФ, теперь наконец-то позволяют полностью освободить бухгалтерский учет от этого критерия признания, оставляя правило признания доходов и расходов по временному признаку только при исчислении налоговой базы НДС и налога на прибыль организаций (то есть в налоговом учете).

Отдельное ведение налогового учета позволяет значительно повысить качество работы бухгалтера и избежать целого ряда ошибок как при отражении в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной деятельности, так и при расчете налогов. Часто приходится слышать от бухгалтеров, что объем и специфика бухгалтерской учетной работы не позволяют уделять достаточное внимание налоговой литературе и законодательству. Неизбежным следствием этого является лишь формальное соблюдение правил, установленных в налоговом законодательстве, без понимания смысла этих правил. В такой ситуации бухгалтер часто теряет контроль за происходящим и не может оптимизировать налоговое бремя собственной организации. В то же время сама идея налогового учета позволяет решить данную проблему.

Ведение налогового учета отдельно от учета бухгалтерского позволит усилить контроль за правильностью исчисления налогов со стороны налоговых органов. Ни для кого не секрет, что на выездных налоговых проверках один и тот же инспектор сегодня проверяет торговую организацию, через неделю - производственное предприятие, через месяц - аудиторскую фирму. Специфика бухгалтерского учета хозяйственных операций для каждой из приведенных в качестве примера отраслей деятельности значительна. Поэтому до сих пор бухгалтеры пренебрежительно отзываются о квалификации налоговых работников, говоря об их неспособности досконально разобраться в тонкостях бухгалтерского учета. Это создает возможности для злоупотреблений со стороны налогоплательщиков.

Одним из направлений проводимой в настоящее время в РФ налоговой реформы является как раз усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В решении этой задачи мощным подспорьем является как раз введение налогового учета как самостоятельного участка учетной работы. Из учетных регистров исчезает вся специфика бухгалтерской двойной записи, а оставшаяся специфика экономики предприятия и управления финансами значительно меньше зависит от конкретной области деятельности и в гораздо большей степени поддается анализу с точки зрения элементарной логики. Таким образом, было бы по меньшей мере наивно предполагать, что единожды добившись от законодателей введения налогового учета, налоговые органы по собственной инициативе откажутся от этой позиции. 
Глава 2. Анализ и организация деятельности предприятия 

2.1 Общая характеристика ООО «Апекс»

ООО «Апекс» было создано в 2010 году и является торговой организацией по продаже электроинструмента на рынке в РФ.

В ассортименте ООО «Апекс» можно выделить следующие группы реализуемых товаров:

-Электроинструмент;

-Станочное оборудование;

-Садовая техника и аксессуары  к ней;

-Ручной инструмент;

-Сварочное оборудование;

-Компрессоры;

-Генераторы бензиновые;

-Автоинструмент и принадлежности.

Общество действует в порядке, предусмотренном Федеральными Законами РФ, а также Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Общество является коммерческой организацией и осуществляет свою хозяйственную деятельность на основе профессиональной самостоятельности, хозяйственного расчета и самоокупаемости, создано на неограниченный срок.

Целью создания Общества является оптовая торговля строительным инвентарем, приспособлениями и получение от этой деятельности прибыли.

Основным предназначением Общества является наиболее полное удовлетворение потребностей российских предприятий, организаций и граждан в товарах, распространяемых Обществом.

Основным видом деятельности ООО «Апекс», является сбытовая деятельность.

Основными поставщиками ООО «Апекс», являются следующие компании:

-HANDER;

-DeFort;

-BORT.

Основной вид деятельности - оптовая торговля товарами производственного назначения. Данные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ и на основании действующей выданной лицензии.

Среднесписочная численность персонала по состоянию на 01 сентября 2011 года составляет 5 человек, из них:

-руководители - 1 человек;

-работники бухгалтерии - 1 человек;

- менеджеры по работе с клиентами (они же экспедиторы) - 2 человека;

-грузчики - 1 человек.

Во главе ООО «Апекс» стоит исполнительный директор, который принимает решения по заключению и цене договоров. Совмещает обязанности менеджера.


