Совершенствование учетной политики для целей налогообложения на примере ООО «Апекс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследование организации налогового учета на предприятии.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
- изучение организации налогового учета на предприятии в свете существующего законодательства;
- Провести анализ и рассмотреть организацию налогового учета на предприятии
- Составить рекомендации по соверщенствованию учетной политики для целей налогообложения.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и значение налогового учета на предприятии
1.1 Понятие налогового учета цели, задачи.
1.2 Формирование регистров для целей налогообложения на предприятии
1.3 Элементы учетной политики для целей налогообложения
Глава 2. Анализ деятельности предприятия
2.1 Общая характеристика ООО «Апекс»
2.2 Анализ формирования налоговых обязательств предприятия
2.3 Анализ элементов учетной политики предприятия
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия
3.1 Обоснование создания резерва по сомнительным долгам
3.2 Разработка налоговых регистров
3.3 Оценка влияния выбранной учетной политики на результаты хозяйственной деятельности предприятия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_goloschapova.docx

— 140.55 Кб (Скачать файл)

В налоговом учете налогоплательщик вправе создавать только перечисленные в гл. 25 НК РФ резервы:

- резерв на ремонт  основных средств (ст. 260, 324 НК РФ);

- резерв по сомнительным  долгам (ст. 266 НК РФ);

- резерв по гарантийному  ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ);

- резерв предстоящих  расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту  инвалидов (ст. 267.1 НК РФ);

- резерв предстоящих  расходов на оплату отпусков  и на выплату ежегодного вознаграждения  за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ).

Создавать резервы в налоговом учете имеют право не все организации, а только те, которые используют при определении налогооблагаемой прибыли метод начисления. Как раз для ООО «Апекс».

Свое решение о создании резервов ООО «Апекс» должна закрепить в учетной политике, так же, как и порядок, в соответствии с которым она будет формировать тот или иной резерв. Резервы выгодно формировать в том случае, когда расходы планируются на конец года - тогда ежемесячно можно уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений в резерв. По расходам же, намеченным на начало года, резервы создавать не целесообразно, поскольку это отодвинет момент признания уже появившихся расходов на конец года.

Благодаря созданию резервов ООО «Апекс» сможет временно сберечь свои оборотные средства, поскольку уплата части налоговых платежей переносится на более поздние сроки.

Так, с помощью резерва на оплату отпусков можно уменьшить налог на прибыль даже в те месяцы, в которые выдача отпускных работникам не происходила.

4) Уплата авансовых  платежей по налогу

Для того чтобы выбрать наиболее выгодный способ уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, следует выявить закономерность уплаты авансовых платежей в течение предыдущего года и проанализировать результаты.

Порядок уплаты авансовых платежей регулируется ст. 286 НК РФ, согласно которой определены три способа уплаты налога на прибыль:

- ежемесячными авансовыми  платежами, исчисленными исходя  из фактически полученной прибыли;

- ежемесячными авансовыми  платежами, исчисленными исходя  из прибыли, полученной за прошлый  квартал;

- ежеквартальными  авансовыми платежами по итогам  отчетного периода (данный вариант  предусмотрен п. 3 ст. 286 НК РФ для  определенной категории плательщиков  налога на прибыль).

При выборе способа уплаты налога прежде всего необходимо учесть положения п. 2 ст. 286 НК РФ. Согласно этой норме в первом квартале текущего года ежемесячно должен уплачиваться аванс по налогу на прибыль в том размере, в котором он был рассчитан в прошлом году для четвертого квартала (исходя из прибыли, полученной за третий квартал). Это также способствует отложенному на некоторое время налоговому обязательству.

 

Заключение

Ведение налогового учёта является обязательным для всех юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Налоговый учет на предприятии организуется самостоятельно налогоплательщиком. Порядок ведения налогового учёта устанавливается в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя.

Понятие налогового учёта было введено 25 главой НК РФ «Налог на прибыль организаций». Налоговый учет определен как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, определенном НК РФ.

Нормы и правила ведения налогового учета налогоплательщики отражают в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя организации. Целью налогового учёта является определение налогооблагаемой базы на предприятии.

Споры вокруг необходимости ведения на предприятии отдельно налогового, а отдельно бухгалтерского учёта на сегодняшний день в России являются актуальными. Проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и предприятию приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат. И это не смотря на то, что фактически, бухгалтерский и налоговый учёт имеет некоторые общие черты.

