Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 13:54, реферат
Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не могло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Ставки налога на имущество физических лиц зависят от инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Размер земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
2. Основные проблемы и перспективы налогообложения имущества физических лиц
2.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц
С налогообложением имущества связаны значительные сложности как экономического, так и политического характера. В России сейчас существует не рынок объектов недвижимости как таковых (участков земли со всеми неотделимыми от нее элементами), а рынок отдельных элементов объекта недвижимости - квартир, офисов, складских помещений и т.д. Причем "оборот" этих отдельных сегментов рынка ограничен с точки зрения как административных, так и экономических барьеров, а также проблемами, связанными с администрированием данных налогов.
Проблемы налогообложения земли: проведенная кадастровая оценка земель незаконна, фактически отсутствует рынок земли, проблемы администрирования данного налога, связанные с большими временными, трудовыми, финансовыми затратами, наличие значительного числа земельных участков, которые не имеют границ, т.е. не определены и не имеют правообладателя, речь идет о земельных участках, не прошедших государственную регистрацию, вследствие чего данные участки не подлежат налогообложению. Решение обозначенных задач заключается, прежде всего, в принятии Концепции реформирования налогообложения имущества и четком исполнении данного документа.
Проблемы налогообложения имущества физических лиц: многие объекты имущества на территории Российской Федерации не прошли инвентаризационный учет, инвентарная стоимость имущества физических лиц, которая является налоговой базой данного налога, не отражает реальной цены облагаемого имущества ввиду того, что используемая в настоящее время органами технической инвентаризации методика расчета инвентаризационной стоимости имущества необъективна, устарела и содержит массу противоречий.
Законодательство в сфере налогообложения недвижимости представляет собой совокупность законов и иных нормативно правовых актов, посредством которых государственные органы устанавливают, изменяют или отменяют соответствующие правовые нормы.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, налогообложение осуществляется на основе Закона РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Традиционно налоги на недвижимость составляют основной гарантированный источник доходов местного уровня, поскольку объекты недвижимости характеризуются постоянным местоположением и их юрисдикция легко фиксируется; они используются на развитие городской инфраструктуры и являются механизмом регулирования социального неравенства, связанного с приобретением богатства.
Налог на имущество стал, по существу, налогом на строения, помещения и сооружения. Он является регулярным налогом и уплачивается ежегодно независимо оттого, эксплуатируется это имущество или нет.
2.2 Направления совершенствования налогообложения путем введения налога на недвижимость
В настоящее время налогообложение недвижимости осуществляется примерно в 130 странах мира, причем отличается существенным разнообразием с точки зрения правового статуса налогоплательщика, объекта налогообложения, способов определения налогооблагаемой базы, принятых процедур взимания налога. Опыт многих развитых рыночных стран свидетельствует о существенной роли, которую играют налоги на недвижимое имущество в составе общего налога на капитал и имущество.
В большинстве стран мира налог на недвижимость относится к местным налогам, за счет которых формируется значительная доля местных бюджетов. Так в США за счет налогов на имущество формируется около 45% всех доходов местных бюджетов, во Франции - 40%. Местный характер налог на недвижимость носит в Канаде, Эстонии, Финляндии, Франции, Ирландии, Польше, Турции, США. В Австралии 0,2% доходов от налога поступают в Федеральный бюджет, а основная часть направляется в муниципальные и региональные бюджеты. В Бельгии местные и региональные органы власти финансируются за счет пени от несвоевременной или неполной уплаты налога на недвижимость.
Основным принципом налогообложения недвижимости, в том числе земли, в экономически развитых странах является принцип «ad valorem» (сообразно цене), т.е. налог пропорционален текущей рыночной стоимости недвижимой собственности. Налоговая база определяется исходя из оценки рыночной стоимости недвижимости либо величины приносимого ею дохода при сдаче недвижимости в аренду.
Единый земельный налог в чистом виде встречается редко (например, в Австралии). В основном практикуется налогообложение недвижимой собственности, причем в составе недвижимости выделяют застроенную и незастроенную части участка; в незастроенной части различают земли разных категорий, а в застроенной - строения различных категорий.