 

  
Рис. 1. Организационная структура ООО «Апекс»  

В учетной политике организации отражено, что согласно п.2 ст.6 ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

Главный бухгалтер ООО «Апекс» назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации и ему подчиняется. Главный бухгалтер с помощью автоматизированной программы 1С-Бухгалтерия» и «Банк-клиент» справляется со всеми вопросами, связанными с ведением бухгалтерского и налогового учета.

Именно главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, соблюдение требований и правил ведения бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, а также обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

 

2.2 Анализ формирования  налоговых обязательств предприятия

В процессе финансово-хозяйственной деятельности, проводимого организацией налогового учета, у ООО «Апекс» формируются следующие налоговые обязательства:

- В результате торгово-розничной деятельности формируются обязательства по уплате налога на прибыль и НДС.

- Следствием наличия на балансе основных средств и объектов недвижимости формируются обязательства по уплате налога на имущество юридических лиц.

- Начисление и выплата зарплаты рабочим формирует налоговые обязательства по уплате НДФЛ и страховых взносов.

Формирование налоговых обязательств происходит на основании следующих документов: ведомость отгрузки, отпуска и реализации продукции, карточка складского учета материалов, выписка из расчетной ведомости, авансовый отчет, инвентарная карточка учета основных средств, дополнительная информация.

Следствием сформированных налоговых обязательств является налоговая нагрузка, погашаемая либо за счет прибыли организации, либо покупателями продукции, товаров ООО «Апекс», либо работниками ООО «Апекс». Значение налоговой нагрузки рассмотрим на конец отчетного периода длиною в год, то есть сформированную по всем налогам с нарастающим значением в течении года по состоянию на 1 января. Хотя для выявления более точных значений факторов, меняющих нагрузку экономистами-практиками рекомендуется рассматривать месячный период

Как экономическая категория налоговая нагрузка в результате формирования налоговых обязательств отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием с показателями его деятельности. При этом используются как обобщающие, так и частные показатели налоговой нагрузки. Для их расчета необходимо правильно определить налоговые издержки, которые представляют собой общую сумму всех видов изъятия доходов предприятия в пользу государства.

При этом нужно четко представлять источник погашения налогового обязательства. В нашем случае для ООО «Апекс», это

Налоги, выплачиваемые не за счет ООО

- НДС (возмещаемый через цену продукции, выплачивается за счет покупателя при оплате или отгрузке в зависимости от учетной политики)

- НДФЛ (выплачивается за счет работника из его зарплаты и в этом анализе не участвует)

Налоги, уплачиваемые за счет прибыли;

- Налог на имущество 

- Налог на прибыль

- Налоги, входящие в себестоимость и занижающие прибыль 

- Страховые взносы

Согласно представляемой в налоговый орган отчетности, в ней отражены следующие финансово-экономические показатели за 2010-2011 год:

 

Таблица 1 

Показатели

2010г.

2011г.

Темп роста %

Выручка от продаж, млн. руб.

346

1044

301,73

Себестоимость, млн. руб.

314

1032

328,66

Прибыль до налогообложения, млн. руб.

31

8

25,81

Чистая прибыль, млн. руб.

24

6

25,00

Сумма валюты баланса, млн. руб.

96

83

86,46

Численность работников, чел.

8

5

62,50

Расходы на оплату труда, млн. руб

1,718

1,579

91,91


 

Исходя из анализа представленных данных можно сделать вывод, что показатели успешности финансово-хозяйственной деятельности пошли вниз. Объяснение этому одно – «кризис». Упала покупательская способность у населения.

Так упала сумма валюты баланса на 14% - уменьшилось количество активов организации, уменьшились вложения в активы, в основные средства и оборудование. Была продана одна «Газель» по доставке товара.

Уменьшилась чистая прибыль на 25%, хотя выручка выросла на 301%. Причины три:

- повышение себестоимости продукции, вследствие увеличения стоимости закупок;

Информация о работе Совершенствование учетной политики для целей налогообложения на примере ООО «Апекс»