Проведённые исследования показали, что налоговый учёт и отчётность необходимы и неизбежны, так как функционирование любой системы подразумевает определённую систему контроля, которую нельзя организовать без учёта и отчётности. Но тем не менее, необходимо менять механизм ведения налогового учёта и составления налоговой отчётности, приспосабливая для этого данные бухгалтерского учёта предприятия и дополняя установленные формы бухгалтерской отчётности соответствующими декларациями или декларационными разделами. То есть, произвести синтез (слияние) налогового и бухгалтерского учёта и отчётности.

Организация при разработке методики ведения налогового учета может применить принцип "приход-расход" с ведением книги доходов и расходов (аналогично применяющейся сейчас упрощенной системе бухгалтерского учета) или принцип двойной записи с использованием "налогового" плана счетов и разработкой "налоговых" проводок.

Некоторые предлагают компромиссный вариант - использовать для налогового учета дополнительно вводимые "налоговые" счета к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов и расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ. Обороты и остатки по этим счетам не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

Необходимость скорейшего приведения системы бухгалтерского и налогового учёта в РФ к мировым стандартам обусловлена предстоящим вступлением России в ВТО. Расхождение данных систем с общепринятыми международными стандартами, является дополнительным препятствием на пути к интеграции.

Налоговый учет - это особый порядок учета доходов и расходов и определение момента их признания, представляющий собой механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного периода, особый порядок формирования отложенных расходов.

Организация должна в обязательном порядке вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль.

Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учетной политике для целей налогообложения.

Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (в т.ч. справки бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации сгруппированных данных налогового учета за отчетный (налоговый) период без отражения по счетам бухгалтерского учета.

Формы аналитических регистров к налоговому учету организация может разработать самостоятельно, воспользоваться рекомендациями ФНС России по составлению налоговых регистров или воспользоваться данными аналитического учета, разработанными в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что содержащаяся в документах (реквизитах) аналитического учета информация содержит все необходимые сведения для исчисления налоговой базы и составления налоговой отчетности в разрезе каждой хозяйственной операции.

Введение налогового учета наряду с бухгалтерским является объективной необходимостью и потребностью каждой организации, которая заинтересована в снижении собственных расходов законным путем. Лишь совместное использование средств бухгалтерского и налогового учета обеспечивает реализацию оптимальной налоговой политики организации.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Налоговый кодекс РФ // Справочная правовая система «Гарант»
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ с дополнениями и изменениями//Справочная система «Консультант Плюс» 
  3. Андросов А.М., Викулова Е.В. Основы бухгалтерского учета. – М.:, Андросов, 2010.
  4. Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учёт. – М.: Перспектива, 2009.
  5. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учёта. – М., 2008.
  6. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет. – СПб.: Проспект, 2009.
  7. Ковалёв В.В. Финансовый учёт и анализ: Концептуальные основы. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. – М., 2011.
  9. Маренков Н.Л. Финансовый учёт в коммерческих фирмах. – М.: Феникс, 2010.
  10. Медведев М.Ю. План счетов бухгалтерского учёта и инструкция по его применению: комментарий. – М.: Юристъ, 2012.
  11. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организация налогового учёта на предприятии // Всё для бухгалтера - 2011 - № 21. С. 17-23.
  12. Никитин В.М., Никитина Д.А. Теория бухгалтерского учёта. – М.: ДИС, 2010.
  13. Рожнова О.В. Финансовый учёт: Теоретические основы, методологический аппарат. – М., 2003.
  14. Семенов С.К. О структуре  денежной массы//Финансы и кредит. - 2009.-№ 9.-с.23-27
  15. Хендриксен Э.С. Теория бухгалтерского учёта. – М., 2007.
  16. Захарьин В.Р. Расходы фирмы: бухгалтерский и налоговый учёт. – М.: ГроссМедиа, 2011.
  17. Лукаш А.Ю. Бухгалтерский и налоговый учёт различных хозяйственных операций. – М.: Книжный мир, 2011.
  18. Попонова А.Н., Нестеров Г.Г., Терзиди А.В. Организация налогового учёта и налогового контроля. – М.: Эксмо-Пресс, 2011.