В большинстве стран главные налоговые льготы касаются сельскохозяйственных угодий, объектов коммунальных служб, жилья. Также определены налоговые льготы или субсидии для налогоплательщиков с низким доходом. Законодательства многих стран определяют уровень доходов, дающих право на льготы или освобождающих от налога; соответствующее сокращение налоговой выручки полностью компенсируется государством.
Налоги на недвижимость платят собственники либо арендаторы имущества, юридические либо физические лица в зависимости от принятых в той или другой стране критериев определения типов налогоплательщиков. Так, в большинстве стран налогоплательщики делятся на арендаторов и собственников, однако в некоторых странах, например в Германии, налогоплательщики подразделяются на типы без учета имущественного критерия (физические и юридические лица).
Налоги на землю и другую недвижимость являются, в основном, местными налогами. При этом местные органы власти обычно устанавливают ставки и взимают налоги, а управление налогами (определение базы налогообложения, оценка имущества) обычно выполняет высший административный уровень (Федеральный в РФ). В США, Китае, Сингапуре, Австралии и в ведущих европейских странах оценку недвижимости для целей налогообложения осуществляют налоговые органы или специализированные оценочные агентства, находящиеся в ведении министерства финансов.
Во многих странах существуют два вида налогов на недвижимую собственность с точки зрения времени их поступления в бюджет. Это ежегодные налоги на землю и недвижимость и разовые налоги, взимаемые в момент передачи прав собственности на недвижимость.
На данный момент единый налог на недвижимость в РФ еще не введен в действие. Прежде всего, это связано с некоторыми проблемами, возникающими при его реализации. Во-первых, внедрить единый налог на недвижимость можно только с помощью прямого принуждения, поскольку налогоплательщики не заинтересованы в увеличении налоговой нагрузки. Кроме того, возможно массовое оспаривание в судах оценок рыночной цены каждого объекта, которое займет не один месяц.
Во-вторых, этот налог предполагается рассчитывать не с инвентаризационной стоимости, как прежде, а с рыночной стоимости недвижимости, которая существенно выше инвентаризационной (кадастр дает хотя и дифференцированную по регионам, но все же массовую оценку), что приведет к увеличению уплачиваемой суммы и недовольству граждан с невысоким достатком. Так как налог составит немалую сумму, то, скорее всего, возникнет некое количество владельцев жилья, желающих оспорить ту сумму налога, который насчитают им фискалы. Поэтому представляется целесообразным перед введением налога создать систему апелляций, чтобы каждый мог прийти и попросить показать расчеты, на основании которых сумма налога оказалась той, а не иной.
Можно сделать вывод о перспективности налога на недвижимость в Российской Федерации, но на уровне всей страны проблемы, связанные, прежде всего, с инвентаризацией, определением инвентаризационной стоимости и статуса многих объектов, проявятся гораздо сильнее, и на их решение понадобятся значительные временные затраты. Ведь необходимо не только создать институт массовой оценки недвижимости и систему государственных налоговых оценщиков, но и решить массу проблем, которые на первый взгляд являются техническими. Сегодня в стране учтена только треть недвижимости. Эти объекты привязаны к местности, занесены в электронные базы, установлена история их владения и оценена их кадастровая стоимость. Кадастровая оценка для каждого объекта индивидуальна. Для городов она выше, для сельской местности ниже. Однако собрать все данные о недвижимости в единое целое мешает, в частности, отсутствие современных картографических материалов.
В России идет тенденция к введению налога на недвижимость. Об этом говорит российская газета, по ее сведениям налог на недвижимость может быть введен в 2014 году. Ведомства уже согласовали проект закона об этом, сообщают СМИ.
Предполагается, что налог не будет единым в полном смысле - на объекты недвижимости и землю он будет взиматься отдельно. Но в обоих случаях по кадастровой стоимости. Кадастровая оценка объектов недвижимости везде проведена. Правда, во многих случаях она в несколько раз выше так называемой оценки БТИ (инвентаризационной стоимости).