 

 

Приложение 1


Основные отличия между бухгалтерским и налоговым учётом

 

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Вариант

Основание

Вариант

Основание

Способ (метод) начисления амортизации объектов основных средств

Линейный способ;

Способ уменьшаемого остатка;

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока использования;

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

п. 18 ПБУ 6/01

Линейный метод;

Нелинейный метод (кроме объектов основных средств, входящих в 8-10 амортизационные группы);

Выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту основных средств. Начисление амортизации в отношении объекта основных средств осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.

п.1-5 ст.259 НК РФ

Порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств.

Сразу включается в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг;

Предварительно учитываются в составе расходов будущих периодов, а затем равномерно включаются в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг в течение определенного периода времени (квартал, полугодие, год);

Учитываются в составе предстоящих расходов, образуя при этом ремонтный фонд.

 

 

п.26, 27 ПБУ 6/01

План счетов, п.72 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ

Признаются в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.;

Учитываются в составе резерва предстоящих расходов на их ремонт

п.1, 3

ст.260, п.2, ст.324 НК РФ

Способ (метод) оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство и ином выбытии, а также на конец отчетного периода

По себестоимости каждой единицы:

включая все расходы, связанные с приобретением запаса

включая только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант);

п.16, 21, 22, ПБУ 5/01 п.73-78

По стоимости единицы запасов (товаров);

По средней стоимости;

ФИФО;

ЛИФО

п.8 ст.254, подп.3 п.1 ст.268 НК РФ

   

 

Продолжение приложения 1

По средней себестоимости;

По каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки. Для 2-4 способов существуют следующие варианты:

- по взвешенной  оценке,

- по скользящей  оценке.

Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов

   

Порядок признания (списания) управленческих расходов (общехозяйственных расходов)

Признаются полностью в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности;

Признаются частично в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности

п.9 ПБУ 10/99

Управленческие расходы (косвенные расходы), осуществляются в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода

п.2 ст. 318 НК РФ

Порядок признания (списания) коммерческих расходов (расходов на продажу)

Признаются полностью в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности;

Признаются частично в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности

п.9 ПБУ 10/99

Для организаций, не осуществляющих торговую  деятельность коммерческие расходы, осуществленные в отчетном периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода;

Для организаций, осуществляющих торговую деятельность Коммерческие расходы, осуществленные в текущем месяце, уменьшают доходы от реализации текущего месяца, за исключением доли транспортных расходов, относящихся к остаткам товаров на складе (если по условиям договора транспортные расходы не включаются в цену приобретения товаров)

п.2 ст.318, ст.320 НК РФ

Порядок отражения в учете незавершенного производства

В массовом и серийном производстве:

по фактической производственной себестоимости, по нормативной (плановой) производственной себестоимости,  по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов;

п.64 Положения по ведению бухгалтерского

Для организаций, у которых производство связано с обработкой и переработкой сырья. Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье, за

п.1 ст319 НК РФ

   

Продолжение приложения 1

При единичном производстве продукции:

- по фактически  произведенным затратам

учета и бухгалтерской отчетности в РФ

минусом технологических потерь;

Для организаций, у которых производство связано с выполнением работ (оказанием услуг). Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем, объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг);

Для прочих организаций. Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции. Оценка остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям) организации и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

 

Порядок отражения в учете готовой продукции

По фактической производственной себестоимости–в единичном и мелкосерийном производстве, а также в массовом производстве с небольшой номенклатурой готовой продукции.;

По нормативной (плановой) производственной себестоимости (в том числе по прямым статьям затрат) – в массовом и серийном производстве с большой номенклатурой готовой продукции;

По договорным ценам – при стабильности таких цен;

п.59 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, План счетов,

Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток незавершенного производства), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

п.2 ст.319 НК РФ

   

 

Продолжение приложения 1

По другим видам цен

п.203-205 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов

Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам незавершенного производства.

 

Порядок отражения в учете отгруженной продукции (сданных работ, оказанных услуг)

По фактической полной себестоимости;

По нормативной (плановой) полной себестоимости;

В полную себестоимость наряду с производственной себестоимостью включаются затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг и возмещаемые договорной (контрактной) ценой.

п.61 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности  в РФ

Оценка остатков отгруженной, но нереализованной на  конец текущего месяца продукции определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на реализованную в текущем месяце продукцию.

Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца проводится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам незавершенного производства.

п.3 ст.319 НК РФ


 

 

 

 


Информация о работе Совершенствование учетной политики для целей налогообложения на примере ООО «Апекс»