Ставка на жилую недвижимость составит не более 0,1 процента от кадастровой стоимости, для нежилых объектов - до 0,5 процента. Для земли под домами и дачами ставка составит не более 0,3 процента, а для земель под другие цели - 1,5 процента.
Предусмотрен налоговый вычет - в 20 квадратных метров на каждый объект жилой недвижимости. Обладателям элитной недвижимости - дороже 300 миллионов рублей - придется раскошелиться: для них ставка налога может быть повышена до одного процента. Окончательное решение по ставкам будут принимать региональные власти. На федеральном уровне закрепляется "вилка", в пределах которой они могут действовать.
При этом для регионов цена квадрата жилой недвижимости в среднем составляет 35 тысяч рублей.
Деньги от налога на недвижимость будут поступать в местные бюджеты. Считается, что это поможет получить им дополнительные доходы. Если, к примеру, от уплаты имущественных налогов гражданами государство в 2012 году получило чуть более 17 миллиардов рублей, то при переходе на "кадастровый" налог сумма увеличится в разы - до 67 миллиардов рублей в год, рассчитывали ранее эксперты "Российской Газеты".
2.3 Положение имущественных налогов с физических лиц в рамках формирования соответствующего бюджета Иркутской области
Имущественные налоги играют не маловажную роль при формировании бюджета муниципального образования или субъекта РФ.
Налог на имущество физических лиц, также как и земельный налог является местным налогом, он поступает в бюджеты муниципальных образований. Транспортный налог является региональным налогом, зачисляемый в бюджет субъекта РФ.
Поступление в местные бюджеты Иркутской области по состоянию на 01 октября 2012 г.
Таблица 2
на 1 ОКТЯБРЯ 2012 года доля в Фактическиобщих поступилопоступлениях тыс. руб.%Всего доходы местных бюджетов (стр. 1010 отчёта формы № 1-НМ)13 624 894 100,0Налог на доходы физических лиц9 419 829 69,1Налоги со специальным режимом2 232 851 16,4 единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения1 036 490 7,6 единый налог на вмененный доход1 144 633 8,4 единый сельскохозяйственный налог51 728 0,4Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения Налоги на имущество1 823 065 13,4Налог на имущество ФЛ109 912 0,8Земельный налог1 713 153 12,6Поступления в счёт погашения задолженности и по перерасчётам по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам, неналоговые доходы, администрируемые налоговыми органами и государственная пошлина149 149 1,1
Таким образом, фактические поступления с налога на имущество составляют 1 823 065 тыс. руб., что эквивалентно 13,4 % в доле общих поступлений. Причем, основная доля налоговых поступлений с имущества физических лиц составляет земельный налог. Доход местного бюджета с налога на имущество физических лиц более, чем в 15 раз меньше, чем земельный налог. Можно сделать вывод, что в рамках нашего региона основная доля налоговых поступлений в рамках налогов на имущество в местный бюджет, приходится на налог на землю.
На 01 октября 2013 года поступления в местные бюджеты Иркутской области, составляют:
Таблица 3
на 1 ОКТЯБРЯ 2013 годадоля вФактическиобщихпоступилопосту
По сравнению с аналогичным периодом 2012 года, наблюдается динамика роста всех налоговых поступлений в местный бюджет. В рамках налогов на имущество, виден прирост налога на имущество физических лиц на 0,3 % доли в общих поступлениях. Напротив дело обстоит с налогом на землю, доля которого в общих поступлениях снизилась на 0, 1 %.
Основную часть поступлений в местный бюджет составляют налоги на доходы физических лиц.
Поступление налогов и сборов в консолидированный территориальный бюджет Иркутской области:
Таблица 4
на 1 ОКТЯБРЯ 2012 годана 1 ОКТЯБРЯ
2013 года доля в доля в
Информация о работе Сущность и значение налогов на имущество физических лиц